Главная страница

Программа по развитию эмоционально личностной сферы детей 5 -7 лет «Помощницы эмоции». ( «Радуга чувств»)


Скачать 75.44 Kb.
Название Программа по развитию эмоционально личностной сферы детей 5 -7 лет «Помощницы эмоции». ( «Радуга чувств»)
Дата 12.03.2016
Размер 75.44 Kb.
Тип Программа

Программа по развитию эмоционально - личностной сферы детей 5 -7 лет

«Помощницы эмоции». ( «Радуга чувств»)


Пояснительная записка.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Bыготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр «мультиков» или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы, как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. И одним из эффективных способов формирования эмоционально чувственной сферы ребёнка является приобщение его к миру искусства. Эту деятельность нужно вести в разных направлениях: через взаимодействие с музыкой, пением, живописью, архитектурой, занятия литературным и художественным творчеством. Н. Басин, О. Суслова считают, что « природа ребёнка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь – чувственным аспектом познания»(3).

Основная цель программы – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, помочь развитию его эмоционально – чувственного внутреннего мира.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:

1. помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

2. обучить способам регуляции эмоциональных состояний, элементам расслабления.

3. вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; проектировать его нежелательные черты характера и поведения ;

4. подвести ребёнка к пониманию, что искусство отражает окружающий мир, в том числе может отразить внутренний мир самого ребёнка.

5.помочь ребёнку через художественные образы, обращённые к чувствам и сердцу, приобрести ориентации в общечеловеческих ценностях.

6. через взаимодействие с произведениями искусства и художественное творчество ребёнка сохранить и укрепить его психологическое, а как следствие и физическое здоровье, применяя целительную силу искусства живописи, музыки, пения, художественного слова.

Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет.

Содержит в себе 4 блока:

I блок: « Я и мои эмоции».

II блок: «Я и мои чувства».

III блок: «Я и искусство».

IV блок: «Я и общество».
I блок.
Цель: Научить ребёнка понимать и распознавать свои эмоции, уметь ими владеть, правильно реагировать, откликаться на происходящее.
Задачи:

1. Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями.

2.Научить проявлять и выражать своё эмоциональное состояние.

3.Сформировать умение контролировать свои эмоции, быть их «хозяином».

II блок.

Цель: Сформировать знания о различных чувствах человека, умение их проявлять, придерживаясь норм нравственности и социокультуры.

Задачи:

1.Познакомить детей с различными чувствами.

2. Научить распознавать и произвольно проявлять чувства.

3. Учить анализировать возникающие чувства при взаимодействии с произведениями искусства, и во время занятия художественным творчеством обогащая свой внутренний мир.

III блок.

Цель: Научить распознавать эмоциональное состояние, передаваемое в произведениях искусства, и откликаться на них, проявляя свои чувства.

Задачи:

1.Учить выделять и распознавать элементы художественной выразительности, используемые в различных видах искусства, дать понятие о средствах художественной выразительности.

2. Развивать эмоционально – эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения.

3. Учить передавать своё эмоциональное состояние в процессе художественного творчества, пения, литературного творчества через различные средства художественной выразительности (цвет, форму, характер линий, динамичность, тембр голоса, выразительность, мимику, и т. д.).

4. Укреплять психологическое здоровье ребёнка , как неотъемлемую часть его общего здоровья через арт -терапевтические техники.

IV блок.

Цель: Формировать понятия этики, эстетики, способствовать овладению способами социального поведения.

Задачи:

1. Дать знания о нормах и правилах этики.

2. Учить законам эстетики, знакомя с понятиями – красота, привлекательность, аккуратность.

3. Помочь ребёнку овладеть навыками общения в различных жизненных ситуациях и сформировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

4. Повышать уровень эмпатийности ребёнка.

Знакомить с общекультурными ценностями, формировать желание приобщаться с этим ценностям и создавать их самим

В каждом из представленных блоках - по 8 занятия, продолжительностью 25 -30 минут.

Структура занятия такова:

Каждое занятие состоит из четырёх частей: приветствие и прощание, разминка, основная часть и заключительная часть.

Приветствие и прощание создаёт свой ритуал, традиции, которые придают занятиям необычность, формируют групповые нормы, развивают сплочённость группы.

В разминку входит упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния цель - включить детей в работу.

Основная часть определяется содержанием темы.

Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.(приложение 1)

Методы и формы занятий: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, психогимнастика, ролевые ситуативные игры, проблемные ситуации. .

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются следующие методические средства:

  • Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе

  • Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.

  • Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.

  • Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,..; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.

  • Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.

  • Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.

Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:

  • Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.

  • Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)

  • Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)

  • Графическая методика “Кактус” (модификация М.А. Панфиловой)

  • Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)

  • Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)

  • Анкета для педагогов и родителей.

Ожидаемый результат

Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;

Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;

Умеют управлять своими эмоциями и чувствами. Эмоции освобождаются от импульсивности , начинают появляться высшие чувства – сочувствие, сострадание, обнаруживается способность к эмпатии, возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков.

Для того, что бы дать оценку результативности данной программы проводится диагностика детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий и после них.

Диагностика состоит из 8 тестовых методик (Приложение 2)
Литература

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. “Я хочу”. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Изд. “ВИРТ” Кишинев. “Дорваль” СПб.,1993.

  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет). – М.: Книголюб, 2004.

  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.

  4. Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.

  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.

  6. Пусть меня похвалят! / под ред. Е.Горбаченок, С.Слепица, Т.Казаченок. Белфакс, 2007.

  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2000.

  8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.

  9. Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2004.

  10. Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред.М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.

  11. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: “Валерии СПД”, 2001.