Главная страница

Священные быки из горы Шивээлиг-Даг


Скачать 89.62 Kb.
Название Священные быки из горы Шивээлиг-Даг
А.Д. педагог
Дата 11.02.2016
Размер 89.62 Kb.
Тип Научно-исследовательская работа

«Управление образования»
администрации городского округа г. Ак-Довурака

Муниципальное автономное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат

Научно-практическая конференция «Отечество»
Научно-исследовательская работа на тему:

«Священные быки из горы Шивээлиг-Даг»


Выполнил: Куулар Аяс Радикович,

10 класс, воспитанник клуба «Краеведение».

Научный руководитель: Хертек А.Д. педагог,

руководитель клуба «Краеведение»

Ак-Довурак-2012

Оглавление
Введение___________________________________________ 3-4 стр.
Теоретическая часть_________________________________5-6 стр.
Практическая часть_________________________________6-9 стр.
Выводы_____________________________________________10 стр.
Список литературы __________________________________11 стр.
Приложения ______________________________________12-14 стр.

Введение

Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями.

Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён: от палеолита вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютного и однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

В горностепных районах Тувы в эпоху бронзы, которая началась здесь во второй половине III тысячелетия до н.э., жили племена, отличавшиеся по своему хозяйству от населения тайги. Тувинские степи были населены осёдлыми и полуосёдлыми земледельцами и скотоводами, для которых охота имела теперь хотя и важное, но второстепенное значение. В это время в степях Евразии прослеживается существование локальных культур, образовавшихся на основе различных этнических общностей. Памятники культур горностепной бронзы в Туве изучены ещё в недостаточной мере, однако уже теперь можно с уверенностью говорить о сложных этнокультурных процессах, протекавших здесь в то время и в значительной мере связанных как с социально-экономическим развитием населения степей, так и с крупными перемещениями племён Южной Сибири и Центральной Азии.

К петроглифам эпохи бронзы относятся фигуры быков, туловища которых покрыты орнаментальным узором; козлов, собак; есть изображения птиц, из которых одна – гигантских размеров. Фигуры быков неоднократно встречались в искусстве раннего бронзового века на Среднем Енисее.

Актуальность. На скалах Саянского каньона Улуг-Хема фигуры быков немногочисленны, за исключением местонахождений петроглифов Мозага-Хомужалыг. В то же время они разнообразны и выразительны, различаясь между собой стилистическими особенностями и деталями. Наиболее древними наскальными рисунками, по всей вероятности являются два из них. Это, прежде всего самое крупное изображение Саянского каньона – фигура быка на скальном выходе Бижиктиг-Хая и бык из Хайыраканской плиты.

Найденный нами образец петроглифа второе местонахождение быка в Барун-Хемчикском районе.

Новизна. Изучая научную литературу о петроглифах, а именно об изображениях священных быков, мне стало известно о нескольких (редких) местах нахождения изображений быков. Исследуемый мною петроглиф (изображение быка) похож на быка. В Барун-Хемчикском районе это второе местонахождение быка. Сам факт существования изображения быка на территории нашего соседнего района, на удалении не более 3 километров от города на скалах горы Шивээлиг-Даг дает нам прекрасную возможность осматривать и исследовать множество петроглифов разных археологических эпох, изучать прошлое родного края.

Объект исследования: скалы горы Шивээлиг-Даг

Предмет исследования: петроглиф (наскальное изображение)

Цель: Идентификация и установление времени создания петроглифа

Задачи:

1. Фотосъемка и снятие копии с петроглифа

2. Обзор научной литературы по теме

3. Сравнительный анализ

Теоретическая часть

На востоке в представлениях ряда народов бык является земным воплощением божества или же его временным воплощением (инкарнацией), или же атрибутом божества. В Древнем Двуречье и Средней Азии III-II тыс. до н.э. в образе быка почиталось лунное божество. Образ быка занимал важное место в идеологических представлениях и культах древнего населения Центральной Азии, о чем можно судить на основании археологических и этнографических материалов.

Бык-производитель, по поверьям тувинцев, являл собой символ добра и благополучия, образ его воплощал величие и могущество. В Саяно-Алтае известны рогатые антропоморфные изображения и в эпоху железа. Любопытно то, что ближайшие параллели к этим рисункам мы находим в сибирских этнографических материалах. До недавнего времени некоторые тувинские шаманы, носили налобные повязки-маски с изображениями человеческого лица (вышитые, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы), причём не только увенчанные перьями, но, как нам удалось установить, и с «бычьими» рогами, выполненными из бронзы.  Таким образом, в одном из очень консервативных явлений — шаманстве — у тувинцев сохранились маски-налобники, которые обнаруживают удивительное сходство с рогатыми личинами эпохи бронзы. Конечно, это сходства ещё не позволяет утверждать их бесспорную генетическую связь, но она весьма вероятна.  Заметим попутно, что на рогах некоторых Мугур-Саргольских личин отчётливо показаны свисающие ленточки (рис.1. приложении). Совершенно аналогичные тряпичные ленточки подвязывали к своим головным уборам многие сибирские шаманы, практиковали это и шаманы в Туве.   Среди Мугур-Саргольских петроглифов имеются подлинные шедевры древнего реалистического искусства. Таков, например, выполненный целиком углублённым силуэтом рисунок стоящего быка с опущенной головой. Древнему художнику удалось правдиво передать облик животного — характерную позу, сравнительно небольшую голову на массивной плавно изогнутой шее, своеобразный изгиб его длинных и тонких, развёрнутых в стороны рогов (рис. 2. приложении). Другие места, где изображены фигуры быков, приведены в приложении.
Практическая часть

Так как я задался целью идентифицировать и установить время создания найденного нами изображения быка мне необходимо знать и привести примеры ранее изученных наскальных изображений быка. В теоретической части исследования я привел несколько рисунков и фотографий наскальных изображений быка. А теперь, согласно поставленным задачам, приступаю к доказательству принадлежности исследуемого наскального изображения быкам.

