Главная страница

Программа внеурочной деятельности «Дорогой Василия Тёркина»


Скачать 210.99 Kb.
Название Программа внеурочной деятельности «Дорогой Василия Тёркина»
Стегниенко Т.А
Дата 14.03.2016
Размер 210.99 Kb.
Тип Программа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоключевская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Дорогой Василия Тёркина»

Автор-составитель:

Стегниенко Т.А., учитель

начальных классов

МКОУ Новоключевской СОШ

г. Купино

2014г.

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм- одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качеств граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма- это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину ( и малую родину в том числе) и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношения к России.

Данная программа была составлена для формирования реальных понятий добра и зла, высоким осознанием нравственных ценностей, обращения младших школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, истории родного села, истории семьи.

Современному государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту, поэтому одной из главных задач начальной школы является воспитание подрастающего поколения. 

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку: смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
В школе созданы необходимые условия для военно-патриотического воспитания младших школьников, в том числе материально – техническая база. В школе есть историко-краеведческий музей «Память».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по патриотическому направлению и направлена на формирование гражданского и патриотического воспитание учащихся.


Актуальность программы

Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому рассказы «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.

В 2015г будет юбилей Великой Победы. Стойкость и мужество солдат, полководцев, великие сражения, ратные подвиги простого человека всегда интересны детям. Фото- и видеохроника, военные песни, песни о солдатах, спортивные состязания и викторины –всегда вызывают неподдельный интерес. А подвиги детей- сверстников являются ярким примером мужества и любви к Отечеству.

Один из литературных героев Великой Отечественной войны Василий Тёркин. Неунывающий солдат, получивший народное призвание. Опытный боец, не понаслышке знает военные хитрости, музыкально одарён, балагур и весельчак, душа любой компании. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. Для мальчишек хороший пример. Именно он станет главным героем всей программы.

Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: просмотр и обсуждение видеоматериалов, изготовлении наглядных пособий, участие детей в разного вида выставках, социально – значимых акциях, классных и внеклассных мероприятиях, выступлении на сцене сельского Дома Культуры. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к людям, их отношению к стране, семье В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

Данная программа рассчитана на учащихся 1 класса на 1 год обучения.

Нормативно-правовая база

  • Федеральный закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании”;

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373);

Цель: осознание обучающимися, как нравственной ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий:

Русь, Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, священная, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; дзот, таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.

• Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.

• Знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, городами-героями: Москвой, Санкт-Петербургом (Ленинградом), Волгоградом (Сталинградом).

• Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному месту рождения, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их поступками.

• Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.

• Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

• Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

• Закладывать в детские души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.

• Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.

Обучающие:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашей страны и нашего села; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие области, района, страны;

  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

  • способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.


Формы и методы организации:

Методы по источнику получения знаний


Методы по характеру мыслительной и познавательной активности


Формы организации

Словесные – формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

Наглядные – формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

Практические – формы овладения материалом на основе упражнения, самостоятельных заданий практических работ.


Репродуктивные – формы овладения материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;

Объяснительноиллюстративные – формы, направленные на получение и передачу детям знаний в “готовом виде”;

Проблемно-поисковые – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.

Исследовательские – формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.


групповая

индивидуальная


Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, учащихся 1 класса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество часов -33 час.

Периодичность проведения занятий- 1 час в неделю

Продолжительность 1 занятия- 1 час (40-45 мин )
Планируемые результаты:
Предметные:

Учащиеся в ходе реализации данной программы должны получить опыт специфической для данной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Освоение программы по патриотическому воспитанию предполагает, что дети будут знать:

·  свою этническую и национальную принадлежность, традиции российского народа и важнейшие исторические события;

·  правовую культуру, государственные праздники и символику Российского государства;

·  ценности многонационального российского общества (общечеловеческие и национально-культурные), охватывающие основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;

·  разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства.

Учащиеся будут иметь представление о роли России в мировой истории.

Дети научатся:

·  уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов;

·  овладеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·  быть самостоятельными и ответственными за свои поступки;

·  ориентироваться в социуме;

·  уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;

·  любить и беречь природу своего края, своей Родины.

Личностные:

Учащиеся должны приобрести способность и готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные обеспечивают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий.

Учащиеся должны иметь представление:

·  о способах решения проблем творческого и поискового характера;

·  об умении планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·  о начальных формах познавательной и личностной рефлексии;

·  о различных способах поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

·  о конструктивном разрешении конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

·  о базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессом.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся разделяются по 3 уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т. п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни. Запомнят героев боевых сражений, названия битв, название военной техники.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, в защищенной, дружественной среде.

Дети знают причины и тог сражений, называют имена участников Великой Отечественной войны, знают имена земляков.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Применяют полученные знания и опыт, делятся полученной информацией, могут поддержать беседу на любую из изученных тем.

