Главная страница

Урок истории в 9 -м и 11-м классе «История зарубежных стран сквозь призму художественной литературы и киноискусства»


Скачать 60.49 Kb.
Название Урок истории в 9 -м и 11-м классе «История зарубежных стран сквозь призму художественной литературы и киноискусства»
Дата 13.03.2016
Размер 60.49 Kb.
Тип Урок

МО «Курильский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Горячие Ключи

Совмещенный урок истории

в 9 –м и 11-м классе

«История зарубежных стран

сквозь призму художественной литературы и киноискусства»

подготовил: учитель высшей категории

Краснова Ирина Геннадьевна

1 декабря 2012 год.
Цель урока: сформировать образ изученного курса «Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века» у учащихся сквозь призму литературных произведений и фильмов XX века.
Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся единый образ XX века через доступные для понимания подростками такие исторические источники как художественные фильмы и книги.

  2. Привить интерес к изучению истории, развить умение видеть историю в художественных произведениях.

  3. Развитие познавательной инициативы у учащихся выпускных 9 и 11 классов.

  4. Воспитание коммуникативных навыков у школьников.

  5. Развитие умения учеников самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою учебную деятельность и подводить итоги выполненной работы.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.

Форма урока: урок – семинар.

Методы обучения:

  • по источнику передачи и восприятия учебной информации: беседа.

  • по степени самостоятельности мышления учащихся: исследовательский, поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в малых группах.

Учебные пособия:

  • Сороко - Цюпа О.С., Сороко – Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран XX – начале XXI века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008.-286 с.

  • Загладин Н. В. , Симония Н. А. Всемирная история. История России и мира XX в. 11 класс. – М.: Русское слово, 2007. - 400 с.

Оборудование: компьютерные презентации (мультимедиа-проектор, экран).

Место урока в теме:

Тема «История зарубежных стран сквозь призму литературы и киноискусства» изучается последней в курсе «Новейшей истории зарубежных стран, XX - начало XXI века». На ее изучение отводится 1 час. Уроку предшествует длительная заблаговременная подготовка учеников и учителя. Школьникам заранее сообщено задание – подготовить проект к заключительному уроку, прочитав книгу (11 класс) или просмотрев фильм (9 класс). Учитель выстраивал индивидуальную траекторию работы с каждым учеником (либо с группой учащихся).

Я на мир взираю из-под столиков:

Век двадцатый, век необычайный!

Чем столетье интересней для историка,

Тем оно для современника печальней .

Н. Глазков

Ну что мы знаем о мире-

О древнем? О средних веках?

Что дважды два, - не четыре?

Что правда горит на кострах?
А в сущности, что же мы знаем о дедах?

Имен не сберечь?

Беспамятство-сила презлая,

Об этом сегодня и речь.
Годы плетут свои сети,

Как сыплет безвременья снег!

…А меньше всего на свете

Мы знаем XX век…

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж

Действия учителя

Действия учащихся

Методические комментарии

Организационный момент. (1–2 мин)

Приветствие. Учет посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

Реализация функциональных возможностей дежурных. Готовность класса к работе.

Создание положительного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе.

Актуализация знаний учащихся. (10–12 мин.)

Зачитывает отрывок стихотворения « Ну что мы знаем о мире…» с демонстрацией компьютерной презентации “XX век через образы литературных произведений и фильмы”.

Задает вопросы:

- Какой отрезок времени мы с вами изучали?

- Какие события XX века вы считаете наиболее значимыми? (На доске фиксируется список известного ученикам учебного материала).

Зачитывает стихотворение Н. Глазкова и задает вопрос:

- Как вы думаете, почему историки считают XX век наиболее сложным и одновременно наиболее простым для исследования?

-Какие из источников нам наиболее доступны для понимания того времени?

Внимательно прослушивают и просматривают слайд презентации.

Записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы и работают с доской.

Отмечают, что Новейшее время и сложно и просто в изучении из-за обилия исторических источников по данному периоду.

Приходят к выводу о доступности книг и фильмов в качестве исторических источников по изучению периода.

Создается визуальная мотивация к уроку.

Формируется список известных характеристик зарубежной истории XX в. с целью: выявить уровень знаний учащихся и подвести ребят к самостоятельной формулировке учебных задач на урок.


Сообщения учащихся о результатах проектной деятельности. (25 мин.)

(20–25 мин.)

Предлагает учащимся познакомить всю аудиторию с результатами своей работы и составить в тетради списка произведений.

Прослушивает отчеты учащихся, корректирует, помогает наиболее полно раскрыть тему. Задает вопросы для уточнения данных.

Представители малых групп и учащиеся индивидуально отчитываются по своим проектам, остальные внимательно слушают, анализируют и задают вопросы одноклассникам, дополняют свои записи.

Развиваются умения обобщать и представлять полученные знания на аудиторию.

Развиваются коммуникативные умения в интерактивном режиме работы.

Рефлексия. (10–15 мин.)

Обращает внимание на список значимых событий зарубежной истории XX в. и составленный в начале урока и задает вопрос: Какой образ XX века вы бы составили сейчас?
Предлагает продолжить предложение : «Для меня XX век – это…».

Учащиеся обращаются к списку событий зарубежной истории XX в. и корректируют его.


Происходит рефлексия-сопоставление и оценка учебного материала для каждого учащегося до и после получения новой информации.

Подведение итогов урока. Выставление оценок. (3 мин.)

Задает вопросы:

Все поставленные задачи были решены нами в ходе урока? Если нет, то в чем заключается причина их невыполнения?

Можно ли их будет решить дома и на следующем уроке?

Кто из ребят проявил себя сегодня лучшим образом?

- Кому бы вы посоветовали отредактировать свои работы дома?

Отвечают на вопросы учителя, проводят самооценку и оценку учебной деятельности на уроке.

Система вопросов по выполнению учебных задач, обращенных к учащимся, способствует постепенному формированию умения проводить самооценку и оценку учебной работы на уроке.

Д/3. (1–2 мин.)

Объявляет д/з: § 1 (всем) по учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XX – начало XXI века», составить список фильмов по истории России XX в.

Учащиеся записывают д/з в дневники,

Дифференцированное дом. задание позволяет индивидуально подходить к решению образовательных и воспитательных задач на уроке и дома