Главная страница

Сказка как средство формирования представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста


Скачать 81.64 Kb.
Название Сказка как средство формирования представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста
Педагог дополнительного образования
Дата 27.02.2016
Размер 81.64 Kb.
Тип Сказка

МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

Творческая разработка
«Сказка как средство формирования представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Педагог дополнительного образования

Власова Алёна Олеговна

Новокузнецк, 2015

С древних времён воспитание мальчиков и девочек было совершенно разным: то, что позволялось мальчику, было недопустимым для девочки, - и наоборот. Это связано с тем, что в нашей природе заложены не только физические различия, но и различия в мировосприятии - мы по-разному мыслим, по-разному реагируем на одни и те же события: если женщина живёт эмоциями, то мужчина на всё смотрит с точки зрения логики.

Однако актуальными и недостаточно решенными остается вопрос формирования представлений о мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Вместе с тем, именно литературные произведения, сказки, обладают широкими возможностями нравственного воздействия на представления о мужественности и женственности ребенка.

Дикман говорил: «С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто такие волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок — воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви». [1]

Запарожец говорил: «Сказки - это не просто кладовая народной мудрости, а это обязательное начальное обучение манерам поведения женщины в обществе. В сказке всегда имеется диалектический смысл. Например, в сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева» можно проследить динамику возрастных изменений женских образов, их особенности в зависимости от социального положения. В сказке всегда имеется противопоставление добра и зла, прекрасного и безобразного». [2]

В исследованиях Н.М. Ведерниковой, В.Я. Пропп и др. выделяются сказки о мудрых девушках. Самыми известными в этом смысле персонажами русских народных сказок являются Елена Премудрая, Василиса Премудрая. Эти очень древние образы отражают весьма, архаические представления о могуществе женщины. Елена Премудрая – мудрая дева, владеет волшебными умениями, связанными с силой природы, и красотой, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Образ Василисы Премудрой отличается своей простотой: косой, перекинутой через плечо, длинным сарафаном, обрамленным вышивкой. Ничего нет в образе броского, показного. Она является воплощением красоты сердечной, полной внутреннего достоинства и жизненной стойкости.

Следовательно, говоря словами В.П. Аникина «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека».

Не менее интересен образ женщины – матери, источника жизни. Именно сказки впервые подводят детей к пониманию вопроса о деторождении. Например, в «Сказке о царе Салтане…» (А.С. Пушкин) говорится: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь…». Если Дюймовочка (Х.-К. Андерсен) появляется на свет из цветка, то Снегурочка – из снега. Детям близка версия о том, что младенцев находят в капусте, а может быть их приносит аист и др. Все на Свете имеет тенденцию размножаться. Однако у каждого есть своя мама. Курочка высиживает цыплят, а не утят («Курочка ряба и десять утят» С. Маршака). У котят мама – Кошка, у поросят – мама Свинка, у утят мама – Утка и др. Слушая «Сказку о глупом мышонке» С. Маршака малыши с детства начинают осознавать ценность матери.

Значительное место занимает образ женщины – труженицы, хозяюшки, который переплетается с образом женщины – хранительницы домашнего очага, где женщина шьет, вяжет, купает детей, вместе с детьми готовится к празднику и др. Героини сказок «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка» и др. олицетворяют образ умелой, заботливой, умной хозяйки. Антиподом для имеющихся женских образов может служить Федора («Федорино горе» К. Чуковского). [3]

Женские персонажи очень активны и изобретательны, добры и милосердны, внимательны и терпеливы, выносливы и сильны духом. В противоположность им всегда есть антипод, характеризующийся такими качествами, как заносчивость, леность, наглость, эгоизм и др. Весьма интересными в плане описания женской красоты (внешней и внутренней) являются сказки А.С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о спящей красавице и семи богатырях»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек»), Ш.Перро («Золушка»), Братьев Гримм («Госпожа метелица», «Король Дроздобород»), Х.-К. Андерсена «Огниво» и др. [4]

