Главная страница

Программа кружка включает занятия по овладению различными технологиями обработки конструкционных материалов


Скачать 204.74 Kb.
Название Программа кружка включает занятия по овладению различными технологиями обработки конструкционных материалов
Дата 12.03.2016
Размер 204.74 Kb.
Тип Программа


Пояснительная записка
Предлагаемая программа кружка включает занятия по овладению различными технологиями обработки конструкционных материалов.

Направленность программы: художественная.

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Для того, чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Рукоделие способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук.

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

Программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Коррекционно - развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами, инструкционными картами;

- коррекция и развитие координации движений пальцев, мелкой моторики рук.

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родине, к традиционному народному искусству;

- развивать способность к самостоятельности детского творчества;

- развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение;

- вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы;

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые в жизни каждого человека. Применяется: презентация, беседа, рассказ, объяснение. При распределении заданий учитывается: возраст, их подготовленность, существующие умения и навыки.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой - организация работы в группах;

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Организация деятельности кружка

Программа работы кружка рассчитана на годовое обучение. Кружок комплектуется с 2-9 класс. Количество обучающихся в кружке - 20 человек. Дети разделены на 2 возрастные группы: I группа с 2-4 класс; II группа с 5-9 класс.

Режим работы кружка - 1 занятие в неделю, продолжительность 1 час (по группам - 1 час в 2 недели). Количество всего часов по плану - 32 час.

Дидактический материал и оборудование: публикации с описанием техники изготовления изделия из ткани и другого используемого материала, интернет, пооперационные карты, эскизы будущих изделий. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские, кисточка для клея и красок, иголки швейные, шаблоны выкроек, схемы.

Материалы: бумага цветная, калька копировальная, альбом, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные - белые, черные и цветные, мулине; клеи (ПВА, силикатный, обойный), бисер, стеклярус; стебли, цветы, шишки; газеты, пластмассовые бутылки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

Условия реализации программы

Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

Занятия будут проходить в послеурочное время в кабинете швейного дела.

Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного ученика.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В наличии должны быть все материалы и инструменты. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате обучения в кружке учащиеся должны получить знания:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно - прикладного искусства;

- в области композиции, цветоведения;

- об особенностях мягких игрушек;

- о способах аппликации в искусстве (ткань) сочетание аппликации с разным материалом;

- о проектной деятельности.

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Программа кружка «Золушка» основана на принципах: наглядности, последовательности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Содержание направлено на формирование общетрудовых умений и навыков: планирование, организация, контроль трудовой деятельности и анализ выполненной работы, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников.

Тематическое планирование кружкового объединения "Золушка" I группа



п/п

Раздел, тема

Изделие

Кол-во ч.

Дата

Виды и содержание работы

Оборудование и материалы

1

2




3

4

5

6

1

Введение.

Вводное занятие

1

3.10.12

Знакомство с планом, режимом работы кружка. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, учебной литературы. Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Демонстрационный материал, проектор, инструменты и приспособления, журнал техники безопасности.

2,3

Работа с тканью и природным материалом

«Цветик-семицветик»

2

17.10.12

31.10.12.

Ознакомление с техникой изготовления поделок из лоскутов ткани. Изготовление изделия. Подбор ткани и ниток. План работы. Контроль качества выполняемой работы. Анализ работы.

Ножницы, швейная игла, нитки, карандаш, шаблон, булавки, вата, веточки дерева, клей ПВА, речной песок, ткань, емкость, инструкционно-пооперационная карта.

4

Украшения из ткани

Бусы

1

14.11.12.

Изготовление украшений для личного пользования. Подбор ткани и ниток. Оформление изделия.

Ножницы, швейная игла, нитки, карандаш, линейка, ткань, пооперационная карта.

5,6

Художественное оформление изделий.

Чехол для мобильного телефона

2

28.11.12

12.12.12

Назначение изделия. Подбор ткани и ниток по толщине и цвету. Оформление отделочными стежками. Последовательность изготовления чехла для хранения телефона.