Результативность изучения образовательной программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных классных мероприятиях, выполнении им соответствующих работ.

Учебно-тематический план:

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

аудит.

внеаудит.

1

2

3

4

5


С чего начинается Родина…

1.Русский народ и его истоки

2.История страны – история семьи. Моя родословная.

3.Кому стоит памятник в нашем селе?

На радость нам, на зло врагам…

1.Богатырская сила

2.Хороша кашка, да мала чашка

3.Старая фотография рассказала

4.Я скажу: « Не надо орден, я согласен на медаль!

Героями не рождаются, героями становятся…

1.Петрушины забавы

2.Русский солдат, сам черт ему не брат

3-4-5.Может ли город быть героем?

6.Тяжело в учении- легко в бою!

7.Военно-полевая игра «Зарница»

Защитники Отечества

1-2.Военное детство

3.Большому кораблю- большое плавание

4.Пехота- царица полей

5.Моя мечта всегда, везде служить в войсках, как ВДВ

6.Пора в путь дорогу…

7.День 23 февраля в истории страны

Никто не забыт, ничто не забыто…

1.Говорят, среди войны, есть минуты тишины

2.Кто расскажет о войне?

3.Зачем нужны музеи?

4.Кто такие партизаны?

5.Во имя жизни на земле

6-7.Герои –земляки.

8-9. День Победы

10.Рисуют мальчики войну

11.Военная викторина

12. Итоговое занятие.

3

4

7

7

12

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Содержание программы:

Программа разделена на 5 глав.

Глава 1. С чего начинается Родина…

В данном разделе программы необходимо выяснить кто такие русские, составить древо семьи, выяснить жизнь семьи в разное время, кто из родственников был на войне, кто посвятил жизнь военному делу. А так же узнать: кому и за что поставлены памятники в селе. Роль памятников в жизни села.

Глава 2. На радость нам, на зло врагам…

Рассуждение на тему «Легко ли быть солдатом», откуда берётся сила богатырская, жизнь современных богатырей. Современные мультфильмы о Богатырях. Важная тема-питание солдата. Учимся рассматривать и раскрывать тайны фотографий. Награды солдат, значение награды. Заострить внимание на роль военной техники «Катюши» и «Т-34». Значение их во время войны. Роль наград в жизни семьи и страны. Жизнь героев страны. Выяснить, кто такой враг и причины недовольства врагов русским солдатом.

Глава 3. Героями не рождаются, героями становятся…

В этом разделе знакомимся с жизнью Петра Первого. Значение его военных реформ, как, когда и где становятся героем. Выяснить причину популярной игры «Зарница». Чем бой легче учений. По шаблонам создать солдат разных родов войск. Выяснить роль женщин в войне.

Глава 4. Защитники Отечества

В четвертом разделе дети узнают о разных родах войск, кого называют Защитником Отечества, история создания праздника, роль праздника в современном мире. Разучат песни о солдатах, военной службе. Выяснят роль военных парадов.

Глава 5. Никто не забыт, ничто не забыто…

Глава 5 посвящена празднованию 70-летия Великой Победы, узнают об основных сражениях, героях боевых действий, роли тыла в войне. Уделить внимание Героям Купинского района, провести занятие, посвященное А. Покрышкину. Особой темой для размышления будут герои-уроженцы с. Лягушье Даниленко Николай Федорович, участник боя за Безымянную высоту , Бельский Алексей Ильич, Герой Советского Союза, почетный житель г. Будапешта. Интересен будет вопрос: как журавли и война связаны? Дети разучат песни и стихи, посмотрят кинохронику событий, создадут выставку своих работ. Итоговое занятие проходит в виде концерта с презентациями и сообщением о творческих работах.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса:

    1. Светлое, чистое, проветриваемое помещение;

    2. Компьютер, принтер, экран;

    3. Аудио-, видео- архивные записи.

    4. Презентации по темам.

    5. Столы, стулья, письменные принадлежности.

    6. Бумажные макеты солдат, военной техники и канцелярские принадлежности.

    7. Методическая литература.

Календарно-тематический план:

п/п

Тема

Основное содержание

занятий

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

1

С чего начинается Родина…

Русский народ и его истоки.

Определить, кого мы считаем русскими. Вспомнить символы государства, условные символы России. Что означают слова «патриот»и «гражданин».

1

словесный

Практический

2

История страны – история семьи. Моя родословная.

Составление семейного древа. Моя семья в жизни страны.

1

словесный

Практический

3

Кому стоит памятник в нашем селе?

Ищем ответ на данный вопрос у родных, жителей села, учителя истории.


1

Проблемно-поисковый

Практический

4

На радость нам, на зло врагам…

Богатырская сила


Выяснить , кого называют богатырями. Ознакомиться с жизнью богатырей. Правда и вымысел мультфильмов.

