Главная страница

«развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время»


Скачать 79.67 Kb.
Название«развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время»
Старожук Н.В
Дата02.03.2016
Размер79.67 Kb.
ТипДокументы


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

Выполнила: Старожук Н.В.

Лучше учить, лучше воспитывать – настоятельное требование времени. Одной из важнейших задач сегодняшнего дня является улучшение подготовки школьников к жизни, к общественному труду, воспитание личности, готовой и способной творчески, с полной отдачей работать в различных областях после окончания школы. Главная задача школы – воспитать всесторонне развитую, гармоничную и творческую личность. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Творчество – явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. Учить творчеству – это прежде всего учить творческому отношению к труду. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки. Эти качества, в свою очередь, стимулируют стремление пробовать свои силы при выполнении задач различной степени сложности: от простых до творческих, искать дело по душе. При выполнении творческих заданий у школьников вырабатываются такие ценные качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше ее выполнить, и способность доводить дело до конца. Эти показатели (характеристики) личности еще слабо развиты у школьников, и мы можем развить эти качества. Учитель должен постоянно поощрять нестандартные, оригинальные решения, целесообразные отступления от образца, тренировки в умении видеть общее в различном и различие в общих явлениях, многократное упражнение в анализе, синтезе и обобщении, переносе приобретенных знаний и умений в новую ситуацию. Развитию творческих способностей должен содействовать и стиль проводимых уроков или внеурочных занятий: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.

Наша тема развитие творческих способностей детей, поэтому дадим определение понятию способности. Способность – природная одаренность, талантливость (Словарь С.И.Ожегова). Как показывают исследования, все нормальные дети обладают разными потенциальными способностями. Задача школы – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Развить творческие способности – это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Поэтому, прежде чем двигаться дальше, давайте разберемся в вопросе: много ли в школе одаренных?

Иногда в печати появляются сообщения о детях, которые еще в школьном возрасте и даже раньше добились выдающихся успехов в различных видах деятельности. О девочке-композиторе, которая к 15 годам сочинила уже несколько музыкальных произведений, о мальчике, который к 15 годам разработал математическую теорию, высоко оцененную специалистами, или о другом, который в 12 лет закончил школу с серебряной медалью и сдал вступительные экзамены в университет на «отлично», о 9-летней девочке, у которой издан сборник ее стихотворений. Пишут и о других случаях выдающихся способностей, проявившихся в детстве.

Почему этим детям удалось достичь таких больших успехов? Вундеркинды ли они, т.е. сверходаренные дети, развившие свои таланты без специального руководства, или просто способные, успехи которых в развитии достигнуты благодаря случайному стечению обстоятельств или целенаправленному созданию благоприятных условий? Итак, редчайший ли это дар природы или сравнительно частое явление? Ведь если придерживаться первого мнения, то надо «ждать милости от природы», если же придерживаться второго мнения, то наша задача – так построить обучение, чтобы максимально развить заложенные природой способности каждого ученика к определенным видам деятельности.

Издан сборник стихотворений 9-летней девочки. Уникальное явление? Да. Сплошь и рядом сборники детских произведений не издаются. Но в то же время в школе у В.А.Сухомлинского писали литературные произведения почти все дети. Явление это вызвано целенаправленно деятельностью учителей. Вспомним А.С.Пушкина, ведь его творческий талант проявился и развился в Лицее, а здесь писали все: и по заданию учителей, и просто так.

Дети исполняют сложные музыкальные произведения и сами сочиняют музыку – это выдающееся или рядовое явление? И.П.Волковым в 50-х годах XX века в обычной школе был создан оркестр. Через 3 года ученики сами сочиняли танцевальную музыку, сами оркестровали ее для различного состава инструментов (трио, квартет, квинтет) и сами исполняли ее. Как оценить этот факт? Это одаренные от природы или хорошо развитые, обученные школьники?

Так как же все-таки: существуют вундеркинды или нет? Возможно, существуют. Можно допустить, что рождаются дети с гипертрофированными способностями, что они самостоятельно могут достичь результатов, не доступных для других детей ни при каких условиях обучения. Но если это явление и существует, то оно чрезвычайно редкое, и ставку на него, очевидно, делать нельзя. Однако в каждой школе есть одаренные дети , способные достичь при благоприятных условиях обучения выдающихся результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность.

Разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. «Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении возможностей овладения одной деятельностью и одновременно могут уступать им же в отношении возможностей овладения другой деятельностью. Так, ребенок, имеющий благоприятные задатки для развития музыкальных способностей, будет при всех прочих равных условиях развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется гораздо больших достижений, чем ребенок, не обладающий такими задатками. В этом смысле люди не равны в отношении возможности развития у них способностей» (В.А.Крутецкий. Основы педагогической психологии).

Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом говорят выводы ученых, основанные на многочисленных исследованиях. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии» (А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев. Психологические особенности человека). «Способности существуют только в развитии… Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания» (Петровский А.В.).

Итак, ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Педагогика утверждает, что нет людей ни к чему не способных. Но способности можно или развить, или недоразвить, или пригасить. Целенаправленно способствовать развитию широкого спектра способностей детей может только школа.

Учитель должен придерживаться следующих принципов при планировании и организации творческих заданий:

1. Знания – фундамент творчества. Творческая деятельность учащихся не может выйти за пределы имеющихся у них знаний.

2. Строгий отбор учебного материала.

3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала. Но повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах.

4. Разностороннее развитие ученика.

5. Формирование устойчивых интересов к учению. С интересом ученик может делать одну и ту же работу не более чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес ребенка, надо достаточно часто менять виды работ.

6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого.

7. Постоянный контроль учителя за работой ученика.

8. Индивидуальный подход.

У нас в школе дети имеют возможность выявить и развить свои творческие способности, как на уроках, так и во внеурочное время. На уроках мы пишем сочинения, сочинения-миниатюры, изложения с творческим заданием, составляем рассказы по сюжетным рисункам, по заданному началу, пишем репортажи, интервью, придумываем загадки, кроссворды, сказки, небылицы, рисуем иллюстрации к различным художественным произведениям, придумываем задачи и задания для одноклассников и т.д. Во внеурочное время дети посещают кружки, которые способствуют развитию их творческих способностей, постоянно готовятся и принимают участие в различных конкурсах поделок, плакатов, рисунков, аппликаций и т.д.

Я остановлюсь на нескольких видах работ, способствующих творческому развитию учащихся. Например, урок-мастерская, когда все: ученики и учитель – заняты одной общей работой – «чтением как трудом и творчеством», открывающим глубинный философский смысл повествования, когда читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение» (В.Распутин). Мастерская дает возможность раскрыться и высказаться каждому, а не одиночкам. Мастерская – особая форма организации творческой самостоятельной деятельности на уроке, она помогает развить в ребенке «талант читателя», не рассыпает урок на множество мелких вопросов, за которыми теряется понимание учениками смысла и цели всей беседы, а собирает его.

Литературный вечер – один из видов школьного творчества, способствующий развитию творческих способностей учащихся. Ведь подготовка литературного монтажа, а затем и его сценическое воплощение – не только наиболее доходчивый способ изучения жизни и творчества писателя или поэта, но и воспитание душевно богатого и эрудированного человека.

Один из наиболее распространенных видов творческих заданий – жанр школьного сочинения. Сочинения – ценнейший вид упражнений в развитии ума и речи, и начинать их надо в самом раннем возрасте. Существует очень много видов сочинений: и устные сочинения, сочинения-картинки (рисование с короткими подписями), коллективное сочинение, сочинения описание и повествование, сочинения-исследования («Лиса по басням Крылова», «Похождения волка» по тем же басням, может быть естественно-научное исследование «Бабочка», «Цветок», из области быта и жизни среды (промыслы, ремесла, производство и т.д.), сочинения-письма (желательно не делать письма «упражнениями» и не писать «воображаемому» товарищу или подруге, также от «воображаемого» автора. Пишите письма, чтобы послать их). Очень важную роль при выполнении сочинений играют коллективное слушание сочинений, обсуждение работ и их редактирование. Работы исправляют сами учащиеся, делают замечания, вносят аргументированные поправки, отмечают то, что получилось удачно. Дети так же могут проиллюстрировать свои сочинения собственными рисунками или другими поделками, сделанными их руками. Очень нравится ребятам работа по иллюстрированию художественных произведений, которые мы читаем на уроках литературы. В 5-6 классах предлагается нарисовать иллюстрацию к тому или иному произведению, а начиная с 7 класса больше упор делается на устное описание иллюстрации, которую ребенок хотел бы нарисовать.

Еще один из ценнейших видов работы по развитию творческих способностей детей – игры с творческим заданием. Игра может быть пятиминутной, а может весь день проходить под знаком той или иной игры.

Это лишь немногие виды творческих работ, которые может использовать учитель. Иногда у нас целый урок посвящен творчеству, творческой работе, иногда какая-то часть урока, но на каждом уроке обязательно должны быть хотя бы творческие пятиминутки.

Итак, мы видим, что творческая деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия и т.д. как сказал В.А.Сухомлинский: «Без творческой жизни личность не может быть воспитанной… Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».