  1. Фотосъемка и снятие копии с петроглифа (в приложении фото. 3,4,5.).

Для снятия точной копии мы использовали прозрачную пленку, которая накладывается на петроглиф и закрепляется по краю скотчем. Затем маркером прорисовываем по контуру петроглифа и полностью закрашиваем полученное изображение. После этого данную пленку накладываем на лист бумаги сверху которого лежит копировальная бумага и зачерчиваем по контуру изображения. Этот метод даст нам точную копию наскального изображения. Этот метод называется эстампажем («снятие копии»).

Размеры исследуемого петроглифа составляют 28 х 27 см.

  1. Сравнительный анализ. Суть метода заключается в сравнении исследуемого петроглифа (Шивээлиг-Даг, Барун-Хемчик) с ранее изученными петроглифами из разных мест.

В данном случае сравниваем с изображениями из Мугур-Саргола (Улуг-Хем), Саамчыыра (Бай-Тайга), Бижиктиг-Хаи (Барун-Хемчик).


Сравнительный анализ петроглифов № 1.

http://kronk.narod.ru/img/vainshtein-si-1974-1-09.jpg d:\хертек\фото клуб\img0356a.jpg

Бык из Мугур-Саргола Исследуемый петроглиф
Сравнивая эти изображения быка и исследуемого петроглифа, можем увидеть общее сходство туловищ, расположение ног, форм хвостов, начало отростков рог от головы, есть сходные свисающие на шеях отростки, но, найденного нами петроглифа они намного длиннее и их только 2. Форма рогов отличны, у Мугур-Саргольского быка рога насчитывают 2 изгиба, у найденного нами образца 4 изгиба. Бык из Мугур-Саргола более прочерчен, более совершенно изображен.

Сравнительный анализ петроглифов № 2.
http://gazieva.ru/userfiles/image/antonov/t25.jpgd:\хертек\фото клуб\img0356a.jpg

Быки из Саамчыыра (Бай-Тайга) Исследуемый петроглиф
Второй сравнительный анализ показывает только сходство силуэтов и форм (туловище, ноги, голова, хвост). Особенно сходна форма голов. Форма рогов совершенно различны, у быка из Саамчыыра маленькие, почти невидимые рога без изгиба, или изгиб только 1. У исследуемого образца более массивные рога с 4 изгибами.

Сравнительный анализ петроглифов № 3.

http://gazieva.ru/userfiles/image/antonov/t33.jpgd:\хертек\фото клуб\img0356a.jpg

Бык из Бижиктиг-Хая (Барун-Хемчик) Исследуемый петроглиф
Посмотрите на эти изображения, они поразительно сходны: форма туловища, хвосты, расположение и формы ног, даже находящиеся рядом с быками изображения животных, в особенности форма рогов. В обоих изображениях изгибы рогов схожи и насчитывают 4 изгиба. Разнятся они только формой головы. У быка из Бижиктиг-Хая тупая форма головы, у исследуемого образца голова более вытянутая.

Результаты исследования

В ходе исследования мы пришли к таким результатам:

1. методика исследования дала верные и полные доказательства

2. сравнительный анализ показал сходства и различия исследуемого петроглифа с ранее известными науке аналогичными изображениями священных быков.

Выводы

Исследуемый петроглиф действительно изображение быка. Сравнительный анализ исследуемого петроглифа с изображением быка из Бижиктиг-Хаи (Барун-Хемчик) дал полное сходство во всем, особенно идентичны рога.

Исходя из этого, я идентифицировал петроглиф как изображение священного быка эпохи бронзы, из-за поразительного сходства с быком из Бижиктиг-Хаи, созданного примерно в IV-III тыс. до н.э.

Список литературы

  1. Дэвлет М. А. Петроглифы на кочевой тропе. - М., 1982.

  2. Дэвлет М. А. Древние антропоморфные изображения из Саянского каньона Енисея // Соотношение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий. - Новосибирск, 1975.

  3. Дэвлет М. А. О сакрально-магических знаках на петроглифах и оленных камнях // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. - М., 1990.

  4. Ресурсы интернета


ПРИЛОЖЕНИЯ

http://kronk.narod.ru/img/vainshtein-si-1974-1-08.jpg

Рис. 1. Мугур-Саргольские маски-личины (Мугур-Саргол)

http://kronk.narod.ru/img/vainshtein-si-1974-1-09.jpg

Рис. 2. Изображение быка (Мугур-Саргол)
http://gazieva.ru/userfiles/image/antonov/t25.jpg

Фото. 1.  Петроглифы.  Конец II - середина I тыс. до н.э. (Долина Саамчыыр. Бай-Тайга)

http://gazieva.ru/userfiles/image/antonov/t33.jpg

Фото. 2. Петроглифы на склонах г. Бижиктиг-Хая (Барун-Хемчик), IV - III тыс. до н.э.

d:\хертек\фото клуб\img0356a.jpg

Фото.3. Исследуемый объект из Шивээлиг-Даг (Барун-Хемчик)

d:\хертек\фото клуб\img0357a.jpg

Фото. 4. Исследуемый объект из Шивээлиг-Даг (Барун-Хемчик)