Главная страница

Учитель биологии


Скачать 48.7 Kb.
Название Учитель биологии
Дата 06.03.2016
Размер 48.7 Kb.
Тип Урок


Учитель биологии

Раснюк Л.И.

ГБОУ школа №644 СПб
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания биологии. c:\users\ikt\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.ie5\wez3ej6x\mc900200427[1].wmf

В игре закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться научно – популярной литературой. Важная черта игр – занимательность. Поэтому дети с удовольствием принимают в них участие.

Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

Чтобы привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным на своих уроках биологии я включаю игровые моменты.

Известно что дети любят играть. Игрой можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных учащихся, привлечь их внимание к малоинтересному материалу.

Урок как основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную.

Развивающая функция современного урока биологии заключается в развитии у всех учащихся класса познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей. Экспериментально доказано, что, овладевая основными теоретическими понятиями, законами науки, методами их логического анализа, учащиеся продвигаются вперёд в своём умственном развитии значительно быстрее, чем при усвоении преимущественно эмпирических фактических знаний (В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина).

Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность.

Успешность обучения существенно зависит от отношения учеников к учебной деятельности.

Умелое использование разных форм организации коллективного труда учащихся на уроке повышает их познавательную активность, положительно влияет на характер межличностных отношений в коллективе. Задачей учителя становится создание таких условий общения, когда творчество превращается в коллективное, обогащая духовный потенциал каждого.

Создание непринуждённой и доброжелательной обстановки, общей заинтересованности в решении познавательной задачи способствует продуманное введение игры в познавательный процесс.

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требуют большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зеленого цвета, с одной стороны и красного – с другой) или разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.

В большинстве игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течении урока. Если активность и интерес детей какой – либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее количество звёздочек), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и получит звёздочку. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся.

Познавательные игры требуют не только наличия определённой суммы знаний, но и умения свободно и творчески их использовать. При обучении можно широко использовать игры-соревнования, игры-загадки, сюжетно-ролевые игры, ребусы, кроссворды.

Игры-соревнования приучают ребят к самостоятельной работе, углубляют и расширяют знания по теме. Ребята приобретают опыт общения, сотрудничества с товарищами. Разрабатываются задания и круг вопросов, которые должны повторить все ученики. Каждая группа получает задание: сделать рисунок фантастического растения допустив в нём несколько ошибок, и подготовить вопросы из занимательной ботанике.

Проверка знаний на обобщающем уроке в форме игры ненавязчива, не вызывает у учащихся неприятных ощущений, а усвоение, после неоднократного повторения в различных вариантах, достаточно эффективно. Игра предъявляет ученику и нравственные критерии, Вырабатывает понятия справедливости, честности, ответственности перед командой.

Вместо традиционных форм закрепления материала по «Многообразие цветковых растений» можно провести игры: «Найдите лишнее растение, не принадлежащее к данному семейству», в наборе гербариев и доказать свою правоту знаниями общих признаков семейства. Найди «формулу цветка». Угадай задуманное. «Собери разрезные картинки». Загадки о растениях. Путешествие по «Ботаническому саду».

Помня, что от природы все дети разные, необходимо создавать на уроке условия для решения учебных задач разными путями.

Литература:

  1. В.Н.Максимова. «Современный урок биологии». (Б-ка учителя биологии). – М.: Просвещение 1985г.

  2. А.А.Кузнецова. «Учебные игры на уроках». Биология в школе №5 1996г.

  3. С.И.Ивченко.»Занимательно о ботанике».Смоленск 2001.

  4. Т.К.Жигалкина. «Игровые и занимательные задания». М.: Просвещение 1989г.

  5. Е.М.Минскин. «От игры к знаниям».Развивающие и познавательные игры. Пособие для учителя. М. Просвещение.1982г.

  6. Т.С.Сухова. Урок биологии. «Технологии развивающего обучения». (Б-ка учителя). – М. Вентана – Граф, 2006г.