Главная страница

Развитие фонематического воприятия и навыков анализа


Скачать 78.91 Kb.
Название Развитие фонематического воприятия и навыков анализа
Дата 14.02.2016
Размер 78.91 Kb.
Тип Документы

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ АНАЛИЗА

Упражнение №1.

На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит.

Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трёх до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
Упражнение №2

Перед ребёнком выставляется 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.) при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребёнок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребёнок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит.

Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

Упражнение №2.

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

-Кто сидел на моём стуле?

-Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели? Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребёнку показывать на одну из картинок- изображения трёх разных медведей.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Упражнение №3.

Взрослый предлагает ребёнку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).

Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).

Мяучит кошка.

Мычит корова.

Поёт петух.

Кудахчет курица.

Квакают лягушки.

Каркает ворона.

Блеет овца.

Крякают утята.

Гогочет гусь
Упражнение №4.

Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет, кричит девочка.

А – показывают горло врачу.

А – поёт певица.

А – качаем малыша.

А – девочка уколола палец иголкой

О – удивилась мама.

О - стонет бабушка.

О – поёт певица.

О – потягивается папа.

О – кричит охотник в лесу.

У – гудит паровоз

У – звучит дудочка

У – плачет мальчик
Упражнение №5.

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак – бак – так

Ток – тук – так

Бык – бак – бок

Дам – дом – дым

Ком – дом – гном

Моток – каток – поток

Батон – бутон – бетон

Будка – дудка – утка

Нитка – ватка – ветка

Клетка – плётка – плёнка

Тыква – буква – будка

Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого упражнения в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Упражнение№6.

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок

Будка – буква – будка – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета – минута – минута

Буфет – букет – буфет – буфет

Билет – балет – балет – балет

Дудка – будка – будка – будка

Упражнение №7.

Из каждых четырёх названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак – бак – так – банан

Сом – ком – индюк – дом

Лимон – вагон – кот – бутон

Мак – бак – веник – рак

Совок – гном – венок – каток

Пятка – ватка – лимон – кадка

Ветка – диван – клетка – сетка

Каток – дом- моток – поток
Упражнение №8.

Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже 4-е:
Мак – дом - ветка

(Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)
совок – вагон – гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)
калитка – дом – каток

(улитка, гном, платок, листок, ком)
При трудностях удержания в памяти трёх исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

Упражнение №9.

Взрослый читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строке. Ребёнок должен выбрать одно слово из трёх предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…. (перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала…. (кошка, дверь, стенка)
Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня….» (плечом, коленом, ногой)
От грязнули даже стол

Поздним вечером…… (сбежал, ушёл, ускакал)
Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то….. (спички, щетку, ножик)
Опустела мостовая

И уехали…. (автобусы, трамваи, такси)
Говорила мышка мышек:

-До чего люблю я….. (лапа, шея, нос)
В выходной пошли куда – то

Мама, папа и ….. (детишки, ребята, малыши)
Катя Лену просит дать

Краски, карандаш….. (ручку, тетрадь, книгу)
Упражнение №10.

Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке…. (жук)
Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась…. (шишка)
Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке…. (мяч)
Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети…. (книжки)
Не полезет Влад на ель,

У него в руках…. (портфель)
«Я трудиться не привык!» -

Отвечает…… (грузовик)
Мы собирали васильки,

На головах у нас… (венки)
Пёс козе принёс букет,

Сытный будет её…. (обед)
Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи…. (туч)
То назад, то вперёд

Может плыть…. (пароход)
Не дрожи, Серёжка,

Это ж наша….. (кошка)
Упражнение №11.

Взрослый читает стихотворение. Ребёнок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятий.
Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?

Что построили с тобой?

На крючок в реке попал?

Может всё, хоть ростом мал?

(слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)
Я ещё задачу дам – всё расставить по местам:

Вот печать на простыне - ….

Зеленеет на окне…

Волейбольная висит…

Канарейка в ней сидит - …

(СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)

Понятие МЕТКА и СЕТКА уточняются до чтения стихотворения.

Я опять задачу дам – всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот?

Детям мамочка плетёт?

С гор спускается, течёт?

Что за скользкий, ровный лёд?

(КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

Понятия МОТОК и ПОТОК уточняются с детьми до начала упражнения.
Упражнение №12.

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У)

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искра, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики

Упражнение №13.

Назвать звуки в сочетаниях.

АУ УАИ

УА АИУ

АИ АУИ

ИА ИУА

ИУ УИА

УИ ИАУ

Пример. АУИ: 1-й – А, 2-й – У, 3-й – И.
Упражнение №14.

Определить, есть в слове звук М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.
Определить, где слышится звук М – в начале, в середине или в конце.

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух слов слышится звук М.

Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки, монета – ракета, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка, мыло – шило.
Упражнение №15.

Подобрать в рифму названия овощей со звуком А.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел всё лето урожай. Что собрали – отгадай

Где весною было пусто. Летом выросла….. (капуста)

Солнышко светило, чтоб

Ярче зеленел… (укроп)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную… (картошку)

От дождя земля намокла,

Вылезай, толстушка… (свёкла)

Из земли за чуб плутовку

Тянем, сочную….. (морковку)

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить….( редиску)

Помогает деду внук –

Собирает с грядок….. (лук)

И красавец – великан

Тёмно – синий…(баклажан)
Упражнение №16.

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К».

Рама – рамка, яма - …, репа - …, вата - …, лапа - …, пена -..., панама - .., лопата - .., картина - …, корзина - …, монета - …, солома - …, чаша - ..., липа - ..., нора –

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК – АК – АК, вот такой гамак.

ОК – ОК – ОК, вот такой каток.

УК – УК – УК, вот такой индюк.

КА – КА – КА, у Кати мука.

КО – КО – КО, в школе нелегко.

КУ – КУ – КУ, я куплю муку.

Назвать слова со звуком К.
Упражнение №17.

Определить, в каком из двух слов есть звук Т.

Тыква – буква, батон – диван, ворота – ворона, плита – слова, томат – гамак, халат – халва, билеты – бананы, бритва – брови, ноты – ночи, шутка – шапка, ракета – рубашка, забота – заноза, густой – кривой, злой – твой, нитка – миска.

Чётко и внятно, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком Т.

АТ – АТ – АТ, у Толи самокат.

УТ – УТ – УТ, дети побегут.

ТО – ТО – ТО, новое пальто.

ТЫ – ТЫ – ТЫ, в комнате коты.

ОТ – ОТ – ОТ, это бегемот.

ТА – ТА – ТА, новая плита.

ТУ – ТУ – ТУ, конфету дам коту.

Назвать слова со звуком Т.
Упражнение №18.

Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ.

Я верёвки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.

Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.

Вить, бить, лить, рыть, быть, брить, ныть, крыть, свить, гнить.