Ножницы, швейная игла, нитки, карандаш, линейка, клей ПВА, ткань, бисер, пооперационная карта.

7

Украшение интерьера дома своими руками.

«Нарядная шишка»

1

26.12.12

Назначение изделия. Описание изделия. Ткани используемые для оформления.

Ножницы, швейная игла, нитки, ткань, клей ПВА, картон, сосновая шишки. Инструкционная карта.

8,9

Украшаем интерьер дома своими руками.

«Кукла –курица»

2

23.01.13

6.02.13

Подбор ткани, ниток. План работы по изготовлению изделия. Точная обмеловка выкройки и вырезание. Стачивание деталей изделия. Набивка изделия. Требования к качеству выполняемой работы.

Ножницы, швейная игла, нитки, ткань, клей ПВА, вата, пуговицы, бисер, пооперационная карта.

10,

11

Украшаем интерьер дома своими руками.

Букет тюльпанов

2

20.02.13

6.03.13

Последовательность выполняемых действий. Определение необходимых материалов и инструментов для работы. Составление плана.

Ножницы, швейная игла, нитки, ткань, вата, шаблон, веточки, карандаш, пооперационная карта.

12

Украшения из ткани

Браслет

1

20.03.13

Изготовление украшений для личного пользования. Подбор ткани, ниток, фурнитуры. Оформление изделия. Анализ выполненной работы.

Ножницы, швейная игла, нитки, ткань, пластиковая бутылка, пуговицы, бисер, стеклярус, клей ПВА, пооперационная карта

13

Украшаем интерьер дома своими руками.

«Птичка невеличка»

1

10.04.13

Подбор ткани. Обмеловка по шаблону , вырезание. Форма, соединение срезов стачным швом. Анализ выполненной работы

Ножницы, швейная игла, нитки, ткань, вата веточки, шаблон, карандаш, аудио запись со звуками природы и голосами птиц.

14,

15

Мягкая игрушка

«Кукла-Тедди»

2

24.04.13

8.05.13.

15.05.13

Подбор ткани, ниток. План работы по изготовлению изделия. Точная обмеловка выкройки и вырезание. Стачивание деталей изделия. Набивка изделия. Требования к качеству выполняемой работы.

Ножницы, швейная игла, нитки, ткань, клей ПВА, вата, пуговицы, бисер, пооперационная карта. Аудиозапись.

16

Украшения из ткани

Ободок

1

29.05.13

Изготовление украшений для личного пользования. Подбор ткани, ниток, фурнитуры. Оформление изделия.

Ножницы, швейная игла, нитки, ткань, эластичная тесьма, клей ПВА, пуговицы, бисер, пооперационная карта.

Тематическое планирование кружкового объединения "Золушка" II группа



п/п

Раздел

Изделие

Кол-во ч.

Дата

Элементы содержания работы

Оборудование и материалы

1

2




3

4

5

6

1

Введение.

Вводное занятие.

1

3.10.12

Знакомство с планом, режимом работы кружка. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, учебной литературы. Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Демонстрационный материал, проектор, инструменты и приспособления, журнал техники безопасности.

2

Мягкая игрушка

Кошка

1

10.10.12

Знакомство с изделием. Ткань используемая для изделия. План выполнения работы. Правильное выполнение ручных стежков. Оформление работы.

Ножницы, карандаш, шаблон, ткань, вата, швейная игла, нитки, цветная тесьма. Пооперационная карта.

3

Украшения из ткани

Браслет

1

24.10.12

Изготовление украшений для личного пользования, назначение. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Последовательность выполнения.

Ножницы, швейная игла, нитки, ткань, пластиковая бутылка, пуговицы, бисер, стеклярус, клей ПВА, пооперационная карта

4,5

Украшаем интерьер дома своими руками. Аппликация

«Солнышко»

2

7.11.12.

21.11.12

Аппликация ее назначение. Вид форма и размер. Применение пряжи по цвету. Подбор основы аппликации.

Ножницы, крючок для вязания, пряжа, нитки, клей ПВА, цветной картон, шаблон, карандаш. Аудиозапись со звуками природы.

