Главная страница

«Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»


Скачать 0.68 Mb.
Название «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
страница 3/4
Дата 07.03.2016
Размер 0.68 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.

Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей, я обращалась к работам известных педагогов и психологов: А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селивёрстова, С.Н. Шаховской, М.Ф. Фомичевой и др. специалистов.

В результате анализа литературы по проблеме исследования был сделан вывод о том, что фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слов.

Развитие фонематического восприятия имеет важное значение в системе обучения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, так как:

– развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов;

– несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений;

– и самое важное – только после достижения определенного уровня фонематического восприятия ребёнок может овладеть звуковым анализом и синтезом, а следовательно навыками чтения и письма.

В настоящей работе в ходе констатирующего эксперимента, было выявлено нарушение фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФФНР. На основании систематизации работ Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Ткаченко нами был предложен и апробирован комплекс игр и устных заданий для формирования и коррекции фонематического восприятия у данной категории детей. Существенные различия, выявленные у детей экспериментальной и контрольной групп, подтвердили эффективность предложенной нами системы по формированию и коррекции фонематического восприятия у детей 5 – 6 лет с ФФНР.

Данная система состояла из 24 фронтальных занятий. Работа проводилась с детьми экспериментальной группы и включала в себя 3 этапа: подготовительный, направленный на установление контакта с детьми и подготовку к овладению первоначальными навыками работы со звуками; основной, в ходе которого проводилась целенаправленная работа по развитию фонематических процессов у детей; заключительный, предполагающий закрепление детьми полученных знаний, умений и навыков.

По завершении формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика, в которой приняли участие дети экспериментальной и контрольной группы.

Сравнительный анализ данных позволил выявить эффективность разработанной и реализованной системы занятий по развитию фонематического восприятия с использованием игровых упражнений.

В результате были получены следующие данные:

- большинство детей экспериментальной группы имеют высокий и средний уровень развития фонематического восприятия;

- у детей контрольной группы также была отмечена положительная динамика, но она не столь значительна. Половина из них имели низкий уровень развития фонематического восприятия.

Таким образом, за время логопедической работы по развитию фонематического восприятия детьми в ходе различных игровых упражнений практически усваиваются термины: звук, слог, слово, гласные звуки, согласные звуки, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие звуки, происходит овладение навыком звукового анализа.

Можно сделать вывод о том, что игровые упражнения являются эффективным средством развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, так как способствуют развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, происходит усвоение правильных характеристик звуков, овладение навыком звукового анализа и синтеза слов.

Следовательно, гипотеза нашего исследования нашла своё подтверждение, цель достигнута, задачи решены.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшей разработке, уточнении и применении описанных методов в развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова . – СПб.: Питер, 2001. - 254 с.

  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 187 с.

  3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

  4. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Н.А. Быстрова. - СПб.: Каро, 2002. – 78 с.

5. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 80 с.

  1. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

  2. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: 1993. – 231 с.

  3. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн., кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: учеб. для вузов / Л.С. Волкова. - М.: Владос, 2004. - 480 с.

  4. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л.С. Выготский . - М., 1956. – 458 с.

  5. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М., 1992. – 365 с.

  6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 112 с.

  7. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие / Г.Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. – 68 с.

  8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. - М., 1984. - 90 с.

  9. Дидактический материал по обследованию речи детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. - М., 1992. - 397 с.

  10. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 64 с.

  11. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 76 с.

  12. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова. – М., 1965. – 176 с.

  13. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин. – М.,1972. – 340 с.

  14. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1963. – 270 с.

  15. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности: Избр. психол. труды / И.А. Зимняя. - М.: Изд-во Моск. психол.- социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. - 176 с.

  16. Зуева, Л.И. Логопедия для дошкольников / Л.И. Зуева, Н.Ю. Костылёва, О.П. Солощенко. - М., 2000. - 315 с.

  17. Иншакова, О.Б. Логопедическое обследование / О.Б. Иншакова. – М., 1999. - 62 с.

  18. Карпова, С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С.Н. Карпова, И.Н. Колбова. - М., 1978. - 118 с.

  19. Каше, Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Г.А. Каше // Дефектология. - 1985. - №1. - С. 74-80.

  20. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. – М., 1971. – 215 с.

