Главная страница

Рабочая программа


Скачать 0.59 Mb.
Название Рабочая программа
страница 1/4
Дата 23.03.2016
Размер 0.59 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №26 «Колосок»

х. Красный Кут Октябрьского района


Утверждаю:

Заведующий МБДОУ №26 д/с «Колосок»

Нестеренко Н.П.

Приказ № 20/1

от «29» мая 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР (общее недоразвитие речи с 4 до 7 лет)

2015-2017 г. г.


Составитель: учитель-логопед Шелудякова О.В.

Высшая квалификационная категория

Принято

Протокол педсовета № 4

От «26» мая 2015 г.

Содержание:

I. Целевой раздел:

1.Пояснительная записка…………………………………………………….3 - 10

1.1 Введение……………………………………………………………………3 -4

1.2. Цели, задачи, реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Основные направления коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………4 - 5

1.3.Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы………………………………………………………………………..6

1.4.Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС………………………………………………………..6 -7

1.5. Особенности развития речи дошкольников с ОНР……………………..7 - 8

2. Планируемые результаты освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования……………………..8 - 10

2.1.Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

коррекционно-развивающей программы дошкольного образования (в виде целевых ориентиров)………………………………………………………….8 - 9

2.2.Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования с учетом особенностей региона проживания – Ростовской области………………..9 - 10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ…………………………10 - 12

3.1. Содержание образовательных областей (обязательная часть)…………..10

3.2.Содержание образовательных областей (формируемая часть)……...10 - 11

4.Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. Организация образовательной деятельности……………...11 - 12

5.Особенности организации педагогического процесса в логопедических группах для детей с ОНР…………………………………………………..12 - 15

5.1.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР………………………………….15 - 17

5.2.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей логопедической группе…………………………………17 - 18

5.3.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР………………………………….18 - 19

5.4.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей логопедической группе…………………………………19 - 20

5.5.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР…..20 - 21

5.6.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной к школе логопедической группе……………21 - 22

6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………23 - 24

7.Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей………………..24 - 25

8.Проектирование образовательного процесса………………………………25

8.1.Перспективный план работы по формированию фонематического восприятия (старшая логопедическая группа)………………………………25

8.2.Перспективный план работы по формированию фонематического восприятия (подготовительная логопедическая группа)……………………25

8.3.Комплексно-тематическое планирование в средней логопедической группе…………………………………………………………………………….25

8.4.Комплексно-тематическое планирование в старшей логопедической группе……………………………………………………………………………25

8.5.Комплексно-тематическое планирование в подготовительной логопедической группе………………………………………………………….25
III. Организационный раздел

9.Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания………….9

10.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса………………………………26 - 34

11.Методическое обеспечение……………………………………………..34 - 35
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

1.1 Введение.

Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи II - III уровня, посещающих старшую и подготовительную логопедические группы МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» х. Красный Кут Октябрьского (с) района Ростовской области.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;

  • Декларацией прав ребенка;

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;

  • Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  • Программным документом Министерства образования РСФСР «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В.; «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной.

  • Основной Образовательной Программой дошкольного учреждения - детского сада комбинированного вида № 26 (далее ДОУ). Протокол педсовета № 4 от 26 мая 2015 г.

  • Положением о логопедических группах ДОУ;

  • а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.


Рабочая программа разработана на период 2015-2016 учебного года (с 01.09.2015 по 30.06.2016 года). Проблема воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи в общеобразовательном пространстве требует
3

деликатного и гибкого подхода, так как известно, что дети, имеющие

нарушения речи, испытывают значительные затруднения в общении, в освоении грамоты и письма, поэтому им необходима помощь для успешного интегрирования в общеобразовательную группу. При разработке программы учитывался контингент детей логопедической группы.

Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей со вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при ОНР.
1.2. Цели, задачи, основные направления реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи программы: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития
4

личности каждого ребенка. Отражая специфику работы в логопедической

группе и учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей, «Рабочая программа» включает задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.

I. Образовательная область «Речевое развитие»

  • Развитие словаря.

  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

  • Развитие связной речи.

  • Формирование коммуникативных навыков.

  • Обучение элементам грамоты.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Сенсорное развитие.

  • Развитие психических функций.

  • Формирование целостной картины мира.

  • Познавательно-исследовательская деятельность.

  • Развитие математических представлений.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Восприятие художественной литературы.

  • Конструктивно-модельная деятельность.

  • Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )

  • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование общепринятых норм поведения.

  • Формирование гендерных и гражданских чувств.

  • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

  • Совместная трудовая деятельность.

  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

V. Образовательная область «Физическое развитие»

  • Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).

  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.


5

1.3.Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

  • принципы интеграции усилий специалистов;

  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

  • принцип постепенности подачи учебного материала;

  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.


1.4.Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются
6

ключевыми в развитии дошкольников;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.5. Особенности развития речи дошкольников с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). Дети со вторым уровнем речевого развития имеют активный словарный запас, который расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики, используют местоимения, союзы, иногда простые предлоги. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка

7

включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно- ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
2.Планируемые результаты освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования.
2.1.Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

коррекционно-развивающей программы дошкольного образования (в виде целевых ориентиров).

Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы, они даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

8

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
  1   2   3   4