|  | 
          Учебно-методическое пособие для педагогов (авторская разработка) Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения. 1
            
              | ГБОУ «Коряжемский детский дом-школа»
 
 
 
                  
                  
                  
                    | Рекомендована
 
 методическим объединением
 
 учителей
 
 ____________________
 
 « »_____________201__г.
 
 | Утверждаю
 
 руководитель ОУ
 ________________________
 «___ »_____________201__г.
 
 
 |  Учебно-методическое пособие для педагогов (авторская разработка)
 Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения.1
 
 @ учитель трудового обучения А.А. Канев
 
 Анализируя состояние действующей системы трудового обучения с целью повышения эффективности, с уверенностью можно сказать, что успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется с психическим развитием обучаемого. В настоящее время доказано, что умственное развитие детей - олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Главным психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Особенности и недостатки перечисленных качеств у детей с нарушением интеллекта очень детально изучены психологами (Е.М. Кудрявцева, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е. Сухарева, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова). Недостатки и отклонения психики учащихся коррекционных школ известны и изучены, при этом количество конкретных методических приемов и средств для практической работы учителей явно недостаточно.
 
 Целевая ориентация: непрерывно совершенствовать приемы активизации и привлечения внимания к значимым объектам, организации восприятия, запоминания и психической деятельности направленной на познание внешних и внутренних связей, которые не лежат на поверхности предметов и явлений.
 
 Технология применения:
 
 Профессиональные знания и навыки в процессе трудового обучения формируются при постоянном воздействии на психические качества личности обучаемого.
 
 Поскольку внимание, восприятие, память и мышление у учащихся коррекционных школ имеют отклонения от нормы, необходимо коррекционное воздействие на каждом этапе.Для этого применяется система коррекционно-развивающих упражнений (КРУ). Система КРУ исключает негативные проявления учащихся в процессе выполнения и построена по принципу от простого к сложному. Все КРУ основаны на наглядных восприятиях и позволяют объективно оценивать уровень развития учащегося. Объективность оценки достигается за счет количеств допущенных ошибок при выполнении задания и времени выполнения упражнения.
 
 1.На этапе коррекции внимания необходимо создание доминанты, на этом этапе должен сработать у обучаемого ориентировочно-исследовательский рефлекс, который был назван И.П. Павловым рефлексом «Что такое?». Чем более яркой и действенней является доминанта, побуждение, тем более настойчивым и напряженным становится внимание. При создании доминанты необходимо учитывать:
 
 а. Дозированный объем
 
 б. Умеренную концентрацию
 
 в. Непродолжительную устойчивость.
 
 Задание 1. Определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок
 
 Определение состояния линейного глазомера. Учащемуся предлагается на глаз определить самый длинный и самый короткий отрезок. Задание выполнено в 10 вариантах, состояние глазомера считается удовлетворительным, если обучаемый допустил не более 3 ошибок.
 
 Задание 2. Назови цифры по порядку
 
 Назови цифры от 1 до 30 по порядку, определяется время затраченное на выполнения задания.
 
 Задание 3. Определить количество одинаковых фигур
 
 Задание дополняется словесной инструкцией, в которой даются определения геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник. Количество ошибок, допущенных при выполнении, характеризует состояние внимания.
 
 Задание 4. Расшифруй названия инструментов
 
 В этом задании учащемуся предлагается расшифровать названия столярных инструментов и определить время выполнения.
 2.Занятия по коррекции восприятия желательно проводить в игровой форме, что вызывает у учащегося интеграцию возбуждений.
 
 Наибольший интерес учащиеся проявляют к выполнению следующего задания.
 
 Задание 5.
 
 На столе раскладываются 6 столярных инструментов. Учащемуся предлагается за 5 секунд запомнить порядок в каком они расположены на столе, после этого учащемуся закрывают глаза и изменяют порядок расположения инструментов.
 
 Задание считается выполненным, если учащемуся удается восстановить порядок расположения инструментов.
 
 Сложность этого задания предполагает реальность его выполнения всеми учащимися в группе и исключает негативные проявления в ходе выполнения. На втором этапе выполнения этого задания учащимся дается краткая словесная характеристика инструментов, при этом акцент делается на запоминание, тем самым включаются в работу зрительные и слуховые анализаторы.
 
