Главная страница

Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» (из опыта работы)


Скачать 51.34 Kb.
Название Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» (из опыта работы)
Дата 27.02.2016
Размер 51.34 Kb.
Тип Документы

Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»

(из опыта работы).
Сопровождения - это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.

Цель: Оказание помощи в социальной адаптации детям группы риска путем создания безопасного реабилитационного пространства.

Задач:

- вовлечение детей в досуговую и игровую деятельность;

- оказание помощи в учебной деятельности детям, повышение образовательной мотивации;

- оказание психологической помощи детям;

- изменение отрицательного образа «Я» (повышение самооценки ребенка);

- принятие социальной нормативности и привитие
норм поведения;

- развитие межличностных отношений.
Результат:

- возможность жизненного самоопределения
детей с помощью успешной адаптации и социализации;
- повышение образовательной мотивации и успеваемости учебной деятельности ребенка;
- повышение самооценки и формирование положительного образа «Я»;
- расширение круга общения;
- снижение количества происшествий (драк, воровства);
- приобретение опыта в организации жизнедеятельности, занятости детей группы риска.
Формы работы

С учащимися педагогами родителями
тренинги; пед. семинары; собрания;

классные часы; тренинги; уроки;

круглые столы; мастер-классы; индивидуальные

индивидуальные консилиумы; беседы;

консультации; круглые столы; лектории;

психологические конференции; конференции;

творческие вечера; индивидуальные

развивающие занятия; консультации;

психологические акции; психологические

большие психологические практикумы; игры

Просвещение школьников

Просвещение школьников - один из основных видов деятельности службы, так как наличие психологических знаний, адекватных возрасту, снижает риск нежелательного поведения, может уберечь от ошибочных действий, может помочь школьникам в поисках причин их поведения.

Основные методы в этом виде деятельности - беседа, рассказ с демонстрацией наглядных материалов (видео, аудио), круглые столы, выступление ребят.

Полученные психологические достоверные знания ребята могут применять в различных жизненных ситуациях.
Индивидуальные формы работы
Работа осуществляется по результатам диагностических исследований, запросов педагогов и родителей.

Предметом коррекционной работы является:

  • Коррекция тревожности и страхов;

  • Коррекция самооценки и уровня притязаний;

  • Коррекция агрессивности и конфликтности;

  • Коррекция неадекватных поведенческих проявлений;

  • Коррекция отклонений в развития познавательных процессов.

Формы: обучающая психодиагностика, ролевые игры, упражнения построенные по принципу «Незаконченных предложений», релаксации с визуализацией и т.д.
Консультирование учащихся.

Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется как по запросу ученика, так и по запросу родителя или педагога.

Структура ведения консультации учащегося:

  1. Установление эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.

  2. Выяснение сути проблемы.

  3. Построение гипотезы причины сложившейся ситуации.

  4. Подтверждение гипотезы (диагностика).

  5. Выбор направлений и формы оказания помощи.

При необходимости возможен цикл консультаций с одним ребенком.

На консультациях использую различные методы: беседы, наблюдения, тестирование, анкетирование, психодрамма, арт. – терапия.

Основные аспекты проблем учащихся:

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие со сверстниками;

- взаимодействие с педагогами;

- взаимодействие с самим собой.
Просвещение родителей.

Цель просвещения родителей - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

При встрече с родителями служба знакомит их с актуальными проблемами учащихся, способствуя более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития.

Формы работы: беседы на классных часах (чаще по итогам проведенных исследований в классе), тематические родительские собрания, уроки, тренинги для родителей, лекторий.

Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями активно использую интерактивные: групповое решение проблемы, моделирование трудных ситуаций, обучение практикой действия, «мозговой штурм», обучающая диагностика и т.д.

Цель психологического консультирования – организация сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. По всем трем направлениям ведется учетная текущая документация.
Консультирование родителей.

Это основной вид деятельности при взаимодействии с родителями.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции:

  • информирование родителей о школьных проблемах ребенка (родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление);

  • консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения (если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка);

  • получение дополнительной диагностической информации от родителей;

  • психологическая поддержка родителей (в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье).


Просвещение педагогов
Психологическое просвещение коллектива направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

  • организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения;

  • построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Основными формами работы являются – психологические семинары-практикумы, тематические педагогические советы, лектории, конференции, тренинги для педагогов.

Консультирование педагогов

Индивидуальное консультирование педагогов осуществляется чаще всего по их собственному запросу, реже по запросу родителей и учащихся. Иногда при решении, какого–либо вопроса появляется необходимость поговорить с педагогом, выяснить какие- либо детали, узнать его мнение – это происходит также в рамках индивидуального консультирования.

Основные темы консультации педагогов:

  • Взаимодействие с классом, учеником;

  • Взаимодействие с родителями, семьей;

  • Личные проблемы, конфликты.

Дети еще 2 часа после уроков, находятся под опекой взрослых.

М все же самое главное при работе с детьми «группы риска» - это наши психологические приемы. Это проявления доброты, внимания, заботы и т.д.