Главная страница

«Страна городов»


Скачать 176.48 Kb.
Название «Страна городов»
Дата 23.03.2016
Размер 176.48 Kb.
Тип Урок


Тема урока: «Страна городов».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели деятельности учителя: формировать первоначальные представления об истории Древней Руси, познакомить учащихся с устройством древнерусского города (на примере Киева и Новгорода)

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявят основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознают свою национальную принадлежность, проявят учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории, определят личностный смысл учения, проявят самостоятельность в информационной деятельности.

  • Метапредметные: научатся определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать степень ее достижения, смогут извлечь информацию из исторической карты, научатся устанавливать причинно-следственные связи.

  • Предметные: научатся характеризовать древнерусские города, используя историческую карту и схему, получат представление о быте, системе правления, занятиях горожан.

Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс; раздаточный материал; презентация.


Этап

Методы и приемы

Время

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент.

Словесный: стихотворение для организации детей.

1 мин.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Организовывать свое рабочее место к работе.

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности


2. Мотивационный с элементами

актуализации знаний.

Словесный: учебный диалог, фронтальный опрос.





3. Постановка учебной задачи.
Словесный: побуждающий диалог

5-7 мин.

Как называется глава, которую мы изучаем? (страницы истории России)

Как называлась страна в ту пору? (Древняя Русь)

Назовите столицу Древней Руси? (Киев)

Где возник город Киев? (на берегу реки Днепр)

Кто был главой киевской Руси? (князь)

Кто был первым князем? (Рюрик)

Что такое крещение? (принятие христианской веры)

Назовите Русского князя, который вошел в историю как креститель Руси. (князь Владимир)

В чем значение принятия Русью христианства? (грамотность, просвещение, развитие искусства, ремесел, у Руси вырос авторитет)

Ребята, вы хорошо освоили тему прошлого урока, подготовили дополнительный материал, и ваши знания по истории Отечества значительно пополнились. Сразу видно кто выполнял домашнее задание, а кто не выполнял.

Кто-нибудь приготовил рассказ о князе Древней Руси?

Послушаем.

 Кто из вас знает, что обозначает слово «ГардАрики»?

А хотите узнать?

Так скандинавы называли Русь, а обозначало это слово «Страна городов».
Сегодня мы отправимся в путешествие по главным городам Древней Руси.

О чем бы вы хотели сегодня узнать? Как образовывались города, в каких местах они возникали, чем отличались от славянских поселений. И тема нашего урока – «Страна городов». Какие цели перед собой поставите.

Применять ранее полученные знания на практике.

Полно и грамотно отвечать на вопросы учителя.

Постановка темы, цели урока.

Построение перспективы предстоящей работы


П: строить речевое высказывание в устной форме

Л: осуществлять актуализацию знаний
Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
П: строят речевое высказывание в устной форме;

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
К: аргументируют свою позицию


4. Изучение нового материала.

(решение частных задач)

Словесный: рассказ учителя, учебный диалог.


Практический: работа со схемой, кроссворд

Практический: работа с исторической картой

Словесный: учебный диалог
Практический: работа с исторической картой

Наглядный: родословная

Словесный: фронтальный опрос


Групповая работа: составление рассказов о городах

Словесный: обсуждение выступлений

Наглядный: просмотр видеофильма



20 мин.

Мы уже знаем, как жили славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян. У славян по – прежнему было много врагов, поэтому свои поселения люди старались защитить и укрепить.

Расскажите, как они это делали, используя схему на стр. 47?

Такие поселки – крепости со временем стали разрастаться и называться городами – от слов « городить», «огораживать».

А что нового появилось в городах и чем они отличались от славянских поселений, мы сегодня узнаем.

Отгадайте кроссворд.

1. Какое важное событие произошло в 988 году?

2. Назовите имя князя, крестившего Русь

3. На какой реке произошло Крещение Руси?

4. Как люди прозвали князя Олега?

Крещение

Владимир

Днепр

вещий

Получилось слово Киев. Название какого еще города звучало сегодня на уроке? (Новгород).

Мы отправляемся путешествовать в Древний Киев и в Древний Новгород.

На странице 41 найдите по карте эти города.

Что вы можете о них рассказать? Где находятся?

(Стоят на реке Днепр - на водном торговом пути «из варяг в греки». Киев расположен ближе к Черному морю, а Новгород – к Балтийскому.)

Работа со схемой стр.47.

Прочитайте название схемы. Обратите внимание на условные обозначения. Что мы здесь видим?

В какие века на этой схеме показана территория Киева? (10 -11 в.)

Что вы можете сказать о территории, которую занимал Киев в 9-10 веках? (очень маленькая территория)

Как можно было попасть в этот город? (Через Софийские ворота)

Что находилось на территории этого города? ( Церкви, дворцы)

Какие изменения произошли в 11 веке? Сравните территории 10 и 11 веков.

