Главная страница

Творческой активности младших школьников в учебной и внеурочной деятельности


Скачать 437.17 Kb.
Название Творческой активности младших школьников в учебной и внеурочной деятельности
страница 1/3
Дата 29.02.2016
Размер 437.17 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

Развитие

творческой активности младших школьников

в учебной и внеурочной деятельности.

2008 г.

МОУ «Туровецкая средняя

общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов

Валяева Жанна Васильевна.


Работая с детьми младшего школьного возраста и наблюдая за их общеобразовательным развитием, невольно сталкиваешься с проблемой: кто-то сразу большими шагами идёт вперёд в своём развитии, а кто-то долго не может сдвинуться с места. Почему так происходит? Может одни наделены от рождения гипертрофированными способностями, и они самостоятельно могут достичь результатов, недоступных для других детей ни при каких условиях обучения? Неужели других детей природа обделила какими-то важными качествами и они не в силах справиться даже с минимумом школьной программы?

К сожалению, природа не наградила человека вообще никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. Но ещё советская педагогика утверждала, что нет людей ни к чему не способных. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. Поэтому каждый ребёнок способен достичь выдающихся результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцветания его одарённости. Ведь какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом говорят выводы учёных, основанные на многочисленных исследованиях. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии» (Ковалёв А.Г.,

Мясищев В.Н. Психологические особенности человека: В 2 т.Т.2 Способности. Л., 1960. С.59.) «Способности существуют только в развитии… Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование её происходит в условиях обучения и воспитания» (Петровский А.В. Способности и труд. М., 1996. С. 13.) «Способности не могут возникнуть вне конкретной деятельности человека» (Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология. М.,1948. С.42.)

Однако задатки и способности к определённой деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. Поэтому очень рискованно развивать ребёнка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к какому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.

Полагаю, что ребёнка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослого. Ребёнок всегда чего-то не знает, а раз он этого «чего-то» не знает, то как он «этому» может научить себя? Как он, ничего не зная в данной области, может составить план, программу и методику обучения?

Целенаправленно и в массовом масштабе способствовать развитию широкого спектра способностей детей может и должна начальная школа. Чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста. На мой взгляд, наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности.

Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной мере творчество доступно каждому.

«Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» (Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. №6.)

К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с донной стороны, из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни»(Цит. по: Макшанов С.И., Хрящёва Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог. Ч.3 – СПб., 1996 год. С.6.)

Я считаю, что творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта: идеи, материального объекта (а также решения задачи, написание сочинения и т. д.), способа действий или поведения, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению(выполнению) задачи.

Процесс творчества связан с особым видом мыслительной деятельности.

«Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию» (Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. С.318.)

Обучающая творческая деятельность рассматривается мной в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т. д. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный творческий продукт. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Чтобы учитель смог работать над развитием творческой активности каждого ребёнка в классе, ему необходимо чётко знать психологические особенности детей данного возраста, уметь наблюдать, владеть методами диагностики. Кроме того важна личность самого педагога, который должен быть сам креативным человеком, т.к. креативный человек более привлекателен в общении. А разве не на общении с ребятами строится работа учителя?

Креативность – способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Это те самые творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продукт его деятельности.

Только творчество учителя порождает творческую активность его воспитанников.

Принято считать, что креативный потенциал ребёнка значительно выше, чем у взрослого, но наличие творческого потенциала, тем не менее, не гарантирует реальных творческих достижений в будущем. Именно поэтому необходимо: стимулировать мотивацию учеников к творчеству; создавать условия для «запуска» процесса дивергентного (интуитивного, разнонаправленного) мышления и интеграции логического и интуитивного мышления; создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового – творческий процесс, в каких бы видах деятельности он не происходил.

Одним из важных вопросов психологии и педагогики является вопрос о творчестве и значении творческой работы для общего раз­вития ребенка. Что такое творчество? Можно ли учить и научиться творчеству? Эти и дру­гие вопросы о сущности творчества, твор­ческой деятельности по-разному решались в разные исторические эпохи и продолжают оставаться актуальными и в наше время.

К проблеме творчества человека как высшей ценности обращались многие ученые и философы (С.Г. Батищев, Н.А. Бердяев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.В. Зеньков-ский, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, С.А. Рубинштейн, В.С. Соловьев, Г.Г. Шлет и др.). Вопросы личностного, субъект-субъектного, сотворческого отношения также были и остаются предметом исследования ученых (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Д.Б. Богоявлен­ская, В.П. Зинченко, Б.М. Ломов, А.Б. Орлова, В.А. Петровский, Я.П. Пономарев, В.А. Сластенин, С.С. Смирнов, Б.М. Теплов, Ю.Г. Фо­кин и др.).

