Главная страница

Статья вышла в сборнике vi-ой Международной научной заочной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк 26 марта 2011 г.)


Скачать 119.53 Kb.
Название Статья вышла в сборнике vi-ой Международной научной заочной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк 26 марта 2011 г.)
Дата 05.04.2016
Размер 119.53 Kb.
Тип Статья


Статья вышла в сборнике VI-ой Международной научной заочной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк 26 марта 2011 г.).

Боброва Г.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГОССЛУЖАЩИХ,

И ЕЕ ИНТЕГРАЦИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА
Оренбургское Президентское Кадетское Училище

г. Оренбург, Россия
Главная цель создания Оренбургского президентского кадетского училища - развитие системы поддержки талантливых детей, подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей для службы и трудовой деятельности на военном и гражданском поприще.

Училище осуществляет образовательный процесс в соответствии с основными общеобразовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с дополнительными образовательными программами в целях подготовки несовершеннолетних граждан к государственной службе.

Под профессиональной подготовкой кадров для гражданской службы имеется в виду процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должности государственной службы [5].

Под профессиональными знаниями на государственной службе понимается целостная и систематизированная совокупность знаний в области государства и права, науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории и практике реализации полномочий органов государственной власти [6].

По мнению экспертов, для того, чтобы государственные служащие четко осознавали, поставленные перед ними задачи, необходимо, чтобы наряду с теоретическими знаниями, они получали исчерпывающую информацию о задачах, функциях, правах и обязанностях, способах и средствах достижения высоких результатов, которых ждут от государственных служащих. Именно такая совокупность теоретических знаний и четкое осознание поставленных задач сделают государственного служащего высокопрофессиональным специалистом, владеющим профессиональными знаниями, всегда готовым к решению служебных задач.

Профессиональные задачи государственных служащих включают в себя следующие направления:

Во-первых, реализацию основных направлений государственной административной политики и решение задач социальной политики.

Во-вторых, правовое регулирование социальных и экономических процессов в отраслях и сферах государственной деятельности на основе законодательства об управлении, разграничении компетенции и функций государственных органов.

В-третьих, анализ реальных ситуаций, складывающихся в государственных органах, поиск путей согласования различных интересов, определение причин и упреждение социальных конфликтов.

В-четвертых, организацию выполнения решений федеральных государственных органов, налаживание учета и проверки исполнения этих решений, обеспечение контроля над ходом их выполнения.

В-пятых, выработку стратегической программы по исполнению должностных обязанностей согласно должностному регламенту [6].

Под умениями на государственной службе понимаются профессиональные знания государственного служащего, воплощенные в решение конкретных служебных задач в соответствии с должностью. Так, государственный служащий обязан уметь быстро и продуктивно вникать в ситуацию, которая требует немедленного разрешения проблемы.

Под навыками на государственной службе понимаются умения государственного служащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени [7]. Навыки, естественно, появляются только в том случае, если государственный служащий трудится по приобретенной им специальности. Навыки – это знания, которые позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты. Из этого можно сделать вывод: профессиональные знания, умения и навыки - показатели профессионализма государственного служащего, определяющие профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего.

Вопрос качественной подготовки специалистов, занятых в системе государственной службы, сегодня становится все более актуальным, поэтому резко возрастают требования к профессиональным учреждениям, готовящих госслужащих, ужесточаются методы подготовки. Опыт развития мировой экономики доказывает, что вложение средств в подготовку компетентных, профессиональных государственных служащих является одним из самых выгодных, так как именно от них напрямую зависит благополучие и процветание государства. Одна из колоссальных проблем, которая периодически ставит Россию в тупик - острая нехватка профессионально подготовленных государственных служащих на всех уровнях иерархии. Удручающая ситуация сегодня сложилась во всех государственных структурах, от органов местного самоуправления до федеральных органов управления. По словам экспертов, «это не удивительно, если низок профессиональный управленческий уровень всего современного общества, то и кадры аппарата государственной службы, набираемые из этого же общества, не могут быть существенно выше этого уровня» [8].

Если обратиться к статистическим данным, то становится видно, что профессионально подготовленными в области государственного управления считают себя только 3,5 % опрошенных руководителей, подготовку в вопросах права и психологии управления имеют менее 4 %, а полностью владеют методами работы в условиях рынка только 0,7% [1].

