Главная страница

Урок биологии по теме «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб»


Скачать 50.6 Kb.
Название Урок биологии по теме «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб»
Дата 25.02.2016
Размер 50.6 Kb.
Тип Урок

Урок биологии по теме
«Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее

строение рыб».
Абрамова Татьяна Тимофеевна, учитель биологии

Цель урока:

Познакомить учащихся с представителями нового класса животных.

Задачи урока:

Образовательная. Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде. Показать единство приспособительной

организации рыб и условиями жизни в воде. Отметить относительность

этих приспособлений.

Развивающая. Развивать речь, обогащать активный словарный запас, отвечать на проблемные вопросы. Развивать умения и навыки самостоятельной работы, умение работать с индивидуальными и дифференцированными заданиями.

Воспитательная. Формировать бережное отношение к природе.

Формировать основы экологического сознания.

Методы.
Словесный: беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение текста

учебника.
Наглядный: работа с таблицами, просмотр фрагмента видеофильма.
Практический и частично-поисковый: лабораторная работа, оформление

результатов работы в рабочей теради.
Форма организации учебной деятельности учащихся: коллективная,

групповая, индивидуальная.
Оборудование. Презентация.
Таблицы «Тип Хордовые.Класс Рыбы», «Многообразие рыб», «Ланцетник».
Живые аквариумные рыбы в банках с водой на каждый стол, чешуя рыбы.
Модель рыбы «Речной окунь», ручные лупы, цветные мелки, трафареты

рыб из картона, рабочие тетради с печатной основой ( п/о ).

Основные термины и понятия (на доске): голова ,туловище, хвост, кожа, чешуя, слизистые железы, плавники: непарные и парные; боковая линия, челюсти, ноздри, глаза, гидробионты.

Основное содержание урока:

1)Общие признаки хордовых животных.

2)Краткая характеристика надкласса Рыбы.

3)Среда обитания рыб . Различные экологические группы рыб.

4)Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

1)Проверка знаний учащихся об общих признаках животных типа Хордовые.

1.К доске выходят два ученика: первому дать задание нарисовать цветным мелом схему строения хордового животного и подписать на ней все его органы.

2.Второй ученик чертит схему «Систематика хордовых» (до классов)

3.Беседа с классом : какой тип животных начали изучать? Какое животное из этого типа было рассмотрено ?По каким признакам ланцетника относят к хордовым?

4.Ученик проверяет выполненную на доске схему строения хордовых ?Назовите общие черты организации хордовых?

5.Второй ученик рассказывает о систематике хордовых. Необходимо объяснить ,почему тип делится на подтипы?

В чем состоят особенности организации с их условием существования и образом жизни.

6.Дать характеристику ланцетнику ,как низшему хордовому животному.(указать характерные черты).

7.Подписать указанные органы и части тела ланцетника (красный цвет-хорда ,синий- нервная система, желтый- пищеварительная трубка.)

Предлагается рисунок без подписей: хорда ,нервная система,спинной и хвостовой плавник, рот с щупальцами, жаберный плавник, глотка, печеночный вырост, кишка, анус, спинной и брюшной кровеносные сосуды , жаберные артерии.

8.Работа по карточкам (тестирование на листках)

Проверка знаний, запись в тетрадях.

Каковы характерные признаки типа Хордовые?Какие существуют различия между ланцетником и беспозвоночными животными? Таким образом ,ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными .

Изучение нового материала:

Сегодня мы начинаем с вами изучать новую группу животных. Как вы думаете какую? Просмотр фильма ( 3минуты ) .Тема урока в тетради. Назовите цели нашего урока, используя термины и понятия ,написанные на доске?

Рыбы- наиболее древние позвоночные животные ,исконные обитатели водной среды в которой жили и все их предки ,начиная с первичных организмов и в которой исторически сложился тип хордовых животных, т.е.они гидробионты. Рыбы, как первичноводные позвоночные дают нам ключ к пониманию строения более примитивных хордовых. Из всех примитивных хордовых костистая рыба наиболее доступна для изучения.

Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных .Число видов превышает 22000. Рыбы отличаются по размерам, окраске, строению, физиологии. Длина тела может быть меньше 1см(7мм).

Бычок филлипинский –этих рыбок в одно время модницы носили в хрустальных серьгах-аквариумах.

В какой воде обитают рыбы?

Среда обитания рыб- различная: океаны, моря, реки, озера, пруды(морская, пресная вода). В зависимости от мест обитания рыб подразделяют на экологические группы (пресноводные, проходные, солоноватые и морские).

В разнообразном подводном мире каждый вид рыб обитает в тех местах, к которым он лучше всего приспособлен, где можно найти пищу, укрытия и места для размножения.

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большему разнообразию форм их тела: появлению множества приспособлений к условиям обитания ,как в строении, так и в биологических особенностях. Чем обусловлено такое разнообразии форм? Какие приспособления для жизни в воде имеют рыбы?

Мы пришли к выводу, что многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большему разнообразию форм их тела, множеству приспособлений к условиям обитания. Но есть общие признаки во внешнем строении рыб ,которые позволяют им жить в водной среде.

Начинаем исследовательскую работу:

Лабораторную работу будем выполнять по группам (стр154лр.6 п/о №2.)

1)Группа «Внешнее строение рыб».Признаки и форма тела, покровы .

2)Группа «Органы, расположенные на голове»(жаберные крышки, у акулы жаберные щели, органы, расположенные на туловище. (Таблица ,стр. 7,№2)

3)Органы передвижения (непарные ,парные).

4)Рассмотреть чешую ,что по ней можно определить? (Сообщение-доклад, «Акула») .

5)Органы боковой линии,ощущают направление тока воды, глубину погружения и силу течения.

6)Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на предметы? При помощи боковой линии рыба ощущает приближение к предметам.

7)Органы чувств рыб (таблица на слайде). Органы обоняния (обоняние у акул).

8)Органы зрения.

9)Зарисуйте внешний вид рыбы. Подпишите части тела (п/о стр.6).

10)Перечислите факторы водной среды.

Закрепление.

  1. Перечислите особенности внешнего строения рыбы , связанные с её водным образом жизни. Вопросы по порядку в инструкции к лабораторной работе.

Могут ли рыбы жить вне воды?Если нет, то почему?

ВЫВОД: В связи с жизнью в воде у рыб образовались специальные приспособления :торпедообразная форма тела, чешуя, слизь, плавники, жабры , боковая линия. Эти приспособления относительны т.к. полезны только в воде. Вне воды рыбы не могут передвигаться ,питаться, чувствовать запахи, двигаться.

  1. Кроссворд. Рыбы- позвоночные животные ,обитающие в воде и передвигаются с помощью …………

Ихтиология – наука о рыбах.

Домашнее задание №31,оформить лабораторную работу.

Итог урока, оценки.

Рефлексия. СПАСИБО ЗА УРОК.