Главная страница

Программа рассчитана на три года обучения ( для учащихся 2-4 классов)


Скачать 0.52 Mb.
Название Программа рассчитана на три года обучения ( для учащихся 2-4 классов)
страница 1/3
Дата 05.04.2016
Размер 0.52 Mb.
Тип Программа
  1   2   3


Программа внеурочной деятельности «Книжкино царство»

Программа рассчитана на три года обучения

( для учащихся 2-4 классов)

Пояснительная записка.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;

  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.


Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Для решения данной проблемы нами создана программа для учащихся 2-4 классов «Книжкино царство» в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности.

Цель программы – знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, используя внеурочные формы деятельности.

Программа нацелена на решение следующих задач:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:

  • викторины,

  • конкурсы,

  • игры,

  • презентации,

  • литературный журнал,

  • литературный марафон,

  • литературное кафе

  • литературные встречи,

  • литературная гостиная и т.д.



Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».

Ведущие принципы программы

«Книжкино царство».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное

установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Сроки и этапы реализации программы

Данная программа реализуется в течение 3 лет (102 часа) во внеурочной деятельности.

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

  Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Тематическое планирование занятий

кружка «Книжкино царство»

2 класс (34 часа)

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.


п/п

Тема

Количество часов

Элементы содержания

Форма проведения занятия

Теория

Практика

1.

Стихи о школе и детях «Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»





1 ч.

С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц», А.Плещеев «Чему в школе учат»

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.

Фотовыстав-

ка «Мой первый день в школе»

2.

Сказки о животных«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»





1 ч.

В. Сутеев «Мышонок и карандаш», Р. Киплинг «Слонёнок»

Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.

Разыгрыва-ние сказки по ролям.

3.

Загадки о животных. Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни.





1 ч.

Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки.

Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.

Составление классного сборника загадок

4.

Учись дружить.





1 ч.

Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»

Найти пословицы о дружбе и друзьях

Мозговой штурм «Учись дружить».

5.

Здравствуй, осень!


1 ч.




М. Пришвин «Листопадничек»

Подготовка рисунков «Осень в моём городе»

Устный журнал « Осень в моём городе»

6.

Худому делу - худой конец.





1 ч.

Итальянская сказка «Как осел петь перестал»,С.Баруздин «Кляксы»,В.Берестов «Змей – хвастунишка»

Придумать своё оригинальное продолжение сказки.

Разыгрыва-ние сказки С.Михалков «Аисты и лягушки»

7.

Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!...





1 ч.

Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.

Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»

Составление рисованного диафильма к произведе-нию «Сказка о громком барабане»

8.

Весёлые стихи.





1 ч.

Д.Хармс « Иван Торопышкин»,Э.Мошковская «Хитрые старушки», С.Маршак «Пудель», «Багаж»

Работа с иллюстрациями к произведениям, художники – иллюстраторы


Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравивше-мусяпроизведе-нию

9.

«На ярмарке»





1 ч.

Малые фольклорные жанры.

Выучить потешку, считалку,небылицу.

Конкурс на лучшего чтеца скороговорок

10.

Сказки о животных

Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце


1 ч.




В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»

Сочинение сказки о неживом предмете

( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)

Оформление и выбор сказок для создания классного сборника «Сказки о …»

11.

Рассказы о животных.

Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….»


1 ч.




М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса», К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»

Принести картинки, иллюстрации,

фотографии с изображением птиц нашего города.

Беседа и рассуждение по прочитан-ному, составление памятки «Учись наблюдать»

12.

Забавные стихи

Не любо – не смейся, а другим не мешай.


1 ч.




А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин», Э.Мошковская «Хитрые старушки»

Выбор отрывка для заучивания наизусть.

Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки «Бережного отношения к книге»

13.

Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Я ещё не волшебник, я только учусь.





1 ч.

Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Сочинить стихи о своих друзьях

Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей»

14.

Рассказы и стихи о подвигах


1 ч.




М. Зощенко «Самое главное», Емельянов «Храбрая девочка»

Характеристика поступка, героев.

Беседа-диспут.

15.

Тебе смешно, а мне до сердца дошло





1 ч.

Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».

Сочинить рассказ о случае с вашей кошкой.

Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями

16.

Сказки о настоящей дружбе.





1 ч.

Афганская сказка « Волк – ябедник», Африканская сказка «Вот так дружба!»

Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам.

Оформление плаката «Настоящий друг

17.

О героизме и трусости Слава греет – позор жжет


1 ч.




С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова «Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня»

Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.

Составление советов для тех, кто хочет быть храбрым.

18.

Жизнь дана на добрые дела.





1 ч.

Б. Житков «Помощь идет» Е. Пермяк « Пичугин мост»

Составление рассказа о своём добром поступке.

Разгадывание кроссворда

« О героях храбрецах»

19.

Произведения о ребятах – сверстниках.


1 ч.




Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу», Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»

Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.


Оформление выставки книг «Товарищам детям»

20.

Родину – мать учись защищать.





1 ч.

А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

Подобрать пословицы и поговорки о Родине.

Выделение для себя нравственных качеств.

Инсценирование отрывка

из сказки А.Гайдара овоенной тайне

21.

Нет лучше дружка, чем родимая матушка.





1 ч.

Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме», Панькин « Легенда о матерях», Трутнева « Проталинки»
Сочинение стихов о маме и для мамы (буриме)

Подготовка к празднику

22.

Книги о ребятах и их делах.





1 ч.

А.Барто « Было у бабушки 40 внучат», С.Маршак «Чижи»
Выбор для себя роли в инсценировке

Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице»

23.

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.





1 ч.

Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный», Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»

Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ

Литературная игра «Почемучка»

24.

Басни дедушки Крылова.





1 ч.

Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни.

Игра – «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрирована)

25.

Весна, весна на улице, весенние деньки!


1 ч.




Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?», Э. Шим «Чем пахнет весна».

Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин.

Составление устного журнала «Весна, весна на улице…»

26.

Знай и люби родную природу!


1 ч.




Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку», Снегирев « Про пингвинов», Г.Скребицкий «Колючая семейка»

Пересказ по плану.

Работа с толковыми словарями Ожигова, Даля

27 - 28

Произведения о растениях

Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом.

Э.Шим «Неслышные голоса», Н.Павлова« Живая бусина»




2 ч.

Выделение ключевых эпизодов произведений.

Создание рисованного диафильма «Живая бусина»

29.

Сказки народов моего города.


1 ч.




Татарские, чувашские, русские народные сказки.

Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформлением.


Составление «сказочного словаря».

30.

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.





1 ч.

Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»

Составление вопросов по произведению.

Игра «Вопрос-ответ»

31.

Габдулла Тукай для детей


1 ч.




Книги и произведении Габдуллы Тукая

Особенности оформления книг татарского писателя.

Выбор стихотворений для выразительного чтения.

Оформление выставки книг. Выбор стихотворений для выразительного чтения.


32.

Обобщающее занятия




1 ч.

Подготовка к КВН

Подготовка к театрализовн номупредставле-нию

33.

Обобщающее занятие с родителями




1 ч.

Проведение праздника с обобщением полученных знаний.


КВН «Папа, мама, я – читающая семья»

34.

Итоговое занятие

1 ч.




Подведение итогов. Оценка деятельности

Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений.

Оформление уголка летнего чтения.
  1   2   3