Что возвышается в центре города? (Софийский собор).

В каком месте можно было теперь попасть в город? (Через Золотые и Львовские ворота)

Чем огорожен город? ( Каменными стенами)

Сделаем вывод: город – центр чего? (Центр обороны)

С принятием христианства на Руси стали строить храмы. Первые церковные постройки были деревянные и до наших дней не сохранились. Но уже в 10 веке была построена первая русская каменная церковь. Очень много каменных построек было выполнено при князе Ярославе Мудром.

Посмотрите по родословному дереву, в какие годы он правил?


А теперь посмотрите на схему Древнего Новгорода на стр. 49.

На какой реке располагался Новгород?

Как добирались до Новгорода?

Что располагалось на Софийской стороне? (монастыри, концы как у нас районы)

Что такое Кремль? (центр древнего русского города)

Что располагалось на территории Кремля? (княжеский дворец, дома знати главная городская церковь, Софийский собор)

Чем являлась торговая площадь? (Центр торговли)

А сейчас вы делитесь на подгруппы по 5 человек. 2 подгруппы изучают материал о Киеве и готовят рассказ об этом городе, а остальные 3 группы о Новгороде.

Киев – стр.47-48

Новгород – стр. 49-52

Итак, слушаем рассказ о Киеве, а остальные подгруппы внимательно слушают, чтобы потом вместе ответить на вопросы:

В разные стороны расходились от Киева торговые пути-дороги. Шли они на север и на юг, на восток и на запад.

Расцвел Киев при князе Ярославе, прозванном мудрым (княжил в 1019-1054годах) По его приказу в Киеве сооружаются Золотые ворота, торжественный Софийский собор. Путешественники считали Киев достойным соперником Константинополя (столица Римской империи). Словно чудо чудное, красовались деревянные терема с затейливой резьбой, золотые купола храмов. До разорения завоевателями в 13 веке Киев был одним из крупнейших и красивейших городов мира.

Сделаем вывод: Киев стал центром чего? ( Центром торговли)

Спасибо за работу группам, молодцы.

Теперь вы имеете представление, как выглядел Киев. Подумайте, чем отличался древнерусский город от славянского поселения? Что новое появилось? (новые постройки, приняли христианство – строят храмы)

Мы продолжаем свое путешествие по древнерусским городам. И сейчас мы познакомимся с не менее важным городом для Древней Руси – Новгородом.
О Новгороде:

Этот горд расположен на берегах реки Волхов у Ильмень-озера. Болота и топи, окружающие город, надежно защищали его. Располагался Новгород на оживленном торговом пути. Богатые купеческие корабли теснились у пристаней на берегах Волхова. Разноязычная речь звучала на улицах города.

Тут жили бояре, купцы, ремесленники: оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники. Дети забавлялись глиняными игрушками-свистулькам. Модницы ходили в золотых и серебряных украшениях, носили бусы, перстни, браслеты из янтаря.

В Новгороде есть Софийский собор. Новгородские ратники перед боем клялись постоять за святую Софию. Эти слова означали защитить свой город, Новгородскую землю. Городом управляли посАдники, которых выбирали из знатных бояр на вече – собрании всех горожан.

Где располагался Новгород? (на берегах реки Волхов у Ильмень-озера)

Кто посещал город? (купцы)

Кто такие ремесленники? (лицо (мастер или подмастерье), обладающее определёнными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы) 

Какие ремесла процветали? (оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники. Дети забавлялись глиняными игрушками-свистулькам. Модницы ходили в золотых и серебряных украшениях, носили бусы, перстни, браслеты из янтаря.)

Что узнали о Новгореде благодаря раскопкам археологов?

Сделаем вывод: город стал центром чего? ( Центром ремесел)

В 12 веке на территории Древней Руси работали мастера более, чем 70 специальностей (плотники, столяры, портные, иконописцы, сапожники, кожевники и др.)

Как было организовано управление в Новгороде?

Что такое вече? (собрание всех горожан)

Сравните эту систему управления с управлением в городе Киеве.

Видеофильм.

А сейчас я приглашаю вас на экскурсию по современному Новгороду. Вы увидите архитектурные строения, которые были воздвигнуты с 9 по 12 век и сохранились до нашего времени. Во время просмотра подумайте, что общего у зданий, которые вы увидите. (Строения религии христиан, построены из камня, с куполами)

Сделаем вывод: город стал центром чего? (Центром религии)




Работать с историческими схемами, видеть в них важную информацию.


Отгадывать кроссворд, применяя ранее полученные знания.

Работать с историческими картами.


Ориентироваться по исторической карте, схеме.

Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою позицию.

Работать с родословной князей, извлекать из нее нужную информацию.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать в группах, сотрудничать, видеть главную и второстепенную информацию в учебном материале, уметь рассказать материал всему классу.