Имидж государственной службы за последние годы существенно упал, что не могло не привести к ухудшению качества ее кадрового состава. Согласно данным, в 2009 году число государственных служащих, не имеющих профессионального образования, составляло 26 %. При этом, количество госслужащих, уровень которых не соответствует предъявляемым стандартам, продолжает увеличиваться. Эксперты связывают критическое положение в области государственной службы с недостатками в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Действительно, образовательные учреждения в целом не могут обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Плохо в нашей стране работает и система стимулирования [8]. Отсутствие контроля в системе стимулирования, искаженное представление о профессиональном долге и отсутствие мотивации со стороны государства приводит к тому, что государственные служащие перестают руководствоваться этическими принципами выбранной профессии, а начинают руководствоваться корыстными идеалами, что приводит к ухудшению профессионального состава государственных служащих.

По словам Президента РФ, «система переподготовки и повышения квалификации кадров, занятых госслужащих несовершенна. По его мнению, не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы, недостатки в области их профессионального развития. При этом недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития. Недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, консервативная система подготовки и профессионального развития государственных служащих, слабое использование современных технологий государственного управления порождает многие негативные тенденции» [4].

Таким образом, назначение института государственной службы для любого государства, особенно таких размеров, как Россия жизненно необходимо, но его функционирование должно проходить четко, без сбоев, для населения. Государственные служащие должны иметь высокий уровень образованности и профессиональных навыков, чего не скажешь о современном государственном аппарате и его кадрах в настоящий момент. Четко видно, что назрела необходимость коренного улучшения профессиональной подготовки государственных служащих, формирования такой образовательной системы, которая была бы способна вести профессиональную подготовку и переподготовку государственных служащих на более высоком качественном уровне.

Если рассматривать недостатки профессионального развития и образования работников государственной отрасли в соответствии с компетентными исследованиями, то можно выделить общие пункты.

1. Отсутствие конкуренции государственных и негосударственных образовательных учреждений за право получения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих.

2. Полная подчиненность образовательных учреждений своим заказчикам, их ведомственная зависимость от них: это обеспечивает быструю реакцию на ведомственные требования, но сковывает инициативу образовательных учреждений.

3. Широкое и не всегда оправданное привлечение чиновников, имеющих практический опыт работы, для участия в образовательных программах в качестве преподавателей.

4. Оторванность системы дополнительного профессионального образования чиновников от федеральной системы общего и профессионального образования, курируемой Министерством образования и науки РФ. Итогом этого становится мало координируемое с общими образовательными стандартами преподавание общеобразовательных гуманитарных дисциплин, что снижает ценность повышения квалификации государственных служащих.

5. Проблемы с качеством разработки правовой базы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных служащих. К проблемным областям можно отнести фрагментарность регулирования, отсутствие стандартов и юридическую неопределенность многих понятий профессионального развития госслужащих. Например, часто возникают сложности с определением образования, какое следует считать высшим образованием по специализации государственных должностей, какое образование считается равноценным, и какое требуется дополнительное профессиональное образование. Эти и многие другие вопросы сильно затрудняют профессиональную подготовку госслужащих. Это со всей очевидностью выдвигают задачу подготовки и принятия федерального закона «О профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих» основное назначение которого - сделать профессиональное обучение государственных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всех категорий государственных служащих, создать единую организационную и правовую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

6. Формирование образовательной системы, призванной проводить профессиональную подготовку и переподготовку кадров государственной службы, затруднено по причинам слишком долгого поиска решений по созданию стройной системы учебных заведений, которым специально поручается заниматься обучением и переподготовкой кадров государственного управления [3].

Таким образом, становится понятно, что особенности подготовки госслужащих в РФ продиктованы несовершенством системы подготовки государственных служащих. До тех пор, пока в нашей стране не будет принят ряд мер, в корне меняющий уровень и качество профессиональной подготовки государственных служащих, можно быть уверенными, что нормального функционирования государственного аппарата не будет. От качества подготовки госслужащих напрямую зависит то, каким будет дальнейшее будущее нашей страны: будет ли оно коррумпированным, или оно будет стабильным, дающим уверенность в завтрашнем дне.

В последнее время в российской системе образования проводится эксперимент, связанный с профессиональной подготовкой школьников, отдающих предпочтение государственной службе. Цель этого эксперимента выявить, насколько школьник пригоден для деятельности в системе государственной службы с этической и общеобразовательной точки зрения. Для достижения цели эксперимента создано первое в России президентское кадетское училище в Оренбурге. По словам президента РФ Д.А. Медведева в ближайшие годы подобные училища будут открыты во всех 7-ми федеральных округах.

