|  | 
          Реальность и фантазии в творчестве художника
            
              | Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии для учащихся 6 класса.
 
 Тема «Реальность и фантазии в творчестве художника».
 
 Цель урока: дать представление о творчестве как особой форме человеческой деятельности.
 
 Задачи урока:
 
 Обучающая: развивать представление об истоках творчества художника; обучить приемам работы с нетрадиционным материалом (песком); раскрыть арттерапевтические аспекты изобразительного искусства.
 
 Развивающая: способствовать развитию художественного воображения, желания и интереса к творчеству; углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, психология).
 
 Воспитательная: воспитывать чувство уверенности в себе для поддержания творческих успехов.
 
 Оборудование:
 
 Для учителя: мультимедийная доска, мультимедийная презентация «Рисунки-фантазии», видеоролик «рисунки песком», диск с музыкой для релаксации.
 
 Для учащихся: стекло, цветной песок, учебник «Изобразительное искусство».
 
 Ход урока:
 
 
                  Организационный этап.
 
 1. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Начнем сегодняшний урок с необычного приветствия. Я предлагаю сейчас каждому ученику назвать свое имя и какое-нибудь свое хорошее качество, которое начинается с первой буквы вашего имени. Меня зовут Яна – ясная.
 
 Выполняется приветствие.
 
 2. Проверка готовности к уроку.
 
 3. Настрой на урок.
 
 Используется упражнение на рефлексию «Мордашки». Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизированными рисунками. Каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).
 
 
 
                  Актуализация и активизация знаний учащихся.
 
 1. Сообщение хода занятия с опорой на схематичный план.
 
 Знакомство с планом урока. На доске прикрепляются соответствующие карточки, обозначающие определенные виды деятельности (уже знакомые учащимся).
 
 Комментарий учителя: Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, попробуем ответить на вопрос: какова тема урока. А для этого посмотрим презентацию. Затем потренируем мозги - изучая новые понятия и работая в словариках. И наконец, вытащим из тайников воображение и вдохновение и выполним творческую работу.
 
 2. Создание проблемной ситуации. Демонстрация презентации.
 
 Демонстрация презентации с изображением рисунков-фантазий.
 
 3. Совместное формулирование темы урока.
 
 Учитель: Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
 
 Ответы учащихся.
 
 Учитель: действительно, сегодня на уроке мы поговорим о реальности и фантазии в творчестве художника, о творчестве в жизни человека.
 
 На мультимедийной доске слайд с темой урока.
 
 
 
                  Подготовительный этап.
 
 1. Активизирующая беседа.
 
 Учитель: Как вы думаете, зачем человеку нужна фантазия?
 
 Ответы учащихся.
 
 Учитель: Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы вы смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! А что помогает человеку сочинять, фантазировать?
 
 Ответы учащихся .
 
 Учитель: Творческое воображение необходимо не только для того, чтобы сочинять, но и для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества. Реальность и фантазия - два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать.
 
 2. Работа с учебником.
 
 Несколько учащихся зачитывают отрывок параграфа учебника (страница 56).
 
 Учитель: Что является основой творчества?
 
 Учащиеся: Основой творчества во всех видах деятельности является природа и окружающая нас реальность.
 
 3. Работа в словариках по изобразительному искусству.
 
 «Воображение»— самостоятельное создание новых образов.
 
 «Фантазия»- (греч.— воображение) — способность к творческому воображению, разновидность творческого воображения.
 
 «Воображение воссоздающее» - создание образа предмета по его описанию.
 
 «Воображение творческое»- создание новых образов.
 
 4.Составление синквейна на тему «Творчество, воображение, фантазия».
 
 На мультимедийной доске слайд с правилами составления синквейна.
 
 Учащиеся выборочно зачитывают полученные пятистишия.
 Физминутка.
 
 Упражнение «Зеркальное рисование».
 
 Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
 
 Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
 IV. Основной и контрольный этапы.
 
 1.Показ ролика «Рисунки песком».
 
 Звучит медленная, спокойная музыка, перед каждым учащимся стекло и емкости с песком разного цвета.
 