Созидание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отно­шений, обеспечивающих всестороннее, гар­моническое развитие личности. Творчество диалектически противоречиво, оно - единство репродуктивной и продуктивной деятель­ности. Существуют различные философские концепции, пытающие объяснить творчество. Одни усматривают его в свободной, ничем не обусловленной, произвольной активности человека, другие связывают с деятельностью бога, творящего мир природы и самого чело­века. К числу факторов, обуславливающих творчество, относят либо социальные, либо природно-биологические условия. В некото­рых теориях акцент делается на общест­венную природу, в иных - на личностно-индивидуальную сторону творчества.

Психологический словарь толкует творче­ство как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и ду­ховных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается про­дукт, отличающийся новизной, оригинальнос­тью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображе­ния, интуиции, неосознанных компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможно­стей. Творчество как процесс первоначально рассматривалось исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль относилась «озарению»,вдохновению, и им подобным состояниям, сменяющим предварительно работу мысли .

Как видим, о творчестве написано немало книг. Но, являясь родовым качеством челове­ка, способность к творчеству продолжает быть актуальной темой, «ибо в творчестве созида­ется и сам творец». Поэтому мно­гие отечественные ученые и педагоги счита­ют принцип творчества (креативности) одним из центральных принципов современного образования.

Таким образом, главной целью общего образования становится формирование человека постиндустриального информаци­онного общества, в котором процесс созда­ния и распространения знания становятся ключевыми; формирование развитой твор­ческой, самостоятельно критически мысля­щей личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А совершенствование творческого опыта учащихся в учебное и досуговое время ста­новится одним из важных проблем совре­менного образования.

Это связано прежде всего с тем, что со­временные тенденции, цели, задачи и направ­ления модернизации российского школьного образования в условиях формирования и ста­новления современного информационного общества, в котором образованность и ин­теллект рассматриваются как национальное богатство, духовное здоровье человека, раз­носторонность его развития, широта и гиб­кость его профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать не­стандартные задачи рассматривается как важнейший фактор реализации потенциала страны. Терентьева Н.А. пишет: «Внимание к детскому творчеству - важный показатель духовной культуры общества. Необходима публикация антологий детских художествен­ных опытов в триединстве музыки, литерату­ры и живописи, ибо ничто не побуждает душу ребенка к творчеству, как конкретные сози­дательные проявления их сверстников. Детское творчество мы рассматриваем как национальное богатство страны, как социально значимый фактор ее потенциаль­ного обновления».

В связи с этим главной чертой современ­ного этапа развития общего среднего обра­зования становится личностно ориентирован­ный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные познава­тельные способности каждого, формирующий ключевые компетенции.

Исследо­вание проблемы совершенствования твор­ческого опыта учащихся обнаружили ее многогранность, сложность, недостаточную разработанность в теории и практике образо­вания.

В результате исследования была выявлена система педагогических условий совершен­ствования творческого опыта учащихся, состо­ящая из следующих компонентов: развиваю­щей образовательной среды и педагогической поддержки их личностной, эмоциональной и когнитивной сфер, а также формирования не­обходимых учителю качеств для организации педагогического процесса в этих условиях.

Замечу, что образовательное простран­ство учебного заведения вписывается в опре­деляемое государственным образовательным стандартом как исходный уровень образован­ности. Кроме того, определенное влияние ока­зывает региональное образовательное про­странство, характеризующееся исторически сложившимся укладом жизни и деятельности. Такое пространство имеет уникальные культуросообразные целевые ориентиры, систе­му ценностей и неповторимые исторические традиции. Среда создается также каждым ин­дивидом, развивающимся сообразно своим индивидуальным особенностям и создающим свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценнос­тей и приоритетов познания. И поскольку вся­кое познание личностно, то образовательная среда каждого есть особое личностное про­странство познания и развития. Постоянно обогащаемая среда (творческое образовательное пространство) предоставля­ет всем субъектам образовательного процес­са систему возможностей для эффективного личностного саморазвития.

Выше я указывала, что одним из компо­нентов педагогических условий является педагогическая поддержка учащихся в их творческой деятельности. О.С. Газман рас­сматривал детское творчество в целом как важнейшую сферу самоопределения и само­реализации ребенка и говорил о поддержке человеку в творческом самовоплощении. Проблема педагогической поддер­жки рассматривалась также его коллегами (Т.В, Анохиной, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михай­ловой, С.Д. Поляковым и др.). В последних трудах педагогическая поддержка не про­тивопоставляется воспитанию. По мысли Н.Б. Крыловой, поддержка должна рассмат­риваться в более широком социокультур­ном контексте как элемент сотрудничества и взаимодействия, поскольку она служит проявлением позитивного отношения к дея­тельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации.

