Главная страница

«Светофорчик»


Скачать 0.55 Mb.
Название «Светофорчик»
страница 1/3
Дата 13.03.2016
Размер 0.55 Mb.
Тип Документы
  1   2   3




Проект на тему:

« Светофорчик».





Вид проекта:   познавательно – игровой

Участники проекта:   Дети, родители и

воспитатели групп

Продолжительность:  Долговременный.


Введение

Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными  из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.

Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности на дорогах в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Почти половина дорожно - транспортных происшествий происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма Решение этой проблемы видится в обучении дошкольников правилам дорожного движения вниманию, наблюдательности, координации движений, гибкости мышления, посредством дидактической игры, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают создания оптимальных условий, предметно- развивающей среды, для формирования у дошкольников желания выполнять правила дорожного движения успешного обучения дошкольников правилам движения, предметом деятельности является разнообразная, насыщенная игровая деятельность.

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Проект творческий, информационно-познавательный, игровой, долгосрочный (два года) для детей старшего дошкольного возраста , педагогов и родителей, включает в себя несколько этапов.

Актуальность:

 Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему, мы, в нашей работе детского сада, отводим большое место обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения. Именно поэтому актуально становится разработка проекта в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.

Цель проекта: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи проекта:

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2.Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:


Образовательный:
— Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
— Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
— Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
— Развитие творческих способностей;
— Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
— Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
— Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
— Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
— Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Продукт проектной деятельности:


Старшая группа

Раздел

Итоговое мероприятия

«Знакомство с улицей»

Занятие по ИЗО деятельности «Улица нашего города» - коллективная работа (конструирование из бросового материала, рисование, аппликация)

«Транспорт»

Выставка детских работ «Мы веселые шоферы»

«Светофор и его помощники»

Музыкально – спортивное развлечение «На светофоре - зеленый»

«Мы пассажиры»

КВН «Юные пешеходы»

«Пусть дорога станет безопасной»

Развлечение «Дорожная Азбука»

«Мы и автомобиль»

Изготовление автомобильных прав для сюжетно – ролевых игр.

«Мы по улице идем»

Кукольный театр «Сказка про Буратино, не знал правил дорожного движения»

«Знаешь сам – научи товарища»

Изготовление книжек-малышек для детей младших групп «Веселый светофорик»

«Правила дорожные детям знать положено»

Музыкально – спортивный праздник «В страну Светофорию»

Подготовительная группа

«Улица полна неожиданностей»

Презентация «Неправильная карта»

«Транспорт»

Фотовыставка «Ребенок и автомобиль»

«Помощники на дороге»

Встреча с сотрудником ГИБДД

«Поведение в автомобиле»

Мастер – класс для родителей «Безопасные игры с детьми в дороге»

«Пусть дорога станет безопасней»

Развлечение «Пусть дорога станет безопасней»

«Дорожные знаки»

Продуктивная деятельность совместно с родителями «Придумай свой дорожный знак»

«Перекресток»

Спортивное развлечение «Полоса препятствий»

«Дорожная Азбука»

КВН «Зеленый огонек»

«Викторина»

Праздник с приглашением родителей и инспектора ГБДД «Посвящение в юные инспектора движения города Нижнекамска»

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей воспитанников и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

  • Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст дошкольников тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. воспитанники должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

  • Принцип возрастной безопасности. У воспитанников довольно рано появляется стремление самостоятельно гулять по улицам. Но необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у дошкольников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

  • Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только воспитанников, но и родителей.

Реализация проекта рассчитана на два года 2014-2016гг.

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный (сентябрь 2014).

Задачи:

  • Обсудить с детьми и родителями проблему проекта.

  • Создать творческую группу.

  • Подготовка инструментария для поведения диагностики.

  • Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

  • Выявить особенности поведения старшего дошкольника на дороге и определить уровень знаний освоения ПДД;

  • Разработать систему занятий и игр, рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ПДД.

2 этап- планирование, запуск проекта (октябрь 2014г).