6

Работа с шаблоном

Елочная игрушка

1

5.12.12.


Назначение игрушки. Выбор ткани, подбор ниток по цвету. Последовательность выполнения изделия. Соединение срезов. Обработка изделия отделочными « петлеобразными» стежками. Требования к качеству выполняемой операции.

Ножницы, карандаш, шаблон, ткань, швейная игла, нитки, тесьма. Пооперационная карта.

7

Работа с шаблоном

Елочка

1

19.12.12

Последовательность выполняемых действий. Определение необходимых материалов и инструментов для работы. Составление плана.

Ножницы, карандаш, шаблон, ткань, цветной картон, клей ПВА, хвойная кора дерева. Аудиозапись с новогодними песенками.

8

Украшаем интерьер дома своими руками.

Веночек

1

16.01.13

Назначение изделия. Подбор ткани. Вырезание по шаблону. Сгибание деталей. Закрепление деталей на основе изделия.

Ножницы, цветные шерстяные лоскуты, выкройка, булавки, картон, клей ПВА, тесьма.

9,10

Мягкая игрушка из ткани

Матрешка

2

30.01.13

13.02.13

План работы по изготовлению изделия. Выполнение ручного стачного шва. Определение верхнего, бокового и нижнего среза кроя.

Ножницы, карандаш, шаблон, ткань, вата, швейная игла, нитки, бисер, цветная тесьма. Пооперационная карта.

11

Художественное оформление изделий.

«Кофейное сердечко»

1

27.02.13


Знакомство с изделием, его назначение. Используемые ткани для пошива. Описание изделия..Последовательность изготовления. Требования к качеству шва. Оформление изделия. Анализ выполненной работы.

Ножницы, карандаш, шаблон, ткань, вата, швейная игла, нитки, бисер, зерна кофе, цветная тесьма. Пооперационная карта.

12,

13

Мягкая игрушка из ткани

Мышка

2

13.03.13

3.04.13

Выполнение ручного стачного шва. Определение верхнего, бокового и нижнего среза кроя. Набивка изделия.

Ножницы, карандаш, шаблон, ткань, вата, швейная игла, нитки, пуговицы.. Пооперационная карта.

14

Аппликация

«Павлин»

1

17.04.13

Работа с тканью: раскрой по шаблону. Вырезание детали по контуру. Ознакомление с резанием: разрезание, отрезание, вырезание, надрезание.

Ножницы, шаблон, карандаш, клей ПВА, ткань, цветной картон. Аудиозапись со звуками природы.

15,

16

Украшаем интерьер дома своими руками.

Подушка

2

8.05.13

22.05.13

Раскрой изделия. Подбор ткани и ниток. Обведение шаблона карандашом. Вырезание детали по контуру. Прокладывание стежков. Пришивание пуговиц. Окончательная отделка изделия. Анализ выполненной работы

Ножницы, карандаш, шаблон, ткань, вата, швейная игла, нитки, пуговицы.. Пооперационная карта.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Золушка»

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн.

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- экономно и рационально расходовать материалы;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- строго соблюдать правила безопасности труда;

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения - речь, этикет и т.д.);

- контролировать правильность выполнения работы.
Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения.
Оценка полученных знаний

Оценка полученных знаний осуществляется по следующим критериям:

  • личностный рост и приобретение определенных навыков;

  • выполнение программы кружка;

  • творческий подход к деятельности;

  • регулярное посещение кружка;

  • степень самостоятельности выполненной работы.


Результатом реализации данной программы являются: выставки детских работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие" М., 2005 г.

2. Е. Румянцева «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.

  1. Жуковская В.И. Интерьер современной квартиры. // Школа и производство, 1995. - № 4. – С. 42-46.

4. Игрушки-подушки / ред.-сост. Е.А.Бойко.- М.: РИПОЛ классик,2007.-192с.:ил.

5. Мягкие игрушки/Галанова Т.В., Кобякова Н.К., Столярова А.М. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 80 с.: ил. – (Сделай сам любимые игрушки).

  1. Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.

  2. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.