Главная страница

«развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»


Скачать 183.74 Kb.
Название «развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Дата 20.02.2016
Размер 183.74 Kb.
Тип Документы

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Составила:

Воспитатель Панфилова В.В.
2014 год


  1. Теоретическая интерпретация опыта

В эпоху компьютерных технологий (технических преобразований) становится заметным, что эмоциональный мир детей значительно беднеет. Воспитываясь в семье, дети компенсируют этот недостаток, проводя досуг с родителями, родственниками, братьями и сестрами. Они учатся друг у друга, делятся, советуются. А в социальных учреждениях, где проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вопросы развития эмоциональной сферы, развития творческой личности ребенка часто стоят очень остро, и все чаще встает вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Современная педагогическая наука располагает разнообразными сферами воспитательного воздействия на детей. По мнению современных ученых, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенкак сделал актуальной проблему воспитания детей средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей (Д.В. Менждерицкая, Л.В. Артемова., Е. Л. Трусова., Р.И. Жуковская., С. Выготский и др.).

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по развитию творческих способностей посредством театрализованной деятельности в основном в дошкольных учреждениях. Под театрализованными играми специалисты понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Так Л.С.Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества. А.Н.Леонтьев относит игры-драматизации к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

Один из первых педагогов, К.Д. Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства; речь, мимика, движения ребенка в игре намного выразительнее, чем в повседневной жизни. О значимости театрализованной деятельности в развитии личности ребенка говорили многие педагоги и психологи прошлого. Известный российский просветитель Н.Ф.Бунаков, на основании своего опыта, утверждал, что «театр будет полезен помимо всяких нарочитых поучений живыми впечатлениями, возвышающими дух, проясняющими мрачное и унылое настроение, тяжёлые и безотрадные думы».

Практики обращали большое внимание на развитие детского творчества, в результате чего были найдены интересные методические приемы. Например: самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами (О.Лагуткина); предложить детям нетрадиционный набор кукол  для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей (Т.Неменова)
2.Актуальность опыта

Вместе с тем практика показывает, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Это объясняется тем, что:

- приобщение к театральным постановкам не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности;

- театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Детей обучают быть «хорошими артистами», предлагают заучивать текст, интонации, движения.

- зачастую сам воспитатель самостоятельно готовит атрибуты для театральных постановок.

В представленном комплексе можно проследить воспитательную работу сразу по двум направлениям: развитие театральных способностей (эмоциональная сфера, актерское мастерство, коммуникативные навыки) и развитие творческих способностей, в результате чего создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 
Эффективность занятий во многом зависит от интегрирования с занятиями по художественному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать (что положительно влияет на выразительность создаваемых образов), а затем обыграть в играх-инсценировках, театральных сценках.

Опыт актуален для работы с детьми разновозрастной группы (старший дошкольный и младший школьный возраст) и может использоваться достаточно продолжительное время.

  1. Условия возникновения и становления опыта

Существует проблема, волнующая многих педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей: у одних возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других ребят , наоборот, развязанность и суетливость, у третьих – отсутствие эмоциональной чуткости и отзывчивости, у четвертых –неумение и нежелание заниматься творчеством. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека.

Очевидно, что в настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Ээффективность развития творческих способностей посредством театрализованной деятельности во многом зависит от интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов. Все это, в свою очередь помогает ребенку создать свое представление о том или ином герое, выразить через него свои мысли и чувства.

4. Сущность опыта

Цель: развитие творческих способностей воспитанников посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1.Обучающие:

- формирование импровизационных умений свободно чувствовать себя в роли;

- формирование технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов.

2. Воспитывающие:

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- воспитание умения вживаться в художественный образ, творчески подходить к изображению сюжета.

3. Развивающие:

- развитие эмоциональной сферы.

- развитие коммуникативных навыков.

- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности.

- совершенствование познавательных процессов.

 

Комплекс состоит из 20 занятий (1 раз в неделю). Продолжительность занятия: 30-40 минут. Число воспитанников на занятии – 8-10.

Структура:

  1. Вводная часть. Разминка с воспитанниками. (Настрой на работу в группе)

  2. Основная часть.

-Загадывание загадки (загадок, либо прочтение стихотворения по заданной тематике)

- Работа по художественному творчеству (лепка, торцевание…)

-Инсценирование (обыгрывание)

3. Заключительная часть. Вопросы к детям. Мини – диалог о занятии, общие впечатления.
Данные занятия побуждают интерес воспитанников к театрально-игровой деятельности. Развивают творческие способности, фантазию, воображение. Обучают адекватному эмоциональному реагированию, пониманию эмоционального состояния другого человека. Воспитывает гуманные чувства детей, развивают стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям. Проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам их сверстников и огорчаться в случаях неудачи. Стремление прийти на помощь в трудную минуту.

