Главная страница

«развитие творческих способностей детей посредством танца»


Скачать 0.55 Mb.
Название «развитие творческих способностей детей посредством танца»
страница 4/4
Дата 14.03.2016
Размер 0.55 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4

3.4. Упражнения на повторение «движений» растений и животных.
Упражнение № 1. Дерево


Пофантазируйте с ребёнком. Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а малыш пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось.Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
Упражнения № 2. Роза


А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.
Упражнение №1. Кошка


Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте себе какую-нибудь кошку, которую Вы видели. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! Вспомните, как кошка умывается, попробуйте вместе с ребёнком делать те же движения, что и она. Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать. Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться или когда у неё просто хорошее настроение.
Можно придумать и сыграть сценку – этюд: кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.
Упражнение № 2. Лягушка

Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.
Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.
Упражнение № 3. Лебедь


Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными

крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.

3.5. Музыкально-ритмическая композиция с куклами и погремушками для детей младшего возраста.
Выходит девочка с куклой, читает стихотворение:

Баю, куколка моя,

Хочешь – покачаю.

Я ведь мамочка твоя,

Все об этом знают.

На руках тебя ношу

И целую в носик.

Все игрушки покажу,

Если ты попросишь.

Выходят девочки с куклами, встают на свои места в кругу лицом к зрителям.

И. п. – ноги на ширине плеч.

Музыкальное сопровождение – «Куколка” с кассеты “Веселые уроки” С. Железнова

На слова куплета    девочки укачивают куклу, покачиваясь с ноги на ногу.

На “а-а-а....”          идут по кругу на носочках, дойдя до своего места кружатся.

С концом музыки   опускаются на колени лицом к зрителям.

Музыкальное сопровождение – ''Полька” нем.плясовая мел. с кассеты «Топ-хлоп малыши”

1 часть музыки -   мальчики с погремушками  идут  к своей девочке, высоко поднимая

ноги, и останавливаются справа от нее. Девочки сидя качают куклу.

2 часть музыки -    мальчики, повернувшись к своей девочке, стучат погремушкой по

ладошке (будят куклу);

девочки, положив куклу перед собой, качают головой, держась руками за голову.

1 часть музыки -    девочки грозят пальцем мальчикам (ругают);

мальчики, важно задрав нос, притопывают носком правой ноги (руки за спиной).

2 часть музыки-     повторение движений  второй части.

Девочки грозят пальцем мальчикам:    Тише, тише, не шумите,

Наших кукол не будите!

Мальчики:                                               Куколкам не время спать,

Лучше им потанцевать!

Мальчики-музыканты убегают к центральной стене. Девочки стоят в кругу, куклу держат перед собой на вытянутых руках.
Музыкальное сопровождение – «Танец” муз. З. Бетман

! часть музыки -   девочки бегут по кругу;

мальчики встряхивают погремушки.

2 часть музыки -  а) девочки приседают – «куколка танцует на полу”;

б) девочки кружатся, подняв куколку вверх.

Мальчики стучат погремушкой по ладошке.

Все движения повторить  еще раз.

С концом музыки  девочки поворачиваются лицом к зрителям, куклу протягивают вперед;

мальчики поднимают вверх погремушки.

.

3.6. Музыкально-игровой образ.

Музыкально-игровой образ в характерных, но однотипных движениях отдельных персонажей.


Задача. Формировать способы передачи сначала однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей; побуждать детей к поискам выразительных движений.
Методические указания. Детей знакомят с темой игры и предлагают двигаться сразу под музыку. Движения носят импровизационный характер. Чтобы создать определенное настроение, можно дать выразительную характеристику персонажей, например прочитать строчку песни: «Наши кони чисты, наши кони быстры» (песня Е. Тиличеевой «Наши кони чисты»). Можно использовать форму музыкальной загадки, например сказать: «Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит» — и исполнить соответствующую пьесу, в которой передан образ бойкого петуха (пьеса В. Агафонникова «Не ездок, а со шпорами»). После этого дети играют, находя выразительные, характерные движения. Педагог должен ярко, выразительно использовать музыкальное произведение, чтобы дети ощутили стремительный, героический характер песни «Наши кони чисты», плавность, равномерность движения мелодии «Качели», задорный характер пьесы «Не ездок, а со шпорами» и т. д. 
Задания.
1. «Маленький, беленький», муз. В. Агафонникова, сл. народные. Музыкальная загадка — передать образ легко прыгающего зайца.
2. «Вся мохнатенька», муз. В. Агафонникова, сл. народные. Музыкальная загадка — передать образ мягко двигающейся кошки.
3. «Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, сл. народные. Музыкальная загадка — передать образ бойкого петуха.
4. «Качели», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского — передать образы качающихся на качелях.
5. «Наши кони чисты», муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Маршака — передать образы отважных кавалеристов, скачущих на конях.