Модель обучения в условиях педагоги­ческой поддержки предполагает условия, в которых реализуется идея индивидуально-ситуативных форм творческого настроя обу­чающихся, где не используются «лобовые ме­тоды, лозунги и призывы», где нет дидактизма и назидательности, но есть диалог, общение, совместный поиск истины, ценностные ори­ентиры, творческая деятельность.

В исследованиях выявлены две группы средств педагогической поддержки: первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех обучающихся и создает необ­ходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.

Вторая группа направлена на индивидуаль­но-личностную поддержку и предполагает ди­агностику индивидуального развития.

Для обоснования системы педагогических условий совершенствования творческого опы­та учащихся были выявлены факты, обуслав­ливающие проявление и развития творчества. Ими являются высокий уровень познаватель­ной активности и познавательной потребнос­ти как внутреннее условие развития ребенка и среда, в которой он развивается - как внеш­нее условие.

Вопросы формирования активной личнос­ти нашли свое отражение в работах психо­логов А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, П.Я. Гальпери­на, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина и др. Главной задачей всего учебного процесса, утверждает Т.Н. Шамова, является формиро­вание активной позиции в познании. Она счи­тает, что «поскольку познавательная актив­ность - качество деятельности, в котором проявляется прежде всего отношение учени­ка к предмету и процессу деятельности, то на первое место среди ее условий следует по­ставить формирование у учащихся положи­тельных мотивов учения. Т.Н. Ша­мова выявила три уровня активности.

Первый уровень - воспроизводящая актив­ность, характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания.

Второй уровень - интерферирующая актив­ность, когда ученик стремится к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляет жела­ние понять связь между явлениями и процес­сами, овладеть способами применения зна­ний в измененной ситуации.

Третий уровень - творческий, при котором деятельность школьников характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поис­ками нового способа в их проникновение.

Другими словами, творческой мы можем считать такую деятельность, которая приво­дит к получению нового результата, нового продукта. Способность к творческой деятель­ности, как считают многие ученые-исследо­ватели (Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская и др.), требуют значитель­ных усилий как со стороны учителя, так и со стороны самого ученика.

Задача педагога состоит в том, чтобы ис­ходя из уровня развития учащегося и ситуа­ции каждой ступени саморазвития поддер­живать его интерес к творчеству, создавать условия для совершенствования ребенком творческого опыта, способствовать осознанию ответственности за результаты творения, содействовать становлению устойчивой по­требности ребенка в творчестве. П. Торренс выделяет пять принципов, которы­ми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:

  • внимательное отношение к необычным вопросам;

  • уважительное отношение к необычным идеям;

  • показывать детям, что их идеи имеют цен­ность;

  • предоставлять удобные случаи для само­стоятельного обучения и хвалить за это;

  • давать время для неоцениваемой прак­тики или обучения.

Развитие творчества целесообразно осу­ществлять с учетом двух его основных аспек­тов - содержательного и процессуального.

Содержательный аспект творческой дея­тельности учащихся на уроках отражает сис­тему учебных задач по предмету, с помощью которой педагог создает учебную ситуацию, реализующую цель, условия и требования творческой деятельности.

Работа предполагает движение от уровня подражания в деятельности к уровню творче­ского заимствования и, наконец, к уровню творчества. Это дает возможность широко использовать на уроках примеры выполнения заданий учащимися разных лет, что особенно привлекает начинающих, вселяя уверенность в собственных силах и возможностях. Разви­вающиеся отношения сомыслия, содействия, сотворчества способствуют самостоятельно­сти, субъектности действий, выбору своей позиции.

Современный учитель, осуществляющий восхождение к культуре вместе с ребенком, должен быть самодостаточным. В исследова­нии Я.А. Пономарева определены следующие качества и творческие способности, которые могли бы стать идеалом для будущих педаго­гов и некоторым ориентиром для учителей, работающих с учащимися: перцептивные (необыкновенная напряженность, внимание, огромная впечатлительность, восприимчи­вость), интеллектуальные (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обшир­ность знаний), характерологические (уклоне­ние от шаблона, оригинальность, инициатив­ность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность.