1

Объяснительно – иллюстративные

Практический

5

Хороша кашка, да мала чашка


Выяснить, какова жизнь и быт русского солдата, рацион солдат в разные времена, значение полевой кухни в жизни солдат, чем знаменит солдатский котелок.

1

Репродукт.

Практический

6

Старая фотография рассказала


Учимся читать историю по фотографиям. Особое внимание фотографиям на которых изображена военная техника- машина «Катюша», танк «Т-34»

1

Проблемно-поисковый

Практический

7

Я скажу: «Не надо орден, я согласен на медаль!»


Чем и как награждали героев. Чем отличается медаль от ордена. Герои Советского Союза и Герои России. Выяснить место подвига в наше время. К. Г. Жуков.


1

Наглядные

Практический

8

Героями не рождаются, героями становятся…

Петрушины забавы


Жизнь и деятельность Петра Великого, значение потешных полков, зачем переплавляли колокола на Руси.

1

Объяснительно – иллюстративные

Практический

9

Русский солдат, сам черт ему не брат


Что должен знать и уметь русский солдат. Значение пословиц и поговорок в солдатской судьбе.

1

Наглядные

Практический

10-11-12

Может ли город быть героем?

За что городу дают звание –герой! Подвиг и значение города.

3

Объяснительно – иллюстративные




13

Тяжело в учении- легко в бою.

Что должен уметь солдат? Что такое портянка. Основные отличия войск. Поделка из бумаги «Солдат»

1

Репродукт.

Практический

14

Военно- полевая игра «Зарница»

Как родилась игра, правила игры, как в игру играли папы.


1

Проблемно-поисковый

Практический

15-16

Защитники Отечества

Военное детство


Жизнь и подвиги детей на войне. Чтение рассказов и стих о подвигах детей.

2

Объяснительно – иллюстративные

Практический

17

Большому кораблю- большое плавание

Легко ли быть матросом?

Песни, пляски и забавы моряков.

1


Наглядные

Практический

18

Пехота- царица полей


Кого брали в пехоту? Зачем нужна пехота. Почему ее назвали –царица.

1

Наглядные

Практический

19

Моя мечта всегда, везде служить в войсках, как ВДВ


Какие войска называют Элитные. Как стать десантником, почему для десантника дорог берет. Герои –афганцы, герои-чеченской войны.

1

Наглядные

Практический

20

Пора в путь -дорогу

Судьбы военных летчиков. Рисуем воздушный бой. Подвиг Николая Гастелло.


1

Наглядные

Практический

21

День 23 февраля в истории страны

Как появился этот праздник? Просмотр презентаций.

1

наглядный

Практический

22

Никто не забыт, ничто не забыто…

Говорят, среди войны, есть минуты тишины…

Была ли тишина на войне?

Что делали солдаты в минутки отдыха. Письма с фронта.


1

Наглядные

Практический

23

Кто расскажет о войне?

Неизвестные герои: военные корреспонденты, почтальоны, повара полевой кухни, поэты и писатели.


1

Проблемно-поисковый

Практический

24

Зачем нужны музеи?


Кто придумал музей? Что лежит в Кунсткамере. Школьный музей «Память»

1

Репродукт.

Практический

25


Кто такие партизаны?


Как и где жили партизаны. Зачем партизану борода. Песни у костра.

1

Объяснительно – иллюстративные

Практический




26

Во имя жизни на земле


Зачем и во имя чего совершают подвиг? Кому и за что ставят памятники. Кому зажигают вечный огонь. Песни о героях.

1

Объяснительно – иллюстративные

Практический

27-28

Герои- земляки

1.Сделать папку передвижку о героях Купинского района

2. А. Покрышкин. Ветераны нашего села.

3. На Безымянной Высоте..


2

Исследоват.

Практический

29-30

День Победы


Каким был этот день? Фото, видеокадры. Песни о Победе. Почему у праздника слёзы на глазах?

О чем курлычат Журавли?

1

Объяснительно – иллюстративные

Практический

31

Рисуют мальчики войну

Создание выставки детских работ.

1

Репродукт.

Практический

32

Военная викторина


Проверка знаний детей.

1

Репродукт.

Практический

33

Итоговое занятие.

Творческий отчет детей.

1

Репродукт.

Практический


Список литературы

1.Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. –Москва «ВАКО»,2008.- 160с.

2. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И.А. Агапова, М.А. Давыдова–Москва «ВАКО»,2008.- 368с.

3.Здоровосберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И. Коваленко–Москва «ВАКО»,2007.- 304с.

4.Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Н.И. Дереклеева–Москва «ВАКО»,2008.- 352с.

5. Вредные привычки: профилактика зависимостей (1-4 классы)/ Г.Г. Кулинич–Москва «ВАКО»,2009.- 224с.

6. Воспитать патриота/Е.А. Воронова- Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282с.

7. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с. 8. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В.А. Девисилов.-М.: (Журнал издается при участии Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности)

9.Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.