Главная страница

Урок литературы Тема: «Он сердцем пел…»: жизнь и творчество В. С. Высоцкого. Целевая аудитория: 11 класс


Скачать 59.4 Kb.
Название Урок литературы Тема: «Он сердцем пел…»: жизнь и творчество В. С. Высоцкого. Целевая аудитория: 11 класс
Дата 05.03.2016
Размер 59.4 Kb.
Тип Урок

Урок литературы

Тема: «Он сердцем пел…»: жизнь и творчество В.С.Высоцкого.

Целевая аудитория: 11 класс.

Используемая технология: социально – культурный проект.

Тема проекта: «Он сердцем пел... ».

Форма проведения: коллективное творческое дело.

Цели:

  1. Формировать знания о творчестве известного поэта, певца, композитора, актёра В.С.Высоцкого.

  2. Формировать компетентности в сфере творческой, познавательной и организаторской деятельности; развитие коммуникативных качеств посредством работы в группе.

  3. Формировать чувство прекрасного; ощущение сопричастности с судьбой великого соотечественника, воспитывать любовь к художественному слову, к поэзии, музыке.

Прогнозируемый результат:

  1. Понимание сути творчества и личности В.С.Высоцкого, его места в русской культуре.

  2. Позитивное отношение к сотрудничеству и помощи.

  3. Осмысление ценности для человечества таланта и души великого поэта.

  4. Освоение навыков работы с поэтическим и публицистическим текстом, с видео- и аудиоматериалами.

  5. Умение работать в команде, представлять результаты своего труда.

  6. Творческий подход к работе.

Формируемые УУД:

  • Личностные: гуманистическое отношение к окружающему миру; освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих ценностей.

  • Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  • Познавательные: установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений.

  • Коммуникативные: умение принимать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Время проведения: 08.30. – 09.10.

Место проведения: МБОУ «СОШ № 4».

Оснащение:

  1. Презентация по теме.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Печатный материал (биография В.С.Высоцкого, стихи В.С.Высоцкого и о нём).

  4. Компьютер.

  5. Раздаточный материал (сердечки из цветной бумаги, маркеры).

  6. Магниты.


  1. Оргмомент.

- Здравствуйте. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы на нём будете не просто учениками, а побываете в других ролях. Согласны?

  1. Мотивационный момент (вступительное слово учителя).

Слово учителя:

- Я предлагаю прослушать песню, слова которой можно считать жизненным кредо её автора. Подумайте и скажите потом, чего не приемлет в жизни этот человек.
СЛАЙД 3 – КЛИП «Я не люблю…» - 2 мин. 17 сек.



Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

когда весёлых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или - когда все время против шерсти,

Или - когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза!

Досадно мне, коль слово "честь" забыто,

И коль в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья -

Нет жалости во мне и неспроста.

Я не люблю насилье и бессилье,

Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют,

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,

На них мильон меняют по рублю,

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю.

- Вы узнали исполнителя? СЛАЙД 4 Портрет В.Выс.

- Да, это поэт, певец, актёр театра и кино Владимир Семёнович Высоцкий.

- Ответьте, пожалуйста, против чего выступает здесь поэт? (ПРОТИВ УНЫНИЯ, ЦИНИЗМА, ПРЕДАТЕЛЬСТВА, СПЛЕТЕН, МЕЩАНСТВА,НАСИЛИЯ И СЛАБОСТИ, ТРУСОСТИ, РАВНОДУШИЯ. ОН – ЗА ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ).

- Однажды он написал: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои босые души …».

- А ради чего, как вы думаете?

- Можно ли сказать, что, наверное, ради того, чтобы сделать наш мир чище, справедливее, прекраснее?

- 25 января 2014 года Владимиру Высоцкому исполнилось бы 76 лет… О нём можно бесконечно много говорить, спорить… Я предлагаю, чтобы вы сами сегодня узнали об этом человеке то, что вам покажется важным, волнующим… Скажу лишь следующее: под строчками стихов и песен Высоцкого подписались бы миллионы людей, как сказал Михаил Боярский: «Нам всем сейчас не хватает Высоцкого, он – наша совесть, он – душа нашего времени!»

