Главная страница

Сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»


Скачать 72.92 Kb.
Название Сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Дата 11.03.2016
Размер 72.92 Kb.
Тип Урок

Тема урока: Сказки литературные. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цели урока:

1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;

2) Развивающая: развитие умений и навыков грамотного художественного пересказа содержания прочитанного (на основе l-ой главы), выразительного чтения отрывков из сказки (при ответе на вопросы) ;

3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного (на основе содержания волшебной сказки Аксакова), любви к произведениям устного творчества, желания читать и изучать сказки, стать добрым человеком.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел уже звонок

Как всегда и без заминки

Начнем урок с читательской разминки.

За темными лесами,

Под ходячими облаками,

Под чистыми звездами,

Под красным солнышком.

Облачается небесами,

Подпоясывается зорями,

Застегивается звездами.

- Прочитайте присказку медленно.

- Назовите имена существительные.

- Прочитайте присказку, произнося существительные с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.


Начинается урок

Учащиеся выполняют задания. Работают в паре.


2.Проверка домашнего задания




Пересказ понравившегося отрывка сказки «Серебряное копытце»

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: первичная проверка запоминания ранее изученного материала.


Выполним структуру КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

На карточке нужно зачеркнуть все одинаковые гласные буквы, из оставшихся букв составить слово

с

о

е

у

о

э

о

к

о

е

у

э

э

ы

а

о

о

е

ы

о

я

з

я

о

я

у

о

е

к

е

э

о

е

о

я

и


Какое слово составили?

Какие бывают сказки?

Какие сказки называют авторскими?

Назовите фамилии писателей-сказочников, произведения

которых вы читали


Сказки

Народные, авторские

обработанные или пересказанные авторами

А.С. Пушкин, П.П. Ершов, П.Бажов

4. Изучение нового материала.

Сообщения учащихся

О какой сказке поется в песне?

Сегодня на уроке мы встретимся с литературной

сказкой Сергея Тимофеевича Аксакова

1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Мать разделяет и  горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Прослушивание песни «Аленький цветочек»

Аленький цветочек

Сообщения детей.
Наследник старинного дворянского рода, Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе «знаменитого рода Шимона» - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.

Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.

В Казанскую гимназию Аксаков поступил на десятом году. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное – нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел три с половиною года.

Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни от ключницы Пелагеи, которая была великая мастерица сказывать сказки.

Пришла Пелагея, села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…»

Работа с учебником

– Сказку, которую мы начнем читать сегодня, – «Аленький цветочек», – написал Сергей Тимофеевич Аксаков.

Структура ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН

Вы читали эту сказку?

А еще другие сказки этого автора читали?

– Но вначале прочтите внимательно слова, которые написаны под названием сказки.

– Что это значит?

– Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?

От какого слова образовалась слово ключница?

Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.

Сказка ключницы Пелагеи.

Это обозначает, что сказку С. Т. Аксаков услышал от ключницы Пелагем, а потом записал ее.

Ответы детей.

5.Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Вы читали?

А теперь все быстро встали!



Мы читали!

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки!

Уходи от нас скорей!

Не пугай ты нас, детей!

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло!

Громче музыка играй,

Нас на танец приглашай!

(Звучит музыка, ученики выполняют танцевальные упражнения).

Первичное ознакомление с текстом сказки.

А теперь почитаем сказку.

Словарная работа: именитый, не ведаю, тувалет, венец, сажень.

Какие подарки заказали дочери?

Приближается праздник. Какой это праздник?

Какой бы подарок вы заказали Деду Морозу?

А теперь проведем структуру КОНАРС.

Вы выбираете себе подарок. Идете к тому углу, где ваш выбранный подарок.

Почему этот подарок выбрали?

Подумайте и объясните.

Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

Объясни свой выбор партнеру

Чтение второй части сказки

Словарная работа: колода, чертог, паче зеницы ока, пяльцы.

Нарисуйте рисунок к этой части

Чтение учащимися по логически завершенным частям.

Ученики читают сказку до слов: «Поехал он в путь, во дороженьку» (с. 198, часть 1-я).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Объяснения детей

Дети продолжают чтение сказки до слов: «…а снял со своей руки золотой перстень и подал его честному купцу» (с. 202, часть 1-я).

6.Закрепление изученного материала.

Цель: применение знаний в типовых заданиях.

Структуру какую можно?

* Чья просьба оказалась самой трудной?

  1. Сколько дочерей было у купца?

  1. Куда собирался уезжать купец?

  2. Какие гостинцы просили привезти его дочери?

  3. Где увидел отец цветок?

  4. Как купец понял, что это именно тот цветок?

  5. Что случилось, когда он сорвал цветок?





7.Домашнее задание.

Цель: осознание метода построения нового знания.

Объяснение домашнего задания

* Читать сказку.

* Подготовить пересказ стр.202-206.

* Нарисовать, каким представляете аленький цветочек.

Записывают домашнее задание

8.Итог урока.

Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

- Скоро прозвенит звонок

Подведем сейчас итог.

- Легко ли читать сказки и почему?

- Что было непонятно, сложно?

- Чем понравилась сказка?

- Можно ли назвать эту сказку С.Т. Аксакова волшебной?

- Какое волшебство вы увидали в сказке?

- Захотелось ли вам прочитать сказку Аксакова в полном варианте?

У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.

- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.

- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!

- Сегодня на уроке активно работали и с выражением читали …