 Учитывая уровень развития учащихся, количество инструментов может быть увеличено до 10-15, но при этом необходимо соблюдать дозированный объем информации, с целью исключения негативных проявлений.
 
 Задание 6. Из определенного набора букв необходимо собрать названия столярных инструментов.
 
 3.Основными недостатками памяти учащихся с нарушением интеллекта являются:
 
 а. Замедленный темп усвоения всего нового
 
 б. Непрочность сохранения
 
 в. Неточность воспроизведения.
 
 Плохое понимание воспринятого материала приводит к тому, что учащиеся лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях, именно по этому важно сочетать при изучении нового материала применение наглядных пособий и словесных инструкций.
 
 Практика работы с учащимися коррекционных школ, показывает что у них преобладает преднамеренно запоминание и это очевидно при работе с КРУ.
 
 При работе с заданием 7. учащимся предлагается словесная инструкция, в которой говорится, что необходимо запомнить инструменты, которые будут показаны в течении 5 секунд и после этого необходимо их назвать. Состояние преднамеренного запоминания определяется количеством ошибок допущенных при выполнение.
 
 Для оценки состояния и развития зрительной памяти учащимся предлагается выполнить следующие задание.
 
 Задание 8. Запомни расположение предметов на рисунке и нарисуй их
 
 Уровень состояния зрительной памяти оценивается количеством ошибок допущенных при выполнении.
 
 4.Коррекции недостатков мышления является самым сложным и менее других разработан. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений, поэтому они плохо усваивают правила и общие понятия.
 
 Научиться мыслить значит:
 
 1. Совершить переход от отражения действительности в её ситуационных наглядных образцах к отражению в понятиях, правилах, закономерностях.
 
 2. Совершить ещё более сложный переход от простого воспроизведения этих образцов и представлений к мыслительным действиям, т.е. к решению задач, формулированию и проверке гипотез».
 
 Процесс мышления можно условно разделить на составляющие:
 
 а. Сравнение
 
 б. Классификация
 
 в. Обобщение
 
 г. Выводы
 
 Сравнению и классификации предметов и явлений обучить детей с нарушением интеллекта не вызывает затруднений и на практике.
 
 Существует множество заданий и упражнений для коррекции этих недостатков психического развития.
 
 Интересная точка зрения по поводу обобщения умственно-отсталыми детьми была высказана Л.С. Выготским «Умственно отсталые дети могут научиться обобщать. Но этот процесс научения происходит медленнее, чем у здоровых людей. Для того чтобы научить умственного-отсталого обобщать, необходимо использовать особые средства обучения».
 
 Эта гипотеза очень важна для педагогической практики, она направляет мысль учителя на поиски путей практического доказательства, высказанной гипотезы.
 
 Для развития мышления необходимо: учитывать следующие недостатки психики учащихся коррекционных школ.
 
 1. Непоследовательность мышления
 
 2. Стереотипное мышление
 
 3. Слабая регулирующая роль мышления
 
 4. Некритичность мышления
 
 Развивать мышление учащихся с нарушением интеллекта можно при помощи решений ребусов и головоломок, решении кроссвордов и вопросов на образование логических связей.
 
 Такие КРУ полезны для развития, но они играют лишь вспомогательную роль.
 
 Главную роль в развитии мышления учащихся занимает систематическое формирование знаний и навыков в доступной форме, соответствующими программами обучения. Изучая различные предметы, читая книги, формируя свои мысли в устной и письменной форме учащиеся приобщаются обобщать и делать вывод, т.е приучаются мыслить.
 
 Результат:
 
 Применяемая на уроках система КРУ способствует осуществлению взаимосвязи между психологическими и профессиональными аспектами проблемы коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными способностями.
 
 Условия достижения эффективности результата:
 
 Учителю необходимо не только хорошо знать и владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими осуществлять учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы.
 
 
                  
                  
                  
                    | 
 Приложение: Наглядный материал для коррекционно-развивающих упражнений
 
 
 |  
                    | Задание 1
 
 | Задание 2
 
 |  
                    | 
  
 | 
  
 |  
                    | Задание 3
 
 | Задание 4
 
 |  
                    | 
  
 | 
  
 |  
                    | Задание 6
 
 | Задание 8
 
 |  
                    | 
  
 | 
  
 |  
                    | 
 
 
 |  
 
 
 |  |  |