- Давайте вместе попробуем узнать о нём как о поэте, певце, актёре и просто как о Человеке!
3. Постановка цели и задач.

- Итак, сегодня мы работаем над творческим проектом. В процессе урока мы также постараемся разрешить проблемы (КАРТОЧКИ С ВОПРОСАМИ – НА ДОСКУ)

1.Чем творчество Высоцкого близко и дорого нам сегодня?

2.Что оставил нам Высоцкий в наследство?

3. Какие человеческие качества являются основой личности поэта?

- Итогом вашей работы должна стать программа о Владимире Семёновиче Высоцком в форме литературно-музыкальной композиции на тему «Он сердцем пел…».

- Создаём рабочую группу. Условно обозначим следующие роли:

  • Корреспонденты – Валя, Катя и Вася - отбираете необходимый, на ваш взгляд, материал для композиции, - пожалуйста, вот ваше рабочее место.

  • Клипмейкер - Севинч – подбирает клипы или аудиозаписи с песнями Высоцкого или о нём; твоё рабочее место – за столом с компьютерем, на рабочем столе здесь имеется папка с материалами.

  • Режиссёры – Лиза и Вова – обеспечиваете руководство проектом, связь между группами и в итоге монтируете сценарий и организуете совместное творческое выступление.

  • Актёры-чтецы– вы все вместе – и клипмейкер – представляете результаты своей работы в виде литературно-музыкальной композиции о жизни и творчестве Владимира Высоцкого.

- А я помогаю вам всем. На работу нам отведено 10 минут.

4. Теоретическая часть: выполнение творческого проекта - сценария. 10 минут.

5. Презентация проекта: музыкально-литературная композиция.10 минут.

6. Итог.

- Спасибо вам всем! Получилось очень трогательно, познавательно и красиво.

- Вы сегодня окунулись в мир красоты поэтического слова, музыки, артистизма, величия души и таланта поэта, истоков любви в разных её проявлениях…

- Какие же ответы вы дадите на вопросы? (1.В ЕГО СТИХАХ И ПЕСНЯХ – САМА ЖИЗНЬ, ОНИ АКТУАЛЬНЫ И СЕГОДНЯ, ТАК КАК ОН ПИШЕТ О ВЕЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ: ЛЮБВИ, ПАТРИОТИЗМЕ, МУЖЕСТВЕ. 2.ОН ОСТАВИЛ НАМ ПРЕКРАСНЫЕ ПЕСНИ, РОЛИ В ФИЛЬМАХ И СПЕКТАКЛЯХ. 3.ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ, ТРУДОЛЮБИЕ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ.)

- Именем Владимира Высоцкого названа далёкая и прекрасная звезда… А ещё – вершина одной из высоких гор… Его жизнь оказалась коротка… Как комета на небосводе… Но Высоцкий своим пылающим сердцем сумел зажечь свет в сердцах людей – свет любви, поиска, взлёта души, стремление к гармонии и красоте мира!

7. Рефлексия. 2 минуты.

- Я прошу вас написать на бумажных сердечках одним словом, что ПРИВЛЕКЛО ВАС В ТВОРЧЕСТВЕ В.ВЫСОЦКОГО, о чём заставило вас задуматься соприкосновение с ТАЙНИКАМИ ДУШИ ЭТОГО ТАЛАНТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА , Поэта с большой буквы… Возможно, первое, что сейчас возникает в ваших чувствах, впечатлении, ощущениях… Что осталось в вашей душе?... Отзыв на нашу сегодняшнюю работу…Буквально 1 минута на это – и можно прикрепить сердечки на доску, можно просто отдать мне.

- Спасибо вам за ТВОРЧЕСТВО, ОТЗЫВЧИВОСТЬ. Всем желаю гармонии, удачи, добра!