Президентское кадетское училище в Оренбурге создано по решению президента РФ на площадях бывшего Оренбургского высшего зенитно-ракетного училища. Сегодня здесь начали обучение 359 школьников с 5-го по 8 классы. В дальнейшем численность кадетов должна возрасти до 840. Продолжительность обучения - 7 лет. На территории училища, помимо учебного корпуса, расположены, в частности, общежития для кадетов, спортзалы и бассейн, открытый стадион и спортивные площадки.

Основой учебного процесса в училище является элитное гражданское образование ориентированное не только на продолжение учебы в вузах Минобороны, но и на получение высшего образования для последующей работы в госструктурах. Кадеты изучают два иностранных языка, предметы, связанные с современными технологиями, усиленно занимаются физической подготовкой. Анализ педагогических, социологических, психологических исследований в области образования госслужащих, его различных аспектов позволяют сделать вывод о практической значимости интеграции основного и дополнительного образования, серьезных перспективах этого процесса в российском образовании и конкретно в построении учебной работы в Оренбургском президентском кадетском училище. При этом эффективная интеграция основного и дополнительного образования в училище возможна при разработке и внедрении дополнительных образовательных программ подготовки если:

- будет создано единое интегративное пространство, обеспечивающее реализацию внутренних потенциалов основного и дополнительного образования;

- через новое образовательное пространство с целевым, содержательным, технологическим компонентами формирующими новую личность ученика, адекватно реагирующую на социальный заказ и социальную среду [2].

При обеспечении взаимосвязи всех компонентов образовательной и воспитательной деятельности, применении личностно ориентированных методик и технологий в учебно-воспитательном процессе с учетом возможностей, потребностей и интересов каждого ребенка актуальным становиться создание на базе Оренбургского кадетского училища модели интеграции основного и дополнительного образования. При этом модель должна представлять собой совокупность особых условий, факторов, компонентов, параметров, новых педагогических технологий, формирующих специфическое пространство потенциальной жизнедеятельности воспитанников училища, педагогов и социума в целом, и следствии создавать возможность для развития личности. Создание модели будет способствовать повышению как развивающего, так и воспитательного компонентов образовательного процесса.

Система дополнительного образования предоставляет не только высокую степень свободы выбора, но и объекты выбора. В то время как основное образование выполняет сугубо прагматические, компенсаторные и адаптационные функции, дополнительное образование становится своего рода образовательно-производственной сферой.

Возможности интеграции основного и дополнительного образования представлены в президентском кадетском училище, где перед воспитанником не только открывается широкий выбор реализации своих способностей, но и предоставлены все условия для развития личности в выбранной деятельности: учебно-познавательной и физкультурно-спортивной и досуговой.

Каждое из основных направлений деятельности училища осуществляется на принципах многообразия через интеграцию систем основного и дополнительного образования, позволившую создать гибкую систему управления временем ребенка, структурируя и наполняя его избыточностью содержания, что предусматривает:

- направленность основного образования – вариативность образовательных, в том числе индивидуальных программ;

- структуру дополнительного образования – многообразие видов деятельности, способов и средств её осуществления.

Успешно реализованные возможности дополнительного образования гармонично расширяют основное образование такими чертами, как:

- формирование особой социально-культурной среды, обеспечивающей развитие детей с различными способностями;

- максимального удовлетворения образовательных потребностей детей, а также их успешной социальной адаптации.

Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования формирует единое образовательно-воспитательное пространство и при этом новое интегративное пространство обеспечивает эффективную реализацию внутренних потенциалов основного и дополнительного образования [2].

Успешное взаимодействие основного и дополнительного образования позволяет решить проблему формирования инициативной творческой личности и расширяет возможности индивидуализации процесса развития детей. Созданное образовательное пространство, в стенах Оренбургского президентского кадетского училища, через организацию целевого, содержательного, организационного и технологического компонентов способствует формированию новой личности воспитанника, адекватно реагирующей на социальный заказ и социальную среду, что в результате приведет к основной цели - изменению положения госслужащих, переоценке их профессиональной деятельности и изменению структуры подготовки профессионалов этой сферы, будет способствовать развитию всех остальных, жизненно важных отраслей государства.
Литература
1. Акимов, Л., Юферова, Е. Профессиональное развитие персонала // Журнал Кадровик № 2, 2003.

2. Дорохина, Л. А. Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении гимназического типа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Майкоп 2006.

3. Ноздрачев, А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика, N 1, 2, январь, февраль, 2006.

4. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2003. С. 198.

5. Черепанов, В.В., Иванов, В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.493.

6. Черепанов, В.В., Иванов, В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.494.

7. Черепанов, В.В., Иванов, В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.С.494

8. Щербаков, Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. М.: Феникс, 2007. С. 23.

Связь с автором: orenkadetbass @mail.ru