Главная страница

Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы


Скачать 74.52 Kb.
НазваниеСовременные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы
Дата06.03.2016
Размер74.52 Kb.
ТипДоклад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39»
Доклад на педагогическом совете

на тему: «Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы»

Составили:

Попова М.В.

Поцеловская К.А.

Абдуллина Р.Р.

Коновалова Н.А.

Хисаметдинова А.И.
г. Троицк, 2014

Попова Марина Владимировна:

Слайд 1: Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Нам, как учителям, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания изучаемого предмета, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Мы считаем, что одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.

Слайд 2: Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, мы убедились, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Слайд 3: Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков используем следующие образовательные технологии, учитывая возрастные особенности детей:

  • технология разноуровнего обучения;

  • технология коллективного взаимообучения;

  • технология сотрудничества;

  • технология модульного обучения;

  • технология перспективно - опережающего обучения;

  • игровые технологии;

  • технология проблемного обучения;

  • информационно-педагогическая технология (метод проекта);

  • здоровьесберегающие технологии.


Вы Все прекрасно знакомы с ними и активно применяете их в процессе обучения, поэтому мы не будем останавливаться на каждой, а представим кратко две из них, которые мы хотели бы Вам продемонстрировать во время практической части.

Слайд 4: Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д.

Слайд 5: Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;

  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

  • проверку правильности решения.



Слайд 6: Информационно-педагогическая технология

(метод проекта)

В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских расчётных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны,- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема-то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий уч-ся с обязательной презентацией этих результатов.

И мы хотели бы на примере показать, какие методы и приемы можно использовать для формирования мотивации и интереса к учебному предмету:

Первой начнёт нашу практическую часть Абдуллина Регина Рашитовна, учитель начальных классов.

Абдуллина Регина Рашитовна:

В своей работе на занятиях внеурочной деятельности я использую как ведущую технологию - технологию проблемного обучения.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого занятия, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями.

Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».

Приведу пример использования этой технологии на занятии внеурочной деятельности (см. приложение 1)
Далее я предоставляю слово, Поцеловской Ксении Андреевне, которая продемонстрирует, как можно использовать инфомационно-педагогическую технологию, в частности метод проектов.

Поцеловская Ксения Андреевна:

Здравствуйте уважаемые коллеги! Вашему вниманию хочу представить фрагмент урока, практической части «проектной работы». И так для того что бы нам выполнить проектную работу, мы воспользуемся заданием из учебника “Enjoy English” 3 класса, автор М.З.Биболетова (см. приложение 2).

Обратите внимание на слайд, на котором выведено задание.

И так для выполнения проектной работы нам понадобится: бумага формата А4, карандаши или фломастеры, и ручка. Для того, чтобы приступить к выполнению задания нам необходимо познакомится с написанием продуктов на английском языке и с днями неделями. И так внимание на экран.

А теперь приступаем к работе. У каждого из вас лежит на столе лист формата А4 и карандаши. Сейчас ваша задача нарисовать любого животного, придумать и написать ему меню на английском языке, позже представить нам свой мини-проект и рассказать, чем бы вы накормили героя из нашего учебника на завтрак.

(после выполнения проекта, каждая группа демонстрирует свою работу)
Приложение 1





Приложение 2

Проектная работа «Составление меню на неделю».

Учебник “Enjoy English” 3 класса, автор М.З.Биболетова

Цель:

- активизация лексических навыков по изученным темам; совершенствование навыков монологической речи; обучение выполнение проектных заданий.

- развитие умения чтения с целью извлечения подробной информации; мышления и воображения;

- воспитание доброжелательного отношения друг другу; привлечения интереса к изучаемому предмету.

Оснащение урока: УМК для учителя (учебник “Enjoy English” 3 класс, аудиокассета “Enjoy English” 3 класс, презентация.
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и учеников

Хроно-метраж

1.Организационный момент


-Hello, boys and girls!

+Hello.

- Sit down please. How are you?

Boys and girls?

+I’m fine, thanks.

-I’m glad that you are well. Look at the blackboard. Today is the 29th of October/ Today we will do project.

2 min

2.Проектная работа учащихся. Этап самостоятельного выполнения

(В начале урока учитель объясняет порядок выполнения мини-проекта. У учеников на парте должны лежать необходимые материалы).

Учащиеся выполняют проект самостоятельно.

18 min

3.Физкультминутка

Цель: Дать детям возможность отдохнуть, снять напряжение.

-Clap, clap, clap your hands,

Clap your hands together,

Jump, jump, jump with me,

Jump with me together,

Nod, nod, nod your head,

Nod your head together,

Dance, dance, dance and dance,

Dance and dance together.

-Sit down, please.

3 min




4. Проектная работа учащихся. Этап представления и защиты

Ученики представляют свои работы перед классом. В конце урока ученики всем классом выбирают лучшие работы. Авторы самых удачных работ отмечаются грамотами

15 min

5. Итог урок

-Our lesson is over. (Оценки: …)Thank you for the lesson. Have a nice day!

2 min