Главная страница

«Социальная ситуация развития, как условие успешной адаптации в общество учащихся»


Скачать 54.78 Kb.
Название «Социальная ситуация развития, как условие успешной адаптации в общество учащихся»
Дата 04.03.2016
Размер 54.78 Kb.
Тип Документы

«МОУ «Калитинская СОШ»

Выступление на родительском собрании

зам. директора по ВР Мартьяновой О.В.:

«Социальная ситуация развития, как условие успешной адаптации в общество учащихся»

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении все жизни человека.

Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

Социум рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения ребенка в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом.

С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда – это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

Человек может занимать в обществе одновременно несколько позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, называется социальным статусом.

Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус человека может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы обычно называются врожденными. Другие же определяются тем, чего человек добился в обществе самостоятельно. Например, статус педагога получает человек, который обучался в соответствующем профессиональном учебном заведении и получил диплом по этой специальности.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

Социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящее в том что бы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. При этом социализация тесно связана с воспитанием и развитием ребенка в семье.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учатся как вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейших представлений, ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет из себя окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь со своими родителями.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких и многое другое. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение последующей жизни.

Для родителей семейное воспитание – это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач. Воспитательная работа родителей в семье – это прежде всего самовоспитание. Только приступая к воспитанию, многие родители начинают понимать, как недостаточно воспитаны они сами. Каждому нужно начинать с себя, учиться педагогом.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других любых образовательных учреждений не может сравниться с семьей.

Родители ни в коем случае не должны пускать воспитание на самотек и в более старшем возрасте оставлять позврослевшего ребенка наедине самим с собой. На всех жизненных этапах развития для успешной социальной адаптации требуется помощь в преодолении разного рода трудностей, с которыми он сталкивается. Здесь родитель должен помочь, а не решать возникшие проблемы за него.

Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители боятся вынести свою проблему за порог дома опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрацией.

Важна согласованность семьи и школы в отношении единства требований. Родители должны создавать условия для закрепления на практике полученных в школе навыков письма, чтения, счета, социально-бытовой ориентировки, трудовых навыков (приготовление пищи, уборки по дому и т.д.)

Т.О. сотрудничество родителей с педагогами должно быть направленно на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основы жизни, достоинства Человечества.

Школа совместно с семьей должна воспитать личность, которая способна:

- самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор;

-отвечать за свои решения и проступки;

- разумно действовать в любых ситуациях;

- нести ответственность за себя и близких.

Без помощи семьи школа решить эти задачи не может, поэтому родители должны не только понимать социальный заказ общества, но и активно помогать школе в его реализации.

Итак, семья и учитель или/и воспитатель – это крепкие союзники, единомышленники. Даже при терпимом, но нейтральном отношении друг к другу они не смогут помочь ребенку. А если общий язык не найден, доверительные отношения не установлены, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспитываете, и воспитываете плохо, и ни какие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

В заключении, я хочу дать вам некоторые советы, которые вам непременно пригодятся:

  1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.

  2. Как можно больше времени проводите вместе со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.

  3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас.

  4. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны их хорошо знать.

  5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.

  6. Не заставляйте ребенка доверять свои тайны.

  7. Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

  8. Помните, что ребенок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

  9. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».