Понятие красоты, по мнению Б. Т. Лихачева, - это гармоничное сочетание внутренних и внешних качеств человека. Внешняя красота дается от природы, ее можно создать с помощью прически, наряда, украшений, а внутренняя красота проявляется в нравственных поступках. И то и другое находят отражение во всех сказках, где есть образ женщины-красавицы. Однако все познается в сравнении. Например, злость и неприветливость княгини в «Сказке о капризном козленке» (Б. Шинкубы) делает ее и внешне некрасивой. Образ нежной, доброй и любящей Герды сопоставляется с образом холодной, надменной Снежной королевы (Г.Х. Андерсена). Изображение Ленивицы с Рукодельницы усиливает значимость и актуальность таких женских качеств как трудолюбие, кротость, мудрость и др. Внутренняя сущность женщины, скрывающаяся за ее внешним обликом, показана в сказке «Царевна-лягушка», где за внешней безобразностью таится женщина – красавица, рукодельница, умница. И, наоборот, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» за внешней красотой спрятана алчность, злость, эгоизм и ненависть мачехи.

Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему - идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния. Отсутствие оценочного отношения со стороны взрослого в процессе диагностики, неопределенность стимульного материала, близость сказки к душевной деятельности ребенка и другие факторы способствуют максимальной проекции личности, позволяют исследовать личностные образования. [5]

При отборе художественных произведений для использования в работе по формированию представлений о мужественности и женственности необходимо следовать следующим требованиям:

  • доступность возрасту;

  • эмоциональная привлекательность;

  • динамичность сюжета;

  • образное описание главных героев;

  • наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру.

При удовлетворении всех этих требований восприятие художественного произведения создает определенный эмоциональный настрой. [4]

Таким образом, потенциал сказки велик, как и велико ее многообразие. Независимо от разновидности сказок, источника их создания, авторские или народные, волшебные или приключенческие – везде присутствуют образы женщины-матери, воспитательницы, труженицы, красавицы, почитаемой и почитательнице мужчин и др. Все это в совокупности и составляет понятие женственности. При анализе женских образов, отражаемых в сказках, представлен далеко не весь спектр сказочных героинь. Это доказывает, что у педагогов не ограничены возможности в развитии у детей представлений о женственности. Сказочный образ настолько содержателен, что на его основе можно создать и увидеть идеал женственности, к которому необходимо привлекать внимание детей с раннего возраста.

Для эффективного использования сказки в работе с детьми, необходимо выделить основные формы работы со сказками:

Анализ сказок предполагает осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

Рассказывание сказок – очень распространенный прием, он помогает развитию фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой, или пенька, на котором сидел Колобок:

Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет поворот событий, ситуаций, конец сказок и т.д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставлял необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается психокорекционный смысл переписывания сказки.

Постановка сказки с помощью кукол (по ролям) реализуется в работе с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. На данном этапе сказкотерапии используется три варианта кукол: куклы марионетки, пальчиковые куклы и теневые куклы.

Сочинение сказок подразумевает сочинение ребенком сказки, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослой может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Начало сказок может быть разным. Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательно - символическом уровне строит планы на будущее.

Разнообразные формы работы со сказками совмещаются, комбинируются. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с процессами создания кукол, сочинение собственных историй - с рисованием. [6]

Из выше сказанного можно выделить, что сказка для ребенка - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.


  1. Дикман, Х. Сказание и иносказание: Юнгианский анализ волшебных сказок [Текст] / Х. Дикман – СПб. Академические проекты, 2000, С. 124.

  2. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком–дошкольником литературного произведения [Текст] / А. В. Запорожец // Психология действия. Избранные психологические труды. – Московский психолого–социальный институт; Воронеж: Изд–во «МОДЭК», 2000, С. 446.

  3. Зыкова, М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие [Текст] / М.Н.Зыкова - НПО «МОДЭК»,2004, С. 24 – 37.

  4. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] / В.П.Аникин - Просвещение, 1977, С. 430.

  5. Зубарева, Е.Е. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ [Текст] / Е.Е.Зубарева - Просвещение, С. 1989 –398.

  6. Репина, Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек [Текст] / Т.А.Репина // Дошкольное воспитание, 1984, № 4, С.