Главная страница

«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями следствия»


Скачать 68.97 Kb.
Название «Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями следствия»
С.Г. Бархударов
Дата 16.02.2016
Размер 68.97 Kb.
Тип Урок

Урок русского языка в 9 классе с использованием веб-квест
технологии.


Авторы УМК: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями следствия».

Целеполагание:

для учителя: создание условий для познавательной и творческой активности обучающихся, эффективного накопления и обогащения каждым своего личностного опыта;

для учащихся: добывание знаний в ходе самостоятельной исследовательской деятельности (индивидуальной и групповой).

Цели урока:

образовательная: выявление особенностей сложноподчинённых предложений с придаточными следствия, различение придаточных следствия и придаточных степени; формирование умения самостоятельно отбирать материал по предложенной теме, составлять рассказ в соответствии с типом речи, стилем речи;

развивающая: формирование и развитие навыков исследовательской деятельности, связного рассказа на лингвистическую тему;

воспитывающая: воспитание толерантного и уважительного отношения к мнению одноклассников; формирование духовно-нравственного мировоззрения, воспитание самоорганизованности, инициативности.

Планируемый результат.

Предметные умения:

освоение систематических знаний, самостоятельное пополнение знаний по теме с помощью Интернет-ресурсов.

Метапредметные:

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные:

формирование умения проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, в умении оценивать свои действия.


Тип: урок открытия новых знаний.



Вид урока: урок-исследование

Форма: работа в группах, индивидуальная самостоятельная работа

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, Интернет-ресурсы, эталон-карточки для проверки самостоятельной работы.

Проект урока.

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

Покажите, какое у вас сейчас настроение?

Улыбнитесь соседу по парте, другому соседу.

Поприветствуйте друг друга

- как хорошие знакомые;

- как счастливые люди!



  1. Мотивация к учебной деятельности.

1. Оцените свои знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия» на данный момент: Устно.

Презентация.

СЛАЙД 1.

1.Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

2.Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

3.Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

4.Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1. Игра «Блеф-клуб». Устно.

Обучающимся дается установка:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.

Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:

  1. Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. (Да).

  2. Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением. (Да).

  1. Подчинительная синтаксическая связь в СПП не может быть выражена союзными словами. (Нет).

  2. Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос. (Да).

  3. Союзные слова не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. (Да).

  4. Подчинительные союзы могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова не могут. (Нет).

7. Если придаточное предложение находится внутри главного, то оно выделяется знаками препинания с двух сторон. (Да).
2. Проверка по ЭТАЛОНУ, данному на СЛАЙДЕ 5.

(Время на этапы 1 – 3 – 5 минут)
III. Выделение проблемы урока и формулирование исследовательского задания для обучающихся.

  1. Совместное определение общей цели проекта: выявить особенности сложноподчинённых предложений с придаточными следствия. СЛАЙД 7.

  2. Формирование групп (2 группы с учётом пожеланий обучающихся).

3. Организация исследовательской деятельности с использованием Интернет-ресурсов. (Подготовленные учителем Интернет-ресурсы выложены на рабочем столе).

- Эвристическое задание группам: изучить материалы рекомендуемых сайтов и заполнить паспорт сложноподчинённых предложений с придаточными следствия. СЛАЙД 8.

Рекомендуемые сайты:

1 группа: gramota.ruЛитневскаяСинтаксис

filfak.mrsu.rubok/sintak.pdf

licey.net
2группа: TextoLogia.rurusskiy/sintaksis/slozhnoe-…

portal-slovo.ruphilology/37393.php
- Коллективное заполнение паспорта и создание слайдов презентации. (1 группа создаёт слайды 1 - 3, 2 группа – слайды 4 – 6). 7 слайд создаёт учитель. (Особенности оформления слайдов обговаривались заранее, подготовлены шаблоны, чтобы готовый проект выглядел как единое целое).

Паспорт

сложноподчинённого предложения с придаточными следствия

п.п.

Признаки




Примеры

1.

Значение придаточного следствия







2.

Отвечает на вопрос







3.

Что поясняет в главном предложении







4.

Место придаточного следствия в предложении







5.

Средства связи главной и придаточной частей в СПП







6.

Предложения не относятся к придаточным следствия, если...

1)

2)




7.

Заполняются вместе с учителем.







8.

Заполняются вместе с учителем.










  1. Публичное представление обучающимися персонифицированных материалов.

  1. Группы представляют самостоятельно изученный материал, доказывают примерами.



2. Группы представляют подготовленные слайды презентации и совместно с учителем составляют единый проект по теме урока: «Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными следствия». При этом делегированный группой ученик раскрывает содержание представленных слайдов.

Учитель представляет свои слайды. Группы сравнивают свой результат выполнения задания с результатами учителя.

- Группы оценивают работу друг друга.

- Какие этапы работы показались сложными? Что удалось лучше всего?
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения № . Творческое задание: замените придаточные предложения со значением степени придаточными со значением следствия. Начертите схемы. Объясните, какие критерии учитывались вами при выполнении задания.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Эталон для самопроверки каждому ученику на карточках). Задание с использованием краеведческого материала: запишите данные предложения, начертите их схемы. Определите вид придаточного предложения: степени или следствия? Докажите. СЛАЙД 9.

1) Омываемый с трёх сторон седым Иртышом, Ханты - Мансийск расположился на гряде из семи холмов, так что у города есть своя характерная черта.

2) В начале нового века в Ханты – Мансийске открылся Югорский государственный университет, так что выпускникам школ не нужно уезжать из родных мест далеко.

3) Словно неогранённый алмаз в оправе серебристого Иртыша, долго ждал он умелого мастера, так что вскоре заблестел всеми своими гранями.

VI. Включение в систему знаний и повторение (домашнее задание). СЛАЙД 10.

1. Записать по одному предложению о Ханты-Мансийском округе в пункты 7, 8 паспорта.

2. Подготовиться к уроку повторения в форме веб-квеста, используя сайты gramota.ruЛитневскаяСинтаксис

TextoLogia.rurusskiy/sintaksis/slozhnoe-…повторить виды придаточных предложений.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. Что нового вы открыли для себя в сложноподчиненных предложениях, изучая предложения с придаточными следствия?

  2. Какие мысли, чувства и ощущения возникали у вас во время выполнения заданий?

  3. Каковы ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь?

  4. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали (пытались преодолевать)?

  5. Скажите каждый себе, как вы потрудились:

Я – молодец! Я думал, старался! Я делал открытия!

  1. Какого цвета ваше настроение?


Спасибо всем за интересную работу.