Урок требует от учителя не только знания предмета, но и способ­ности заинтересовать учащихся, увлечь их творчеством. «Интерес к учению, - писал В.А. Сухомлинский, - появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха...». Например, Ш.А. Амонашвили основу успеха видит в создании атмосферы сотрудничества, сотворчества между учителем и учениками. Признание уникальности человека, ребенка приводит к перестройке всего учебно-воспи­тательного процесса, к переходу от всех к каж­дому. Создавая условия для успешного обу­чения, каждый учитель ищет свои приемы, средства и формы. По мнению М.Н. Ахметовой, готовность учителя к «переносу» новых идей соотнесения их с индивидуальными качест­вами». Эти идеи как личностно значимые, поистине гуманистические, являются след­ствием соприкосновения Миров ученых, носителей передового опыта и обучающихся в ситуациях переживания, сопереживания, эмпатии.

Художественное творчество на уроке позво­ляет совершенствовать опыт учащихся. Батищев Г.С. и Лебедева Н.Н. считают, что твор­чество как отношение воспитуемо, но так же косвенно и ненавязчиво, как и другие ценност­ные атрибуты личностного мира - верность, любовь, открытость в общении, доверчи­вость - или через посредство глубинного по­нимающего общения, через установление уз сопричастности и «заражения» жизненным примером, через созвучие судеб. В этом смыс­ле Вселенная нуждается в человеке как сотворце. Каждый ребенок обладает своими творческими способностями и возмож­ностями, и каждому нужен индивидуальный подход: объяснить, помочь, поддержать, по­хвалить. Не все, конечно, станут писателями и поэтами, но мы пытаемся помочь ученику приобщиться к процессу творчества. Еще Я.А. Пономарев считал, что главной задачей современной науки о творчестве является развитие возможностей управления творче­ством. Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы, умело сочетая раз­личные формы работы (классную, групповую и индивидуальную), учитывая общее для клас­са, типичное для группы и индивидуальное для каждого учащегося, совершенствовать их творческий опыт.

Сотрудничество ученика и учителя в твор­ческой деятельности должно присутствовать на каждом уроке. Учитель дает простор творчеству, выступает инициатором сложного интеллектуального процесса, кото­рый может продолжаться всю жизнь ребенка.
Полагаю, что это возможно лишь через реализацию личностно-ориентированного подхода на основе использования новых образовательных технологий.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Сегодня идея индивидуализации образования выступает как наиболее прогрессивная и значимая. При этом основной проблемой является содержание образования и дифференцированный подход к детям, учитывающий их индивидуальные особенности.

Учитель в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Каждый интерес своей уникальностью, и высокая задача педагога - сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.

Цель моей работы состоит в том, чтобы ученик стал активным подлинным субъектом образовательного процесса. Я считаю, что первейшим итогом школьного обучения должна быть максимилизация способности учащихся: быть мыслителями, решать разнообразные проблемы, углублять и расширять понимание, вносить новаторские идеи, принимать решение и эффективно общаться, т. е. каждый школьник должен овладеть опытом «быть личностью».

Особенность работы учителя состоит в том, что субъект его деятельности - это не только отдельный ученик, но и класс в целом. Для младшего школьника классный коллектив - полноценный реальный мир и отношения в нем носят не только «учебный» характер. Эти отношения подчас очень болезненны, травмируют ребенка, порождая ощущения непонятности, одиночества, отсутствие сочувствия. Это тот «фон», на котором проходит деятельность учения, и он может оказывать на нее сильное влияние.

Вместе с тем не только группа влияет на конкретного участника, но и каждый человек в группе также реализует свои собственные цели и задачи, важнейшие среди которых: реализация собственного потенциала, укрепление веры в свои силы; развитие индивидуальности, автономности; реализация собственных идей; вовлеченность в групповую деятельность, общение в группе, решение общей для группы проблемы; установление отношений взаимозависимости в группе, признание и принятие другого, социальная поддержка и доверие, групповая сплоченность.

Кроме того, сильным стимулом к совершенствованию для большинства детей является успех. Поэтому я старалась организовать деятельность учащихся так, чтобы ее результатом оказался, несомненно, успешный продукт, причем продукт коллективного труда. Причем главным в моей работе с учащимися 1 класса было создание такой межличностной атмосферы в классе, которая способствовала бы успешному учению, служила бы профилактикой стрессовых психических состояний ребенка в процессе обучения.

Именно на это ориентированы проводимые мною уроки творчества в 1 классе, методика проведения которых строилась на таких принципах, как:

  • отсутствие заданного образца (что освобождает детей соотносить свою деятельность с каким - либо образцом и тем самым делает ее самоценной, а любой результат есть результат индивидуального или коллективного опыта, чем он интересен и уникален);

  • эмоциональные переживания по поводу художественного образа, создаваемого в процессе совместной деятельности (ничто так не объединяет людей, как совместные переживания, происходящих событий; работа в группе, с одной стороны: рождает эти переживания, а с другой - облегчает их проявление; возможность увидеть эти реакции, особенности их проявления важны педагогу для понимания личности ребенка);

  • развитие межличностных отношений в группе (эмоциональные переживания - это основа групповой динамики).