Обобщать свои выступления и отвечать на дополнительные вопрос.

Обобщать свои выступления и отвечать на дополнительные вопрос.

Слушать выступления одноклассников, участвовать в обсуждении, отвечать на заданные учителем вопросы.
Смотреть видеофильм, ориентируясь на задание учителя.


Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
П: воспринимают информацию на слух.

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме


К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме
Р: умения участвовать в диалоге.

К: формулировать собственную позицию и мнение

П: стоить речевое высказывание в устной форме
П: воспринимают информацию на слух.

Л: Опре­деляют конкретный смысл понятий.

П: осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.

К: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания, строить монологические высказывания

К: контролировать действия партнера;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
К: аргументируют свою позицию
П: осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.

К: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания, строить монологические высказывания.
П: осмысленно читают

П: воспринимают информацию на слух.

П: строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Физкультминутка

1-2 мин.

Давайте отдохнем.

(видео)

Выполнять движения




5. Закрепление изученного.

Практический:

Работа в рабочей тетради



5 мин.

Ребята, а сейчас отработаем знания в рабочей тетради.

Стр.17. №1:

В 1020 году столицей Древней Руси был:

Киев

№2

Торговый путь в Новгороде
№3

  1. И в древнем Киеве, и в древнем Новгороде были Софийские соборы – да

  2. Первую берестяную грамоту нашли в Переяславле – нет (в Новогороде)– нет

  3. Древним Новгородом управляли посадники – да

  4. Первым великим князем Киевским был Ярослав Мудрый – нет (первым был Олег)

  5. Золотые ворота в Киеве были построены в 11 веке – да

  6. Киев стоял на торговом пути «из варяг в греки» - да


№4

  1. – Киев, 2 – Новгород.

Применять полученные знания на практике.

Самостоятельно выполнять задание, опираясь на свои знания.

Знать конкретные исторические даты и события.


К: формулировать собственную позицию и мнение

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания, строить монологические высказывания

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

6. Итог урока
Практический:

Тестовое задание

2 - 4 мин.

Что же такое город? (крупный (по сложившимся стереотипам) населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством). Как указывали границы городов? (оградами, каменными стенами)

Центром чего он является? (Центром обороны, торговли, ремесла, религии)



Подводить итоги занятия, показывать уровень своих знаний.

Р: осуществляют итоговый контроль

П: строить рассуждения; строить речевое высказывание в устной форме


7.Рефлексия

Словесный: анализ стихотворения

Домашнее задание


1-2 мин.

1 мин

Продолжите высказывания:

Сегодня на уроке я удивился….

Сегодня на уроке я восхитился…

Сегодня на уроке я почувствовал…


Прочитать стр. 46-52 учебника. «Проверь себя», Р.Т. с.17-18, доделать.

Делиться своими впечатлениями, участвовать в беседе, высказывать свое мнение.


Р: Осуществлять самооценку, осознают свои достижения и неудачи.



Дополнительный материал:

Возникновение городов

в

Древней Руси

У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирают подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, а на валу ставили глубокую, крепкую ограду из плотно прилегающий к друг другу заострённых дубовых брёвен.

Хорошо защищённую крепость врагам было взять трудно, для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.

Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать» Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.

1.Первые города на Руси были посёлки – крепости, окружённые крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами.

2.Центр города был обычно укреплён и назывался кремлём.

3. Внутри кремля располагался княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

4.За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд.

Выступления групп детей.

2 группа

Древний Киев

Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех - Киев, стольный град Великих князей.

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.

Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке.

Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым.

Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.

Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра.

В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой.

Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.

Выводы:

  1. Киев – “мать городов русских”. Город Киев был назван в честь одного из братьев основавших его.

  2. Располагается Киев на реке Днепре.

  3. Первое упоминание о нём встречается 860 году.

  4. Городом управлял князь.

  5. Расцвёл город Киев при князе Ярославле Мудром.

  6. При нём были воздвигнуты Золотые ворота, Софийский собор, деревянные терема, золотые купола храмов, каменные дворцы.

Выступления групп детей.

3 группа

Древний Новгород

Ещё один из крупнейших городов того времени – это Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем.

Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече – это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.

Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон, спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.

На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

Город Новгород известен в истории с 859 года. Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X – XV век – 500 лет

Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты. Древние новгородцы писали на бересте – берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками – писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На бересте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали. Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и отвлекался от занятий, делал на бересте смешные рисунки.

Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород”.

  1. На берегах реки Волхов у Ильмень озера располагался город Великий Новгород.

  2. Город был разделён рекой на две стороны софийская и торговая.

  3. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.

  4. Древние новгородцы писали на бересте.

Первое упоминание о Новгороде встречается в 859году.