 Учитель: Вы перед собой видите обычный материал, который встречали много раз – песок. В руках обывателя – песок просыпается сквозь пальцы и ускользает безвозвратно. В руках знающего человека – это может быть строительный материал, из которого можно строить, например - дома. А в руках талантливого и творческого человека песок превращается в настоящее произведение искусства!
 
 Показ ролика.
 
 2.Практическая работа. Выполнение учащимися рисунка песком на стекле.
 
 Учитель: Мы с Вами сейчас видим, как в руках творческого человека даже самый обычный с виду материал превращается в шедевр! Перед Вами сейчас находится материал – это обычный песок. Я предлагаем Вам составить свою собственную песчаную картину (составление картин под музыку) .
 
 3. Наблюдение за самостоятельной работой учащихся.
 
 Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
 
 1) контроль организации рабочего места;
 
 2) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
 V. Рефлективный этап.
 
 1. Экспресс-выставка работ учащихся.
 
 Учащиеся свободно перемещаются по кабинету, подходят к партам и рассматривают работы, выполненные одноклассниками.
 
 2. Получение обратной связи. Рефлексия.
 
 Учитель: Молодцы! У всех получились хорошие, интересные, необычные картины. Кто-то хочет прокомментировать свой рисунок?
 
 Комментарии учащихся. Учащиеся делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом.
 
 3.Настрой учащихся в конце урока.
 
 Упражнение «Мордашки» (экспресс-опрос).
 
 Учитель: Улыбок стало больше - урок удался!
 
 Открою маленький секрет. Сегодня на уроке были применены приемы арттерапии- терапии творчеством. Арттерапия позволяет снять внутреннее напряжение, отвлечься от проблем. В предложенном задании важно было не правильно выполнить, а включить на полную мощность эмоции и чувства. Вот поэтому ваше психологическое состояние и настроение улучшилось.
 
 VI . Итоговый этап.
 
 1.Подведение итогов занятия.
 
 Учитель: Ваши работы пленяют своим творчеством. В каком-то рисунке чувствуешь загадочность, другие создают волшебство, третьи завораживают. Различны и жанры ваших рисунков, но все они отличаются большим разнообразием настроений, которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.
 
 Какие чувства вызвало у Вас наше занятие?
 
 Ответы учащихся.
 
 Учитель: Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. От творчества можно получить разное эмоциональное состояние – подъем, активность, а можно и расслабиться.
 
 Что нового для себя узнали?
 
 Ответы учащихся.
 
 Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте.
 
 Ученики оценивают свои работы.
 
 2. Необходимые рекомендации по выполнению аналогичных работ.
 
 Такие же работы вы можете выполнять и дома, со своими младшими братьями и сестрами, родителями. И если мама и папа скажут, что не умеют рисовать, объясните им, что на самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование песком, помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных и приятных способов снятия эмоционального напряжения. Лучше выполнять рисование под любую релаксационную или просто понравившуюся мелодию.
 
 VII. Информационный этап.
 
 1.Домашнее задание.
 
 Задания представлены на слайде.
 
 Вам предлагается три уровня домашнего задания:
 
 1 уровень- обязательный минимум. Прочитать учебник на странице 56-57, ответить на вопросы.
 
 2 уровень- тренировочный. Его выполняют учащиеся, которые - желают более углубленно изучить тему.
 
 Предлагаются на отдельных листах разнообразные фигуры, которые нужно дорисовать, выполнив определенные задания.
 
 3 уровень- творческое задание, направленное на самоанализ творческой деятельности. Выполняется на добровольных началах. Провести самоанализ творческой деятельности (уровня воображения, на основе предложенного опросника).
 
 2.Заключительное слово учителя.
 
 Вы сегодня побывали в роли по-настоящему творческого человека. Вы попробовали совместить на первый взгляд, казалось бы, разные вещи: песок и рисование, расслабление и умение созидать нечто новое. Я хочу вселить уверенность в том, каждый из вас может фантазировать (т.е. творить), а для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии.
 
 Урок завершен. Творческих вам успехов!
 |  |  |