Главная страница

Развитие речи детей на третьем году жизни. Словарь


Скачать 34.85 Kb.
Название Развитие речи детей на третьем году жизни. Словарь
Дата 24.03.2016
Размер 34.85 Kb.
Тип Документы

Развитие речи детей на третьем году жизни. Словарь.

Период от двух до трёх лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщённое значение слов развита ещё недостаточно.

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребёнком, но и все окружающие начинают понимать его речь. Но всё же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой»- открой, соко – высоко), а при стечении согласных один звук ( «камейка – скамейка, «тул» - стул); вставляют лишнее звуки в слово ( «таньканчик» - стаканчик) и т.п.

На третьем году жизни малыш уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда посуда, продукты питания, мебель, то есть те предметы, которые он ежедневно видит, которыми постоянно пользуется. Однако он не всегда знает, как некоторые из них называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. Для того чтобы расширить представление малыша об этих предметах, не только называйте их, но и указывайте их назначение , некоторые свойства, качества: «Это сахарница. В ней лежит сахар. Это лопата, ей копают землю». Ребёнок, конечно, не сразу начнёт использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить эти предметы среди других. И лишь после многократного повторения усвоит , как называются предметы, но и включит эти слова в свой активный словарь.

Словарь ребёнка этого возраста ещё довольно беден прилагательными, поэтому обращайте внимание на цвет предметов, их величину, форму. Это не только обогатит речь ребёнка, сделает его высказывания более развернутыми и выразительными, но и также расширит представления об окружающем мире.

Новые незнакомые предметы ребёнку хочется потрогать , хорошенько рассмотреть, узнать 0что с ним делать. Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай». Если ребёнка заинтересовал тот или иной предмет, назовите его, расскажите о его свойствах, качествах. Так, если на улице внимание малыша заинтересовала кошка или собака, то подойдите к ней, рассмотрите её как следует: скажите малышу какая кошка красивая, какая у неё полосатая спинка, белые лапки, длинные усы и хвост.

Грамматический строй.

На третьем году жизни ребёнок начинает высказывать элементарные суждения о предметах и простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями ( «Мосьно?» – Можно?) так и предложениями из нескольких слов ( «Мама будет умываца – Мама будет умываться). Однако речь детей ещё несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных (« Куда папа посола? – Куда папа пошёл?), числе и падеже ( «Вот лубасек» - Вот рабашка); не всегда употребляет союзы и предлоги ( «Миса сидит кусит – Миша сидит и кушает) и т.д

Для уточнения и закрепления правильного употребления предлогов задавайте ребёнку такие вопросы, отвечая на которые, он вынужден употребить их. Посадите куклу на стол и спросите: «Где кукла?» (На столе). Затем поставьте машину под стол и спросите малыша: «Где машина?» (Под столом) и т.д. Если ребёнок затрудняется или дает неправильный ответ, поправьте его.

Часто в этом возрасте ребёнок допускает ошибки в согласовании слов один, много с существительными во множественном числе. Рассматривая вместе с ребёнком картинки, попросите его показать, где изображено одно яблоко (один карандаш), а на какой их много (яблок, карандашей). Затем спросите, сколько яблок на том или ином рисунке, сколько карандашей, сколько тех или иных предметов находится в комнате: стульев, книг, тарелок, столов.

Звукопроизношение.

О произносительной стороне речи ребёнка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный словарный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает губные звуки ( п,пь,б,бь,м,мь), губно – зубные ( ф,фь,в,вь), переднеязычные ( т,ть, д,дь,н,нь,сь,ль), заднеязычные (к,кь,г,гь,х,хь). Свистящие звуки ( с,з,зь,ц), шипящие (ш,ж,ч,щ) и сонорные (р,рь,л) он обычно или пропускает, или заменяет ( с - сь,ф; з –сь,в; ц – ть; ш – сь,ть; ж – сь,дь; ч – ть; щ – ть; р – ль; л – ль;).

Поэтому основная задача – проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата.

Для развития подвижности мышц языка можно использовать такое упражнение, как слизывание языком варенья с губ (намажьте губы ребёнка вареньем и предложите круговыми движениями языка вокруг рта слизывать варенье с губ).

Подвижность губ развивает следующее упражнение: ребёнок должен улыбнуться так, чтобы видны были все зубы, затем вытянуть губы трубочкой.

Быстрой переключаемости мышц с одного движения на другое способствует такое упражнение, имитирующее плач ребёнка у-у-у-а-а-а ( губы при произнесении звука (у) вытягиваются трубочкой, напряжены при произнесении звука (а) расслаблены, рот открыт широко), или воспроизведение гула самолёта у-у-у одновременно с имитацией ржания лошади и-и-и.