Главная страница

«Согласовано» Заместитель директора по увр мбоу «сош c. Озёрки Калининского района Саратовской области»


Скачать 0.57 Mb.
Название «Согласовано» Заместитель директора по увр мбоу «сош c. Озёрки Калининского района Саратовской области»
страница 1/5
Дата 01.03.2016
Размер 0.57 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3   4   5



«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР МБОУ «СОШ c. Озёрки

Калининского района

Саратовской области»

_____ /_Мартынова Е.П/

ФИО

«___» ___ _ 2013__г.



«Утверждаю»

Директор

МБОУ«СОШ с. Озёрки

Калининского района

Саратовской области»

_______ /_Мануйленко В.В./

ФИО

Приказ № ______ от

«___» ______ 2013__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
___Барановой Людмилы Геннадиевны, вторая квалификационная категория___

Ф.И.О., категория
по ____технологии, 5 класс__________________

предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _____ от

«____» ___августа ___2013 __г.

2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ведения дома» общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляя им широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом позиции педагога, индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций и характера рынка труда.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Если с духовной культурой учащиеся знакомятся на уроках литературы, истории, МХК и др., то мир материальной культуры, в котором существует современный человек, другими школьными предметами не рассматривается, что затрудняет адаптацию школьников в современном социуме. Материальная культура, в отличие от духовной, охватывает всю сферу человеческой деятельности и его развития. Это орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда, пища и т. д. Материальная и духовная культура тесно взаимодействуют и влияют друг на друга, являясь важной составляющей человеческого бытия. Технология формирует у учащихся осознанную потребность в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т. п.

К задачам учебного предмета «Технология» в системе общего образования относятся формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.

Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у учащихся технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, этики деловых межличностных

отношений, развитие умений творческой созидательной деятельности декоративно-_прикладного творчества, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обществе. Соответственно, независимо от вида изучаемых технологий, содержанием учебной программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

технологическая культура производства; распространенные технологии современного производства; культура и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование технической информации; основы черчения, графики, дизайна; знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность;

Учащиеся познакомятся со следующими общетрудовыми понятиями:

—потребности, предметы потребления, потребительная стоимость продукта труда, материальное изделие или нематериальная услуга, дизайн, проект, конструкция;

—устройство, сборка, управление и обслуживание доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, машин, механизмов);

—механизация труда и автоматизация производства; технологическая культура производства; научная организация труда, средства и методы обеспечения применения безопасных приемов труда; технологическая дисциплина; этика общения;

—информационные технологии в производстве и сфере услуг; перспективные технологии;

—функциональные стоимостные характеристики предметов труда и технологий; себестоимость продукции; экономия сырья, энергии, труда; производительность труда;

—экологические последствия производственной деятельности, безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов.

В процессе обучения технологии учащиеся овладеют:

—навыками по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

—навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

—навыками чтения и составления технической документации, выбора моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера, художественного оформления;

—основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

—умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

—умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

—навыками организации рабочего места;

—умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования к подготовке и личным качествам человека, предъявляемые различными массовыми профессиями.

Основой учебной программы «Технология ведения дома» являются разделы:

1 Технология домашнего хозяйства 2. Электротехника 3.Кулинария 4. Создание изделий из текстильных материалов 5. Художественные ремесла 6. Технологии творческой и опытнической деятельности 7. Технология растениеводства( осенний и весенний период)

В зависимости от потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки конкретный учебный материал для включения в программу отбирался с учетом следующих положений: возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся; распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений и художественного стиля; возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность; выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей; возможность реализации общетрудовой, доступной, безопасной практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов. Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. При этом возможно проведение интегральных занятий, создание интегральных курсов или отдельных разделов.

Место предмета в учебном плане:

В основной школе технология изучается с 5 по 8класс. Учебный план составляет 204 учебных часов. В том числе в 5и 6 классах - 68 часов из расчета 2 часа в неделю, в 7 и 8 классах-34ч., из расчета 1 ч. В неделю. В соответствии с учебным планом курсу технологии основной школы предшествует курс технологии начальной школы.
В основу написания рабочей программы легли следующие документы.

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

  • Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)

  • Технология : программа :5-8 классы/А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. -М.: Вентана-Граф, 2013 г

  • Образовательный (учебный) план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Озерки Калининского района Саратовской области» на 2013-2014 учебный год.

  • с учетом СанПиНа №2.4.2.2821-10 и является составной частью «Образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Озерки Калининского района Саратовской области» на 2013-2014 учебный год.



Цели и задачи образовательной области «Технология» в 5 классе.
Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 5 классе являются:

  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,

  • Формирование представлений о культуре труда, производства,

  • Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,

  • Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.



