|
«Управление качеством образования через повышение эффективности современного урока»
Сообщение по теме:
«Управление качеством образования через повышение эффективности современного урока»
Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуален во все времена. В последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:
1. Возникновение новых разнообразных систем ценностей на фоне кризиса прежних систем ценностей.
2. Последовательный и необратимый переход от единообразия учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию.
3. В процессе формирования рынка образовательных продуктов и услуг утрачивается государственная монополия на принятие решений в сфере образования. Во многих регионах создаются свои программы, учебники, учебные планы.
Понятие «качество образования» предстает как соотношение цели и результата. Образование признается качественным, если учащиеся достигли высоких результатов в достижении поставленных целей. Поэтому в обобщенном виде качество образования можно представить как:
· качество образованности школьников;
· качество выполнения государственного стандарта;
· качество реализации образовательного процесса педагогами;
· качество управленческой деятельности администрации ОУ.
Все эти элементы, характеризующие качество образования тесно взаимосвязаны.
Качество реализации образовательного процесса педагогами подразумевает проблему эффективности урока. Обращение к проблеме эффективности урока оправданно на любом этапе движения школы к новому более высокому качеству образования. Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эффектос» означает выполнение действий, результат, вследствие каких либо действий.
Основой эффективности урока – целеполагание. Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развитие и воспитание учащихся. Многие педагоги недооценивают значение этого обязательного элемента любого планирования, полагая, что все само собой вытекает из темы урока. На практике же многие просчеты в уроке и возникают именно из – за пренебрежения работой по продумыванию целей. Цели дают возможность организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. Цели учителя не предъявляются ученикам, но учитель делает все, чтобы эти цели достигались.
Цели ученик должен сформулировать сам – ему сообщается только тема урока.
Задача учителя обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личное заинтересованное отношение к ее достижению. Когда ученики не осознают цели своей работы на уроке, процесс их учения и руководство ими со стороны учителя приобретает формальный характер, ученики выполняют указания учителя, потому что ему это «почему-то нужно». Не понимая замысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность, самостоятельность при работе над ними.
Задача учителя вместе с учащимися сформулировать образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.
Сформировать у учащихся понимание, что без цели очень трудно оценить результаты их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том лишь случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат.
Ученическую цель необходимо формулировать вместе с учащимися, в противном случае она не будет для них личностно значима. Цели, спущенные кем - то сверху – чужие цели. Ученики должны точно представлять предполагаемый результат их учебной деятельности, знать за что им необходимо отчитаться перед учителем в конце урока.
Способствует повышению эффективности урока – обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному.
Профессионализм учителя и состоит в том, чтобы показать связь любого приобретаемого на уроке знания с нынешней или будущей жизнью. Для этого необходимо включать в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в сходной и незнакомой ситуации.
Как успешно провести урок?
1. Излагая новый материал, используйте систему записи на доске основного учебного
содержания, которое должно быть обязательно усвоено школьниками. Здесь вам помогут
словесно - логические схемы, обобщающие таблицы, опорные сигналы.
2. Даже в процессе изложения учебного материала постарайтесь беседовать с
учащимися, контролируя качество его усвоения и степени познавательного
интереса к нему.
3. Добейтесь того, чтобы вопросы учащихся с мест, их ответы комментарии давались только по вашему разрешению.
4. Постарайтесь организовывать постоянную занятность учащихся на уроке. Это позволить преодолеть многие трудности, в том числе решить проблему дисциплины.
5. Используйте на уроке дополнительный, занимательный материал научно-популярной литературы, что будет способствовать развитие интереса к предмету.
6. Не забывайте о богатых возможностях наглядных средств обучения.
7. Излагайте материал в доступной для учащихся форме. При изучении наиболее сложных вопросов курса. Однако, иногда целесообразно их повторное изложение учителем.
8. Акцентируйте внимание школьников на практической значимости изучаемого материала. Общие идеи и положения старайтесь проиллюстрировать конкретными примерами.
9. Организуйте самостоятельную интеллектуальную и практическую деятельность учащихся на уроке, сочетая фронтальную, групповую индивидуальную форму работы. Осуществляйте логический переход к новому виду учебной деятельностью.
10. Предлагайте учащимся план осуществления учебной деятельности:
· план сравнения объектов;
· план описания объекта;
· план проведения опыта;
· план выполнения лабораторной работы;
· план работы с литературным источником.
· Не забывайте организовывать работу школьников с учебником на уроке. При этом возможны следующие виды деятельности учащихся:
· ответы на вопросы в конце параграфа;
· пересказ содержания параграфа;
· выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;
· выписывание в тетрадь основных определений;
· конспектирование;
· составление плана параграфа;
· заполнение таблиц в тетради (по материалу, приведенному в учебнике) работа с иллюстрацией учебника.
12. Используйте многообразие методов и приемов опроса учащихся:
· устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);
· решение задач (устно или письменно);
· коллективное заполнение таблиц или схемы на доске;
· письменный ответ с указанием частей на рисунке;
· сравнение признаков объекта;
· индивидуальное сообщение учащихся (доклад, реферат, результаты опыта и т.д.);
· обсуждение ответа товарища;
· письменный программированный опрос;
· самостоятельное заполнение таблицы в тетради.
13.Современные учителя в целях проверки качества усвоения школьниками знаний и умений нередко организуют:
· выполнение разноуровневых индивидуальных заданий по дидактическим карточкам, что позволяет учесть индивидуальные особенности школьников;
· поиск и комментирование взаимосвязи между понятиями написанными учителем на доске;
· ответ по плану, составленному самостоятельно или предложенном учителем;
· составление вопросов и задавание их своим товарищам по классу;
· исправление ошибок в терминах, написанных учителем на доске;
· участие в «полетном» повторении по основным терминам, понятиям, проводимым учителем, и т.д.;
14.Напомним, что познавательная деятельность учащихся может быть организованна на продуктивно-подражательном, частично-поисковом, творческом уровнях. Первый характеризуется воспроизведением информации без какой-либо логической её переработке, второй осуществлением аналитической или синтетической деятельности, использованием того или иного известного учащимся алгоритма (выбор алгоритма должен сделать сам школьник, что и является объектом поиска), третий - построением нового алгоритма действий, предложением оригинального, нестандартного и при этом правильного решения учебной задачи. Желательно, чтобы на уроке учитель использовал задания, нацеливающие учащихся на все три уровня познавательной деятельности, добиваясь гармонии между ними. Уделяя особое внимание творческому развитию учащихся, необходимо предлагать им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.
15. Приучайте школьников к самостоятельному ведению записей в тетради:
· вопрос для обдумывания на уроке;
· таблиц, схем, опорных сигналов, которые облегчают усвоение материала;
· планы ответов;
· планы проведения лабораторных работ;
· планы осуществления интеллектуальной деятельности (например: план сравнения объектов);
· краткие конспекты трудных абзацев учебника;
· список рекомендуемой литературы;
· домашнее задание к следующему уроку.
Однако не следует слишком увлекаться ведением записей (в особенности бездумным переписыванием школьниками материала и учебника). Необходимо помнить о том, что любое действие ученика и учителя на уроке должно быть педагогически целесообразным и иметь определенный смысл, ведь время урока не безгранично...
16. Поощряйте даже, не большой успех ученика при движении к цели отмечайте (хотя бы добрым словом) его личные достижения, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимосвязи.
|
|
|