Развитие музыкально-игрового образа в действиях отдельных персонажей.


Задача. Формировать способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии, привлечь внимание детей к изменению характера музыки в различных музыкальных фразах, частях.
Методические указания. Так же как и в предыдущих заданиях, дети самостоятельно ищут характерные движения отдельных персонажей. Но при этом педагог обращает внимание детей на то, что музыкально-игровой образ уже имеет определенное развитие. Поэтому надо указать детям на отдельные эпизоды, которые характеризуют это развитие. Например, при инсценировке песни «Сапожник» педагог напоминает, что вначале сапожник спокойно шил сапоги, а потом вдруг: «Ой, беда пришла — сломана игла...» Детям ничего не говорят о движении, они сами начинают поиски, двигаясь под музыку.
Дети импровизируют свои движения под песни, исполненные взрослыми. Все внимание детей должно быть обращено на поиски выразительных движений.
Задания.
1. «Сапожник», чешская народная песня, обр. Ан. Александрова, пер. В. Викторова. Первый эпизод — шитье сапожек, второй эпизод — сломалась игла у сапожника.
2. «Всем, Надюша, расскажи», белорусская народная песня, обр. С. Полонского, пер. Н. Найденовой. Пляска персонажей, различных по возрасту, по характеру.
3. «Уж я колышки тешу», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные. Инсценировка характерных трудовых движений.
4. «Выйду за ворота», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные. Первый эпизод — прогулка около озера, любование им; второй эпизод — ловля рыбы.
5. «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные. Первый эпизод — полка лука; второй эпизод — перебрасывание сорняка; третий эпизод — любование растением.
6. «Земелюшка-чернозем», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой. Инсценировка песни: дети рвут цветы, плетут венки и т. д.
7. «Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки, танцует.
8. «На горе-то калина», русская народная песня, обр. Ю. Чичкова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки и т. д.
9. «Наш оркестр», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского. Ребенок дирижирует оркестром, меняя характер движений в соответствии с игрой различных инструментов.

3.7. Игровой стретчинг

Упражнения игрового стретчинга:

1. «Просыпаемся». Сесть на корточки, пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову, медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони, руки через стороны опустить вниз.

2. «Грустный медвежонок». Сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их, пятки приблизить к ягодицам, руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны. Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено. Задержаться нужное время, то же движение левой ногой.

3. «Носорог». Лечь на спину, руки положить за голову, ноги выпрямить, носки оттянуть. Поднимать голову, плечи и руки, одновременно поднимая одну ногу и сгибая её, стараться коленом коснуться лба, носок остается оттянут. Задержаться. То же движение другой ногой.

4. «Удав». Лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди ладонями вниз. Медленно поднимаясь на руках. Одновременно прогнуться, насколько возможно, и, поворачивая голову вправо, посмотреть на пятки, медленно вернуться. Сделать то же самое, но в другую сторону.

5. «Страус». Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены вниз. Не сгибая колени, наклониться вперёд, стараясь лбом коснуться колен. Постараться наклониться до тех пор, пока голова не окажется между ногами. Руками обхватить ноги сзади, задержаться.

6. «Шлагбаум». Лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. руки в стороны, ладонями вниз. Поднять прямую правую ногу в вертикальное положение, наклонить влево до касания пола, сохраняя угол в 90 градусов. Вернуться в вертикальное положение. То же проделать другой ногой.

7. «Зайчик». Встать на четвереньки, пальцы ног упираются в пол. Передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки, руки от пола не отрывать.

8. «Слонёнок». Встать на колени, руки сзади сцеплены в замок, медленно наклониться назад, как можно дальше. Задержаться.

9. «Зёрнышко». Сидя на корточках, пятки на полу, ноги вместе. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд-вниз, опустив голову, чуть наклонив туловище. Раз! – медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пятки от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Два! – руки через стороны опустить вниз.

10. Поза «Индеец», в которой дети находятся между выполнением упражнений. Сесть на пятки, руки положить на бедра, локти развести в стороны. Представить себя вождём индейцев с гордой осанкой и всё время за ней следить.

3.8. Консультация для родителей «Танец – как средство развития ребенка»
Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют, свою потребность в движении. Приобщения детей к различным видам танцевального творчества с младшего дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей, физических данных, повышается жизненный тонус, что создает ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Занятия хореографией в значительной степени помогают ребенку сформулировать правильную осанку, делает его более грациозным, пластичным, гибким, а это не маловажно. Ведь не правильная осанка, плохая походка, слабый позвоночник не дают правильно дышать, а правильное насыщение кислородом очень важно для хорошего состояния всех внутренних органов и для подержания в должном состоянии здоровья детей всех возрастов. Поэтому на занятиях хореографией большое внимание уделяется развитию подвижности, эластичности и гибкости суставов, мышц. Будет происходить постепенная установка верного положения позвоночника по средствам создания мышечного корсета.