Реализация плана мероприятий осуществляется через практические занятия, через игры-драмматизации, изготовление пособий для театрализованной деятельности.

  1. Продуктивность опыта

В ходе проведенной работы удалось выявить следующее: на начало занятий у многих воспитанников отмечался низкий уровень развития воображения и фантазии, недостаточны развиты память, внимание и речь, отсутствовали навыки произвольного поведения и желание участвовать в коллективной деятельности.

Заключительные занятия показали: увеличилась увлеченность детей данным видом деятельности, результаты собственных работ радуют детей, приносят удовлетворение, желание самоутвердиться не только в группе сверстников, но и среди взрослых. У многих детей увеличился объем внимания и памяти, воспитанники стали контролировать себя во время занятий, уменьшилось число конфликтов и негативных реакций.

Показатели развития творческих способностей за 2012 год




Количество воспитанников с низ. уровнем развития

Количество воспитанников с сред. уровнем развития

Количество воспитанников с высоким уровнем развития

Начало проводимой работы

7

2

1

В заключении проводимой работы

3

5

2

Показатели развития основ театрализованной деятельности воспитанников (актерские способности) за 2012 год




Количество воспитанников с низ. уровнем развития

Количество воспитанников с сред. уровнем развития

Количество воспитанников с высоким уровнем развития

Начало проводимой работы

9

1

0

В заключении проводимой работы

3

5

2

Единственная возможность научить ребенка жить в существующих условиях - создать ему условия полного овладения своими собственными способностями. Воспитание детей через творчество – уникальное средство. Данные занятия побуждают интерес воспитанников к театрально-игровой деятельности. Развивают творческие способности, фантазию, воображение. Обучают адекватному эмоциональному реагированию, пониманию эмоционального состояния другого человека. Воспитывает гуманные чувства детей, развивают стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям. Проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам их сверстников и огорчаться в случаях неудачи. Стремление прийти на помощь в трудную минуту.

6. Область применения и внедрения

Данный материал может быть использован воспитателями детских специализированных учреждений, специалистами учреждений дополнительного образования, воспитателями ДОУ.

7. Система работы

Практический материал по данной теме состоит из 20 занятий. Рассчитан на срок пребывания детей в специализированном учреждении – 1 год (1 занятие в неделю). Позволяет целенаправленно за достаточный промежуток времени достичь поставленную цель и задачи.

Продолжительность занятия- 30-40 минут.

Количество детей в группе – 8-10 человек.

Возраст:7-15 лет.

Комплекс занятий

Занятие 1 «Курица с цыплятами»

Цель: учить работать в технике торцевания на пластилине, развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику, творческое мышление, побуждать интерес к театрализовано-игровой деятельности, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: гофрированная бумага, ножницы, емкость для хранения бумажных заготовок, палочки или карандаши для техники торцевания.

Предварительная работа: изготовление форм из пластилина для занятия. Заучивание стихотворений.

Ход занятия.

Вводная часть. Разминка с воспитанниками.

Звучит музыка. Воспитанники встают в круг, берутся за руки.

Воспитатель: Ребята, давайте, возьмемся за руки и почувствуем, как наши ладошки теплеют. Зажмите руки, разожмите и покажите ладошки мне, соседу справа, соседу слева. Поработайте пальчиками. Вы готовы заниматься?

(дети садятся на свои рабочие места)

Загадка:

Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки. (Цыпленок)

Сидит птаха на белых горах, дожидается из мертвого – живого. (Курица-Наседка)

Воспитатель: Молодцы ребята. Отгадали.

Основная часть.

Воспитатель. Так как, с самого начала занятия у нас пошла речь о домашних птицах – курице и цыплятах, то и результатами нашей работы должны стать именно эти герои. Посмотрите, ребята, у нас на столе находятся ваши готовые заготовки из пластилина. На прошлых занятиях, мы с вами уже занимались торцеванием и знаем, какие красивые работы получаются с использованием этой техники. Я предлагаю каждому определиться, что именно он будет делать (курицу или цыпленка). Давайте вспомним, что из себя представляет данный вид работы: торцевание – техника изготовления объемных поделок из бумаги. Скручиваем кусочки бумаги – торцовки, создаем махровые объемные фигурки.

Этапы работы:

1.Вырезаем гофрированную цветную бумагу на торцовки размером от 1 до 1,5 см.

