|
«Путешествие с Капелькой»
Тема: «Путешествие с Капелькой»
Цель: Создать целостное представление о воде как о природном явлении.
Задачи:
-
Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Познакомить с тем, как вода приходит к нам в дом.
Продолжать знакомство со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная).
Воспитывать бережное отношение к воде.
Речевая задача: обогащать и активизировать словарь; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова, противоположные по значению.
Оборудование: карта-схема поступления воды в каждый дом; прозрачные сосуды различной формы; на каждого ребенка стаканы с водой, где разведены соль, сахар, лимонная кислота; 3 прозрачных стакана с водой, молоком и соком; игры «Что может делать вода?», «Скажи наоборот»; кукла «Капелька»; мяч; аудиозапись.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись журчания воды.
Воспитатель. Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети. Это звуки воды.
Воспитатель. Действительно, это журчит вода. И сегодня речь пойдет о воде. Путешествовать в Царство Воды с нами будет Капелька. (Показ персонажа.) Она путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Так ли это? ( Да.) Так, где же бывает вода? ( В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.) Значит, Капелька-это маленькая частичка чего?
Дети. Воды.
Воспитатель. Кому же нужна вода? ( Животным, птицам, растениям…) А может ли человек прожить без воды? ( Нет.) Почему? ( Ответы детей.) Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле, вода-это основа жизни.
Капелька. Ребята, а у вас в группе есть вода, где она находится? ( В аквариуме, в лейке, в кране…)
Воспитатель. Давайте пойдем в умывальную комнату вместе с Капелькой.
Капелька. Попробуйте открыть кран и удержать в руках воду.
Дети. Не получается.
Капелька. Почему?
Дети. Потому что вода жидкая, она течет.
Капелька. Какого цвета вода?
Дети. Прозрачная, бесцветная.
Капелька. А есть ли запах у воды? Понюхайте ее.
Дети. Она без запаха.
Воспитатель. Ребята, на раковинах стоят прозрачные сосуды разной формы, заполните их водой. Теперь пройдем в группу. Садитесь, ставьте сосуды на салфетку. Видите, вода приобрела форму сосуда, она не имеет своей формы. Обведите пальчиком сосуд. ( Показ воспитателя.)
Капелька. А вы, не забыли закрыть кран? Для чего же это надо делать? Правильно, чтобы вода не капала. Воду нужно беречь, она нам очень нужна.
А то пройдет немного лет-
И нет водицы-нет, нет, нет…
А если капает вода,
Мелеют реки и моря.
Мелеют реки и моря-
Не тратьте воду люди зря…
Берегите ВОДУ!
Капелька. Как вы думаете, ребята, что может делать вода?
Дети. Бежать, течь, капать, литься и т.д.
Капелька. Я приготовила вам загадки. Садитесь на стулья. Посмотрите на стенд, на котором находятся отгадки. Ответьте на мои вопросы покажите то, что я загадала. Как называются растения, которые растут на дне рек, морей, океанов и в нашем аквариуме?
Дети. Водоросли.
Капелька. Как называется поток воды, который падает с огромной высоты?
Дети. Водопад.
Капелька. Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоемов и изучает его?
Дети. Водолаз.
Капелька. Теперь снова посмотрите на картинки, подумайте и скажите, что общее слышится в этих словах. ( Произношу, утрируя: ВОДоросли, ВОДопад, ВОДолаз.)
Дети. Общая часть «ВОД».
(Повторение хором.)
Капелька. На какое слово похожа часть “ВОД”? ( Вода.)
Воспитатель. Капелька, правильно ребята отгадали твои загадки?
Капелька. Да, конечно, я довольна вашими отгадками и поэтому приготовила вам сюрприз.
Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой. Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него трубочку (трубочка видна), затем стакан с молоком, в который тоже опускает трубочку (трубочка не видна) и еще один стакан с соком (трубочка тоже не видна). Дети вместе с воспитателем делают вывод о том, что вода - прозрачная.
Каждому ребенку раздаются стаканчики с водой: кому-то с простой, кому-то со сладкой, кому-то с соленой и кому-то с кислой.
Воспитатель. Пускай каждый из вас кончиком язычка попробует воду, которая у него в стаканчике. У кого сладкая вода? Почему?
Дети. В нее добавили сахар.
Воспитатель. У кого соленая? Почему?
Дети. В нее добавили соль.
Воспитатель. У кого кислая? Почему?
Дети. В нее добавили лимонный сок.
Воспитатель. У кого простая вода?
Дети. В нее ничего не добавляли, она не имеет вкуса, она пресная.
Воспитатель. Повторите (спросить 2-3 детей).
Капелька. Дети, давайте мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Садитесь на коленки. Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы ловите мяч и заканчиваете предложение, подбирая слово-наоборот. Возвращаете мяч мне.
Воспитатель (бросает мяч ребенку). Из одного крана течет горячая вода, а из другого…
Ребенок (бросает мяч обратно). Холодная.
Воспитатель. Река глубокая, а ручеек…
Ребенок. Мелкий.
Воспитатель. Река может бежать быстро, а может и…
Ребенок. Медленно.
Воспитатель. В океане волны большие, а в реке…
Ребенок. Маленькие.
Воспитатель. В ручейке вода бежит, а в пруду…
Ребенок. Стоит.
Воспитатель. Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже вода…
Ребенок. Грязная.
Воспитатель. Капля большая, а капелька…
Ребенок. Маленькая.
Воспитатель. В озере вода пресная, а в море…
Ребенок. Соленая.
Капелька. Молодцы, правильно подбирали слова-наоборот. А для того, чтобы вы знали еще больше о воде, о том, какой путь она совершает из реки в дом, я вам приготовила карту-схему. (Переворачиваю.)
Дети рассматривают карту. Воспитатель объясняет и показывает «путь» воды.
Капелька. Теперь вы знаете, как вода попадает к нам в дом.
Воспитатель. Но иногда вода из водопроводного крана имеет запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. А чтобы еще лучше очистить воду, существуют домашние фильтры. Вот такие, как этот. (Показ.) Из фильтра выходит вода необыкновенно чистая и безопасная. Есть ли у вас дома фильтры? И это правильно.
Капелька. Сегодня наше путешествие подошло к концу. Вы теперь знаете, какая бывает вода. Назовите. (Ответы детей.) Совершенно верно. Я хочу подарить вам свои портреты, чтобы вы разместили их в тех местах группы, где мы встречаем воду. (Выполняют задание.) Обратите внимание, как много стало вокруг голубого цвета. Значит, нас окружает везде и всегда эта волшебница чудо-вода!
|
|
|