Анализ образовательных потребностей обучающихся и аргументация распределения количества часов по направлениям программы

С учетом интересов обучающихся, возможностей ОУ и материально-технической базы, наличия методического и дидактического обеспечения, в структуру авторской программы внесены изменения. Произведено перераспределение часов: увеличено количество часов на изучение раздела «Технологии растениеводства»

программе произведено перераспределение часов следующим образом:

  • инвариантная часть – 58 часов «Технология ведения дома»

  • вариативная часть – 10 часов

Методы и формы решения поставленных задач.

Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок «открытия» нового знания;

  • урок отработки умений и рефлексии;

  • урок общеметодологической направленности;

  • урок развивающего контроля;

  • урок – исследование _урок творчества);

  • лабораторная работа;

  • практическая работа;

  • творческая работа;

  • урок – презентация.


Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.

Содержание тем учебного курса

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2ч) изучает понятие об интерьере, эргономические и санитарно-гигиенические, эстетические требованиями к интерьеру. Дается информация об устройстве современной кухне. Планировки кухни с помощью шаблонов и ПК.

Раздел предусматривает Лабораторно-практическую работу: «Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой».
В разделе «Электротехника» (1ч) изучается потребность в бытовых электроприборах на кухне. Представляется информация об истории электроприборах. Изучаются принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

Раздел предусматривает Лабораторно-практические и практические работы: «Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне», «Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами», «Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника».
В разделе «Кулинария» (12ч) изучается санитарногигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Правила ухода за посудой, стенами и пола. Школьники обучаются безопасными приёмами работы на кухне и первая помощь при ожогах и порезах. Изучаются питательные вещества в продуктах питания и их значение. Технология приготовления бутербродов, горячих напитков, блюд из макаронных изделий, салатов из овощей и фруктов, блюд из яиц. Школьники изучают понятие о сервировке стола и правила поведения за ним.

Раздел предусматривает Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи, Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды, Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью, Подача готовых блюд. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустация блюд. Оценка качества. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов. Определение содержания нитратов в овощах. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов. Дегустация блюд. Оценка качества. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (18ч.) изучает классификацию текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения, производство текстильных материалов. Учит изготавливать выкройки кухонного изделия, их моделирование, раскройным работам, швейным ручным и машинным работам, а также влажно – тепловой обработки швейного изделия. Данный раздел обучает технологиям изготовления швейного кухонного изделия.

Раздел предусматривает Лабораторно-практические и практические работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски тканей. Изучение свойств тканей из хлопка и льна. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою. Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою. Упражнение в шитье на швейной машине, незаправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок. Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговицы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Раздел «Художественные ремесла» (8ч) изучает понятие декоративно-прикладного искусства, их современные виды. Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Формирует понятия из истории создания изделий из лоскутков. Обучает технологии изготовления лоскутного изделия.

Раздел предусматривает Лабораторно-практические и практические работы: Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация. Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Раздел «Технология творческой и опытнической деятельности»(19ч). Обучающиеся изучают, что такое проектная деятельность, ее цель и задачи, составные части годового творческого проекта. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Планирование кухни столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой». К концу учебного года обучающиеся выполняют комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. В каждом разделе обучающиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.

Раздел «Технология растениеводства» (10 ч)- осенний и весенний период

Осенние работы (5 ч).- выращивание овощных и цветочно-декоративных культур. Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов..

Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.

Весенние работы.(5ч)- выращивание овощных и цветочно-декоративных культур.Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растений. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.

Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.

Необходимо отметить, что в содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического, эстетического, здоровьесберагающего воспитания школьников, а так же знакомство их с различными профессиями. Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это можно проследить по следующим темам:

  • основы здорового образа жизни:( Санитария и гигиена. Здоровое питание. Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц. Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.)

А также уроки, на которых выполняются практические работы с предварительным повторением правил безопасных приемов труда: - Бытовые электроприборы на кухне. Обработка нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом. Изготовления и оформление карманов. Соединение карманов с нижней частью фартука. Обработка верхнего среза фартука. Обработка пояса.

  • биология( Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц. Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.)

  • география ( Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.)

  • история ( Культура поведения за столом. Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства. Бытовая швейная машина. История создания изделий из лоскута.

  • Физика( Производство натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение. Основные характеристики ткани. Бытовая швейная машина. Влажно – тепловая обработка ткани.)

  • изобразительное искусство( Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции. Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте. Творческая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни»

  • математика( Изготовление выкройки шаблонов. практическая работа «Построение чертежа фартука в масштабе ».

  • экология( Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей. Эстетика и экология жилища

  • черчение( Изготовление выкроек)

  1   2   3   4   5