  21. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. - М., 1985. - 345 с.

  22. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М., 2002. - 78 с.

  23.  Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: "Гном-Пресс", 2000. – 48 с.

  24. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 1998. – 168 с.

  25. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко . – М., 1998. – 450 с.

  26. Корнилова, Л.А. Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников / Л.А. Корнилова // Логопед. - 2009. - №2. - С. 65-69.

  27. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуша. - М., 2000. - 280 с.

  28. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2005. - 222 с.

  29. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: 1968. – 200с.

  30. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М., 1969. - 209 с.

  31. Логопедия: учебник для студ. дефектологических факультетов пед. высш. учебн. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2008. - 528 с.

  32. Лукина, Н.А. Научи меня слышать / Н.А. Лукина, И.И. Никкинен. - СПб.: Паритет, 2003. – 145 с.

  33. Лурия, А.Р. Речь и мышление / А.Р. Лурия. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1975. – 248 с.

  34.   Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина. – М., 1992. – 260 с.

  35. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2010. - 240 с.

  36. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.П. Федоренко, Т.А. Фомичёвой. - М., 1984. - 127 с.

  37. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., 1991. – 236 с.

  38.   Новоторцева, Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду / Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 1998. – 256 с.

  39. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособ. для пед. училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с.

  40. Парамонова, Л.Г. Говори и пиши правильно (Текст): пособие для педагогов и родителей / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Дельта, 1997. - 384 с.

  41. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов на Дону, 2007. - 382 с.

  42. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селивёрстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 399 с.

  43. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. - М.: "Просвещение", 1969. - 302 с.

  44. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов / Е.А. Пожиленко. – М., 2001.

  45. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / Под ред. С.Е. Большакова. – М.: АПО, 1996 – 320 с.

  46. Селивёрстов, В.И. Практикум по детской логопедии / В.И. Селивёрстов. – М., 1995. – 240 с.

  47. Селивёрстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селивёрстов. - М., 1994. - 74 с.

  48. Смирных, С.П. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция / С.П. Смирных // Дошкольная педагогика. – 2003. - №4. – С. 45-49.

  49. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 247 с.

  50. Спирова, Л.Ф. Приёмы выявления речевых нарушений у детей / Л.Ф. Спирова. - М.: Просвещение, 1968. – 156 с.

  51. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Питер, 1999. - 129 с.

  52. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - М., 1999. - 51 с.

  53. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т.А. Ткаченко. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 32 с.

  54. Ушинский, К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. - 69 с.

  55. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 283 с.

  56. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.

  57. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Школьная пресса, 2003. – 32 с.

  58. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва. – М., 1987. – 67 с.

  59. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. - М., 1983. – 48 с.

  60. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой. - М., 2000. - 512 с.

  61. Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм у дошкольника / Н.Х. Швачкин - М.: ВЛАДОС, 1995.- 198 с.

  62. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М., 1998. - 215 с.

  63. Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин // Доклады АПН РСФСР. - Вып. 1. - 1957. - С.107-110.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

Результаты обследования уровня развития фонематического восприятия у детей экспериментальной группы

Ребё

нок

Сумма баллов по результатам задания

Итоговая сумма баллов по 4-м блокам заданий (уровень)

1-й блок

2-й блок

3-й блок

4-й блок

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

А1

5

6

6

6

4

6

6

9

21 -средний уровень

27 -высокий уровень

А2

4

6

4

6

4

6

5

9

17 - средний уровень

27 - высокий уровень

А3

4

6

4

6

4

3

5

9

17 - средний уровень

24 - высокий уровень

А4

6

6

6

6

3

3

4

9

19 - средний уровень

24 - высокий уровень

А5

6

6

5

6

4

4

6

9

21 - средний уровень

25 - высокий уровень

А6

6

6

5

6

5

6

5

9

21 - средний уровень

27 - высокий уровень

А7

3

6

3

6

3

4

2

6

11 - низкий уровень

22 - средний уровень

А8

3

4

2

5

2

4

2

6

9 - низкий уровень

19 - средний уровень

А9

2

3

2

3

2

3

2

2

8 - низкий уровень

11 - низкий уровень

А10

2

5

2

6

2

4

2

6

11 - низкий уровень

21 - средний уровень
1   2   3   4