Помимо умения красиво двигаться, да и просто танцевать, хореография учит еще, и существовать в коллективе, выполнять требования педагога, правильно распределять свои силы и время. Самый неорганизованный и непоседливый малыш, год - два позанимавшись в студии, вписывается в школьную жизнь гораздо легче и с существенно меньшими моральными потерями, нежели те дети, которые посещали только детский сад.
Советы родителям

Начинать заниматься лучше всего в 5-7 лет. Энергии и сил в этом возрасте уже достаточно, чтобы выдерживать нагрузки, скажем, дважды в неделю. Опорно-двигательный аппарат еще достаточно пластичен. Те, кто начинает позже, сталкиваются со многими проблемами: постепенно утрачивается гибкость, некоторые упражнения просто не даются, а если они и получаются, то на их выполнение приходится затрачивать куда больше времени и усилий.

Если у ребенка нет потребности, заниматься танцами серьезно, это еще не значит, что надо уходить из хореографической студии. Растущий организм нуждается в постоянных полезных нагрузках, за год-два "заработать" хорошую физическую форму на всю оставшуюся жизнь нельзя. Нередко бывает, что ребенок ленится: на улице дождь - не пойду на танцы, нет настроения. Пропустит раз, другой, а потом и вовсе ходить перестанет. Замотанным родителям это вроде бы и на руку: не надо два-три раза в неделю куда-то возить свое чадо. Но через несколько лет взрослые вдруг спохватываются: плавность движений у подросших детей ушла, "фигуры" никакой, да еще начинаются упреки: "Мама, ну почему ты не настояла, чтобы я продолжала заниматься?!" Об этом нужно помнить.
3.9. Открытое занятие «Веселое путешествие»

Задачи:

Учить передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений.

Развивать музыкальный слух, творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой.

Закрепить умение самостоятельно перестраиваться в пространстве (становиться врассыпную, в общий круг, соблюдая интервалы).

Тренировать слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений.

Воспитывать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе; доброжелательное отношение к сверстникам.

Развитие координации движений рук и ног

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал друг за другом и строятся лицом к педагогу. Приветствие.

Педагог: Сегодня к нам на занятие пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились. Давайте поприветствуем всех.

Приветствие: «Здравствуйте, гости!»

(Во время приветствия дети ритмично хлопают, топают, щёлкают, стучат  и т.д.)

«Здравствуйте ручки! Хлоп,  хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ, топ!

Здравствуйте щёчки! Плюх, плюх, плюх, плюх!(слегка похлопывают себя по щекам)

Толстенькие щёчки! Плюх, плюх, плюх, плюх!(похдопывание по надутым щекам)

Здравствуйте зубки! Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк! (стучат зубами)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок, чмок! (имитируют поцелуй направо и налево)

Здравствуй, мой носик! Пим, пим, пим, пим! (слегка надавливают на нос пальцем)

Здравствуйте гости! Здрав-ствуй-те всем!»

(исполнение поклона)

Педагог: Сегодня мы с вам отправляемся путешествовать на паровозике!

-Внимание, внимание отправляется поезд «Веселые путешественники», все желающие занимайте места.

Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы считать.
Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Раз, два, три -
Машинистом будешь – ты!

-Вот и выбрали машиниста, а чтобы все знали, что он машинист, наденем ему фуражку. Приглашаю всех занять места в поезде. Дети становятся друг за другом.

Стоим мы на перроне,
Ждем свои вагоны.
Машинист, поспеши!
Нас быстрее отвези.

(Исполняется музыкально – ритмическая композиция “Весёлые путешественники”, муз. М. Старокадомского, см. программу “Ритмическая мозаика”).

Педагог: Вот и первая станция «Разминочная».

Ребенок 1: Наше занятие мы начинаем, всем здоровья пожелаем.

Прими участие скорей, да зови своих друзей.

Ритмика плюс пластика, а еще гимнастика – вот залог здоровья!

Чтобы быть здоровым, бодрым и красивым, ты зарядку по утрам делай интенсивно!

Ребенок 2: Нам лениться не годится,

Помните, ребята,

Даже птицы, даже звери.

Делают зарядку.

Все движения разминки повторяйте без запинки.

Разминка.

Динь-динь, динь - день

Начинаем новый день-

(Марш на месте.)

Дили, дили, дили, дили

Колокольчики будили

(Руки на поясе, повороты влево - вправо)

Всех зайчат, всех ежат

(Руки на поясе, наклоны влево - вправо)

И воробышек проснулся,

(Прыжки на месте.)