2. На середину квадрата ставим торец (стержень) и плотно закручиваем бумагу вокруг стержня. Получается трубочка-торцовочка.

3. Полученную торцовку, не вынимая со стержня вставляют в заготовку – пластилин и только тогда вынимают стержень.

4. Каждую заготовку вставляют рядом в стержень плотно друг за другом, чтобы не оставалось промежутка.

Работа детей сопровождается спокойной музыкой. Осуществляется индивидуальная помощь.

После выполнения работы, выкладываем на стол курочку с цыплятами.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, работы вами выполнены аккуратно. Я заметила, что те, кто быстро справился с работой, помог своему товарищу. Молодцы. А теперь я предлагаю оживить наших героев.

Выходит ребенок со своей работой – цыпленком, читает стихотворение:

Десять желтеньких цыплят

Оглушительно пищат

Вместе с курицей-наседкой

На прогулку вышли детки.

До чего же хороши

Бегают, шалят, шумят-

Так похожи на ребят.

Каждый должен твердо знать:

Малышей – не обижать!

Следующий ребенок выходит с работой «Курица-наседка»

Квохчут курочки-наседки:

«Мы несем вам яйца, детки!

Ко-ко-ко, идем гулять

Будем зернышки клевать»

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам в гости к нам пришел!

(Выходят воспитанники в костюмах курочки и цыплят. Исполняют веселый танец).

Девочка, в роли «Курочки» подходит к детям и угощает всех шоколадными яйцами.

Заключение.

Воспитатель: Что больше всего понравилось на занятии? Что было сложным? Ваши пожелания.

Занятие 2 «Веселый зверинец»

Цели: развивать творчество, любознательность, воображение, внимание, память, речь, коммуникабельность, интерес к творчеству; помогать справляться с застенчивостью; обучать аккуратности в работе; развивать эмпатию.

Оборудование: ножницы, цветная бумага, клей, кисточки, фломастеры.

  1. Вводная часть. Разминка с воспитанниками.

Звучит музыка. Воспитанники встают в круг, берутся за руки.

Воспитатель: Ребята, давайте, возьмемся за руки и почувствуем, как наши ладошки теплеют. Зажмите руки, разожмите и покажите ладошки мне, соседу справа, соседу слева. А теперь подержитесь за руки и подарите тепло своих рук друг другу. Вы готовы заниматься?

(дети садятся на свои рабочие места)

Загадка:

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок – дырявый,

А крючок-вертлявый. (паросенок)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.(Кошка)

Длинное ухо, колючек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик)

По горам, по долам

Ходит шуба, да кафтан. (баран)

Лежит – молчит

Подойдешь – заворчит. (собака)

Основная часть

Воспитатель: все эти загадки о ком? (О животных) Какие вы знаете загадки о животных? И как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о животных. Из бумаги у нас должны появиться животные для пальчикового театра. (Дети сами определяются, какого животного будут делать).

Рассматривание картинок.

Этапы работы:

1.Выполнение напальчника из картона.

2. Вырезание основных частей для головы животного (голова, уши, нос, глаза…)

3. Склеивание деталей между собой.

Работа детей сопровождается спокойной музыкой. Осуществляется индивидуальная помощь.

Воспитатель: Ребята, давайте сочиним сказку или историю про наших зверюшек. (В случае затруднения можно предложить детям придумать историю про каждого животного в отдельности или разбить детей по парам, тройкам)

Заключение:

Воспитатель: Что больше всего понравилось на занятии? Что было сложным? Ваши пожелания.

Занятие 3 «Веселые человечки»

Цель: учить детей фантазировать, развивать воображение, память, внимание, речь, навыки общения; учить свободно чувствовать себя в роли.

Оборудование: пластилин, прищепки, дощечки, природный материал.

Ход занятия

1 . Вводная часть. Разминка с воспитанниками.

Звучит музыка. Воспитанники встают в круг, берутся за руки.

Воспитатель предлагает воспитанникам «волшебные нити» по одной на каждую противоположную пару. Задача детей: сказать в паре друг другу комплимент.

Загадка:

На веревке пальцы

Держат одеяльце. (Прищепки)

2 Основная часть

Воспитатель показывает на фланелеграфе нарисованных веселых человечков. Вспоминаем цвета радуги. Каждый ребенок выбирает себе любой понравившийся цвет.

Воспитатель: Сегодня мы будем оживлять наши прищепки, превращая их в смешных забавных человечков. Для изготовления человечков каждому понадобится прищепка, пластилин и море вашей фантазии. (Дети выбирают природный и подручный материал для своих работ).

Этапы работы:

  1. Выбор цвета прищепки и пластилина.