Темой одного из уроков творчества была «Круги и линии». Для удобства работы столы были соединены таким образом, чтобы они представляли собой единую поверхность, вытянутую в длину, на которой был, развернут рулон обоев. Ребята разместились вокруг стола там, где пожелали. У каждого имелись краски, карандаши или фломастеры. Работа велась по инструкции учителя.

ЭТАП 1. «В любом месте этого листа бумаги нарисуйте три кружка величиной со свою ладонь».

ЭТАП 2. «Еще раз обведите свои кружки».

ЭТАП 3. «Проведите линии от своих кружков к ближайшему краю листа бумаги. Затем соедините любыми линиями свои три кружка с тремя другими, понравившимися вам».

ЭТАП 4. «Раскрасьте пространство между линиями каким-либо цветом. Будьте внимательны и не закрашивайте пространство в самих кружках».

ЭТАП 5. «Найдите свои кружки и напишите в одном из них свое имя (или начальную букву), в другом нарисуйте что-либо, третий закрасьте каким-либо цветом.

ЭТАП 6. «По очереди расскажите о том, что и почему вы нарисовали в своих кружках».

Работу необходимо останавливать всякий раз после окончания очередного ее этапа, чтобы взглянуть на то, что получилось в результате. Эти остановки позволяют соотносить свою работу с работой других для того, чтобы в конечном итоге получился целостный образ.

На этом уроке учитель имеет возможность наблюдать за детьми, прежде всего, увидеть возможные проблемы координации «рука - глаз», восприятия «своего пространства». Во время работы могут стихийно выделиться лидеры.

А дети, в свою очередь демонстрируют разнообразные индивидуальные особенности и возможности продуктивного взаимодействия с любыми проявлениями этой индивидуальности. Несмотря на «неудачу» своего рисунка, ребенок испытывает чувство принятия себя другими.

За счет яркости цветов, используемых для работы, и необычного фона общая картина выглядит красочно и декоративно. А маленькие истории, которые дети рассказывают о себе, позволяют им узнать друг друга, увидеть подчас то, что не всегда проявляется в каждодневном общение. Кроме того, на таких занятиях дети приобретают чрезвычайно важный опыт рассказов о себе, учатся понимать и принимать друг друга.

Подобные занятия несут в себе своего рода психотерапевтическую ориентацию, а также дают возможность учителю диагностировать развитие личности ученика и межличностных отношений в классе.

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» особую возможность и роль в развитии личности приобретают коммуникабельность и толерантность.

Такой вывод сделан не случайно, это веление времени. 21 век- переход к постиндустриальному и информационному обществу. Масштабы межкультурного взаимодействия расширяются.

Возникают две проблемы. Первая - неумение общаться. Вторая - люди разных взглядов, убеждений, культуры не умеют, не желают быть внимательными, терпимыми к чужому мнению.

Исходя из проблемы, опираясь на нормативные документы и программные требования, я определила следующую цель моей работы: продумать пути развития коммуникативной компетенции учащихся на основе использования коллективных способах обучения (КСО).

Данная цель может быть реализована посредством решения следующих задач:

  1. создать условия элементарных умений и навыков общения в группе и коллективе;

  2. продумать совокупность приёмов и методов коллективного обучения для развития коммутативной компетенции;

3. разработать организационные и педагогические приемы
формирования нравственных качеств личности.

Освоение коллективной работы я уже начала с первых дней учебы детей в школе. Сначала на занятиях по изобразительному искусству и трудовому воспитанию. Я строила работу так, чтобы учащиеся пришли к мысли о том, что результат коллективного труда всегда был успешен. Задания и формы работы подбирались доступные всем, учитывались индивидуальные возможности каждого, чтобы на занятиях не было видно способных и неспособных. На этих занятиях дети уже включались в проектную деятельность.

Проект - это творческая работа учащегося, выполненная самостоятельно или под руководством учителя, от варианта идеи до ее защиты с учетом интереса, возрастных особенностей. Они могут быть коллективные, групповые, индивидуальные.

Начинала я эту работу с создания коллективных проектов. Алгоритм проектной деятельности следующий:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

- ищем проблему, (это происходит на каждом уроке). Например,
возникает необходимость участия класса в конкурсе поделок из природного материала.

  • Что хотим сделать? (обсуждаются варианты идей).

  • Что будем делать? (конкретный объект труда).

- Что возьмем с собой? (материалы, инструменты, знания, умения, навыки, техника безопасности).
  1   2   3