И зайчонок встрепенулся-

(Plie - releve)

На зарядку, кто вприпрыжку

Кто вприсядку,

(Наклоны головы вправо-влево)

( Упражнение каблучок)

Через поле напрямик

Прыг – прыг – прыг – прыг

(Прыжки на месте.)
Педагог: Внимание, внимание скорый поезд «Веселые путешественники» отправляется со станции «Разминочная».

Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы считать.
Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Раз, два, три -
Машинистом будешь – ты!

Стоим мы на перроне,
Ждем свои вагоны.
Машинист, поспеши!
Нас быстрее отвези.

(Дети двигаются по кругу под музыку)

Педагог: Вот и следующая станция «Гимнастическая».

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Ответ: Бабочка

(Исполнение упражнения «Бабочка»)

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней

Ответ: Книжка

(Исполнение упражнения «Книжка»)

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Ответ: Кукла

(Исполнение упражнения «Кукла»)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея

(Исполнение упражнения «Змейка»)

В магазине ювелирном

Я колечко подберу

И себе колечко это

Я на память заберу.

(Исполнение упражнения «Колечко»)

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.

Ответ: Лодка

(Исполнение упражнения «Лодочка»)

Ходит город-великан

На работу в океан.

Ответ: Корабль

Педагог: Внимание, внимание скорый поезд «Веселые путешественники» отправляется со станции «Гимнастическая».

Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы считать.
Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Раз, два, три -
Машинистом будешь – ты!

Стоим мы на перроне,
Ждем свои вагоны.
Машинист, поспеши!
Нас быстрее отвези.

(Дети двигаются по кругу под музыку)

Педагог: Вот и следующая станция «Сказочная».

Цель: Развитие у детей музыкальных способностей, чувства ритма. Развитие музыкальных способностей
Основные виды ритмических длительностей
«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Жила была большая дружная семья прабабушка, две бабушки, мамы с папами и ребятишки.

Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали, как им удлинить счет, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.

По дороге идут ребятишки

И считают шаги шалунишки,

А выходит у них вот так:

f:\нотки человечки\ребятишки.jpg

Мамы с папами их услыхали

И шаги свои сосчитали.

Вот что у них получилось:

f:\нотки человечки\папы с мамами.jpg

Ну и бабушки, чтоб не отстать,

Тоже стали шаги считать.

Вот так:

f:\нотки человечки\бабушки.jpg

Тут прабабушка тихо сказала:

- А я тоже шаги сосчитала:

Ой, как медленно шла она!

f:\нотки человечки\прабабушка.jpg

Гуляли они, гуляли,

Считать шаги устали

И пошли домой отдыхать.

Значит, сказку пора кончать.
«ДВА БРАТА»

Цель: Развитие у детей навыков восприятия музыки. Отличие мажорного по настроению звучания музыкального произведения от минорного.

В давние – давние времена в сказочной стране под названием Ладия, жили, были два брата – Лада. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали МАЖОР, а грустного – МИНОР.

Педагог: Как вы думаете, кто из них окрашивает музыку в грустные, печальные тона?

Дети: Минор.

Педагог: А кто любит яркие, веселые, жизнерадостные краски?

Дети: Мажор.

Педагог: Внимание, внимание скорый поезд «Веселые путешественники» отправляется со станции «Сказочная».

Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы считать.
Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Раз, два, три -
Машинистом будешь – ты!

Стоим мы на перроне,
Ждем свои вагоны.
Машинист, поспеши!
Нас быстрее отвези.

(Дети двигаются по кругу под музыку)

Педагог: Вот и следующая станция «Танцевальная».

(Дети вместе с педагогом исполняют музыкально-ритмическую композицию «Разноцветная игра, см. программу “Ритмическая мозаика”»)


Библиографический список

1

АмироваН.М.,Власенко О.П., Лунева Т.А. Осень в гости к нам

пришла/ Амирова Н. М., Власенко О.П., Лунева Т.А. – Волгоград,


2

Учитель,2007. – 316 с.


3

Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. – С.-П. ,

2000. – 220 с.


4

Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.: «Гном и

Д», 2002. – 120 с.


5

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду /

Зацепина М.Б. – М. : Мозаика-синтез, 2006. – 96с.


6

Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском

саду/Зацепина М.Б. , Антонова Т.В. - М. : Мозаика-синтез, 2005. –

152с.


7

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду./ Картушина М.Ю. - М.: ТЦ «Сфера»,2003. – 192 с.


8

Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика / Слуцкая С.Л. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 272 с.


9

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са –Фи – Дансе./ Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. – СПб.: «Детство – пресс»,2001. – 352 с.



1   2   3   4