Задачи:

  • Выявить уровень знаний детей правил дорожного движения



  • Провести анализ использования дидактических игр в педагогическом процессе данной группы.

  • Выявить уровень заинтересованности родителей в использовании дидактических игр в процессе ознакомления с ПДД.

3 этап- реализация проекта (октябрь 2014-апрель 2016г.)

Задачи:

  • Подобрать упражнения и игры на закрепление и уточнение знаний о ПДД.

  • Включить дидактические игры в ООД.

  • Подготовить сценарии для сюжетно-ролевых и творческих игр по теме.

  • Расширить знания родителей и педагогов о значении дидактических игр в ознакомлении детей с ПДД.

  • Привлечь родителей к участию в проекте.
    Учебно-тематический план:

В проект заложен годовой цикл мероприятий – по 36 для каждой возрастной группы, которые  проводятся 1 раз в неделю по продолжительности, соответствующей пункту 12.13 СанПиН (2.4.1. 2660-10): для детей 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут. (Приложение 1)

Блок «На улицах города»

Цель: Закреплять представление детей о правилах дорожного движения на улице, выявить готовность детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге.

Тема

Количество мероприятий




Старшая группа

Подготовительная к школе руппа

«Знакомство с улицей»

4




«Пусть дорога станет безопасной»

4

4

«Знаешь сам – научи товарища»

4




«Правила дорожные детям знать положено»

4

4

«Улица полна неожиданностей»




4

«Перекресток»




4

«Дорожная Азбука»




4


Блок «Транспорт вокруг нас»

Цель: Закрепить знание правил дорожного движения, о светофоре, городском транспорте, его видах; дать понятия «специальный транспорт»

Тема

Количество мероприятий




Старшая группа

Подготовительная к школе группа

«Транспорт»

4

4











Блок «В стране дорожных знаков»

Цель: Закрепить знания о назначении светофора, учить различать и называть дорожные знаки.


Тема

Количество мероприятий




Старшая группа

Подготовительная к школе руппа

«Светофор и его помощники»


4




«Мы по улице идем»

4




«Помощники на дороге»




4

«Дорожные знаки»




4


Блок «На улицах машины, машины…»

Цель: Закрепить знания о безопасности поведения на улице и дороге, о правилах поведения в общественном транспорте.

тема

Количество мероприятий




Старшая группа

Подготовительная к школе руппа

«Мы пассажиры»

4




«Мы и автомобиль»

4




«Поведение в автомобиле»




4


Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-правовые ресурсы

• Закон РФ «Об образовании»

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001

• УСТАВ ДОУ

• СанПиНы 2.4.1.2660-10

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Кадровые ресурсы

Для работы в проекте привлекаются педагоги дошкольных групп, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, старший воспитатель, заведующий….

Образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.

Информационные ресурсы:

  • Научное консультирование

  • Ресурсы сети Интернет

  • Подписка на СМИ:

  • Газета «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»;

  • Журнал «Дошкольное воспитание»;

  • Журнал «Обруч».

Учебно-методические ресурсы:

  • библиотека;

  • игротека;

  • аудиотека;

  • фонотека.

Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.

5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела.

Консультация «Делаем вместе с детьми …»

Встречи с работниками ГИБДД.

Выполнение поручений по теме проекта.

Недостаток демонстрационного материала.

Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах в интернете.

Выводы:

Проект должен стать рулевым управлением в развитии познавательной инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

Опытно экспериментальная работа, изобразительная деятельность, художественное слово очень значимо для детей дошкольников 5 - 7 лет. Исследуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по продуктивной деятельности определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своих «продуктах».

В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература.

1.    Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

2.    Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.

3.    Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008.

4.     Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009.

5.     Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому

ежемесячнику. - М.,2007-2008.

6. Лавлинскова Е. «Изучаем правила дорожного движения» - Волгоград,200

7. Майорова Ф. «Изучаем дорожную азбуку» - М., 2008

8. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

9.  Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

10. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: Скрипторий 2008.

Приложение 1
Перспективный план работы

в старшей группе (I год обучения)
Сентябрь

  1   2   3