  2. Выбор природного материала, необходимого для поделки.

  3. Выполнение самостоятельной работы.

Работа детей сопровождается спокойной музыкой. Осуществляется индивидуальная помощь.

По ходу выполнения работы воспитатель смотрит, какие атрибуты используют дети, есть ли темные тона, есть ли комментарии. Предлагает дать имя своему герою, подумать, чем он любит заниматься, с кем дружит.

Воспитатель: Как вы назвали своих «человечков», какое у них настроение, почему использовал такие цвета? И т.д. Давайте сочиним и обыграем интересную историю из жизни наших человечков и покажем нашим младшим воспитанникам. Но давайте постараемся, чтобы у каждого человечка настроение было хорошее, веселое. А если кому-нибудь грустно, постараемся развеселить.

Заключение:

Воспитатель: Что больше всего понравилось на занятии? Что было сложным? Ваши пожелания.

Занятие 4 «Новогодняя маска»

Цели: создать мозаичную картинку из моющей губки; развивать творческие способности и фантазию, внимание, память, связную речь; учить владению импровизационными умениями.

Оборудование: Губка, ножницы, клей, тесьма, картон, простой карандаш.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Разминка с воспитанниками.

Звучит музыка. Воспитанники встают в круг, берутся за руки Воспитатель предлагает им посмотреть друг на друга. А соседу справа – назвать имя соседа слева. «Так мы обращаемся друг к другу, когда знаем человека. А можно сделать так, что нас никто не узнает. Кто как думает, как это можно сделать?» (Ответы детей)

2 Основная часть:

Воспитатель: «Верно. Еще с древних времен, во времена дворцов и балов было модно приходить на торжество в масках. Что таит за собой маска? Что позволяет скрыть ото всех? (Ответы детей)

«Праздник лучший в мире есть!

Приближается он к нам,

Дарит время чудесам!

В нашем славном королевстве

Празднику всегда есть место!

Приглашаем всех на бал:

На новогодний карнавал!

Всем от мала до велика

На балу быть царь велит!

И девице светлоликой,

И другим быть надлежит!

И, положено как в сказке,

Всем прийти вам надо в маске,

Чтоб вас было не узнать,

Долго голову ломать!»

Слушают все глашатая,

Не шурша и не болтая.

Каждый думает, как быть?

Что одеть? Как лик свой скрыть?

А через неделю и у нас будет Новогодний бал, и я предлагаю вам сделать себе маски.

Этапы работы:

  1. Вырезание заготовки маски из картона.

  2. Вырезание или отщипывание кусочков губки (пароллона)

  3. Наклеивание на маску губки. Вставка тесьмы и резинки.

Работа детей сопровождается спокойной музыкой. Осуществляется индивидуальная помощь.

В завершении работы воспитанникам предлагается одеть маски и прочитать заранее заготовленный текст.

Заключение:

Вопросы воспитанникам: Как чувствовали себя, одев маску? Как читался текст? Как было легче входить в роль: в маске или без нее? Что больше всего понравилось на занятии? Что было сложным? Ваши пожелания.

Занятие 5 «Гуси-лебеди»

Цели: развивать эмоциональную сферу, творческие способности и творческую самостоятельность, коммуникативные навыки, учить вживаться в художественный образ, творчески подходить к изображению сюжета.

Предварительная работа: изготовление соленого теста.

Оборудование : соленое тесто, дощечки, подручный материал.

Ход занятия.

1 Вводная часть. Разминка с воспитанниками.

Звучит музыка. Воспитанники встают в круг. По кругу стоят стулья. Предлагается всем сесть; воспитатель, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к детям. В группе должно стоять ровно столько ребят, сколько было показано пальцах.

  1. Основная часть:

Загадка

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало?
(Яблоня.)

 
У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди.)

Воспитатель: Как вы уже догадались, речь идет о русской народной сказке «Гуси-лебеди». Сказки бывают разные: волшебные…поучительные. К какому виду сказок относится эта? В чем заключается поучительный смысл? Давайте вспомним героев сказки. Ведь именно их нам предстоит сегодня изготовить из нашего волшебного соленого теста.

(Дети выбирают себе героев для выполнения поделок)

Этапы работы:

  1. Пошаговое выполнение поделки.

  2. Раскраска поделки.

Работа детей сопровождается спокойной музыкой. Осуществляется индивидуальная помощь.

В заключении работы каждый (при помощи воспитателя) показывает мимикой своего героя, используя речевое оформление. Репетиция с настольным театром. Показ младшим воспитанникам центра.

  1. Заключение:

Вопросы: Что больше всего понравилось на занятии? Что было сложным? Ваши пожелания.