| 
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
       | 
      
        
          
          
          
          
            
              
                 
                 
                 
                57 
                 
                3.1.3. Культурно-досуговая деятельность. 
                 
                
                  
                  
                  
                  
                     
                    №
  | 
                     
                    дата
  | 
                     
                    Культурно-досуговая деятельность
  | 
                   
                  
                     
                    1.
  | 
                     
                    Сентябрь
  | 
                     
                    Тематическая выставка к дню города. 
                     
                    Развлечение «Как у нас на Тихом Дону». 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    2.
  | 
                     
                    Октябрь
  | 
                     
                    Развлечение «Покрова на Дону». 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    3.
  | 
                     
                    Ноябрь
  | 
                     
                    Конкурс на лучший казачий костюм. 
                     
                    Спортивная эстафета «Мы донские казаки». 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    4.
  | 
                     
                    Декабрь
  | 
                     
                    Мастерская Деда Мороза. 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    5.
  | 
                     
                    Январь
  | 
                     
                    Досуг «Пришла коляда, отворяй ворота». 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    6.
  | 
                     
                    Февраль
  | 
                     
                    Конкурс на лучшую народную песню. 
                     
                    Посиделки «Казачьи напевы». 
                     
                    Конкурс на лучшую пословицу Дона. 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    7.
  | 
                     
                    Март
  | 
                     
                    Досуг «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». 
                     
                    Выставка-ярмарка «Солнечная керамика». 
                     
                    Вернисаж «По произведениям донских авторов». 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    8.
  | 
                     
                    Апрель
  | 
                     
                    Развлечение «Играй и пой казачий Дон». 
                     
                    Спектакль «Доброе сердце дороже красоты». 
                     
                    Досуг «Праздник Пасхи в дом пришел». 
                    
  | 
                   
                  
                     
                    9.
  | 
                     
                    Май
  | 
                     
                    Развлечение «Троица». 
                    
  | 
                   
                  
                 
                 
                58 
                 
                3.2. Условия реализации программы. 
                 
                3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 
                 
                Для реализации историко-культурного казачьего компонента в ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда. 
                 
                Микросреда   
                Макросреда
  
                 
                 
                - групповые уголки «Мой край Донской»; 
                 
                - выставки результатов продуктивной деятельности;   
                - казачья горница; 
                 
                - комната краеведения; 
                 
                - фото-уголок символики Ростовской области, г. Белая Калитва и Всевеликого Войска Донского; 
                 
                - мини-галерея художников Дона; 
                 
                - Мини-галерея работ родительницы Суриковой Марины Викторовны, 
                 
                - выставка результатов продуктивной деятельности; 
                 
                - фото-выставка 
                 
                «Прошлое и настоящее родного города»;
  
                 
                 
                59 
                 
                В групповых уголках «Мой край родной» подобран и систематизирован богатый дидактический материал по знакомству детей с Россией: 
                 
                - Глобус, политическая, географическая карты России, Ростовской области; 
                 
                - Иллюстрации государственной символики России (флаг, герб); 
                 
                - Подбор фотографий с достопримечательностями г. Москвы, С. Петербурга; 
                 
                - Д/и «Флаги мира»; 
                 
                - Музыкальная фонотека: гимн России, песни о Родине; 
                 
                - Д/и «Государственные символы России»; 
                 
                - Д/и «Домино» (флаги разных стран); 
                 
                - Календарь праздничных дней; 
                 
                - Многообразие методической литературы по данной проблеме. 
                По знакомству детей с малой Родиной и Донским краем: 
                 
                - Подбор фотографий с достопримечательностями г. Белая Калитва; 
                 
                - Музыкальная фонотека: песни о Белой Калитве, казачьи песни; 
                 
                - Геральдика Ростовской области, г. Белая Калитва, Великого Войска Донского; 
                 
                - Художественная литература о Донском крае, о ВОВ, стихи местных авторов; 
                 
                - Подбор журналов, газет о родном городе, трудовых подвигов белокалитвинцев; 
                 
                - Материал о местных художниках; 
                 
                - Д/и «Наши добрые дела»; 
                 
                - Фотоальбомы: «Моя семья», «Все работы хороши»; 
                 
                - С/р игры: «Военные», «Семья» и др. 
                 
                - Сундучок казачьих слов; 
                 
                - Картотека казачьих игр; 
                 
                - Многообразие методической литературы по данной проблеме. 
                 
                - Герб, флаг, гимн России, герб Белой Калитвы; 
                 
                - Схема п. Заречного; 
                 
                - Буклет о Кадетском корпусе; 
                 
                - Фотоальбомы: «Родной город», «Семейный альбом», «Дом в котором ты живешь»; 
                 
                - Книги о родном крае; 
                60 
                 
                - С/р игры: «Моя семья», «Богатыри», «Ты морячка, я моряк», «Профессии», «Мы военные»; 
                 
                - Тематические стенгазеты: «Мой родной край», «Символы моей семьи», «Вспомним их поименно», «Любимый город», «Хлеб – всему голова», «Освобождение города», «Природа родного края», «Казачьи символы и знаки», «Оружие казака», «Труд людей родной земли», «Легендарные личности Донского края», «Памятники Донского края», «Города Донского края», «Герои-защитники Земли Донской», «Конь – верный друг казака», «Мой дом – моя крепость»; 
                 
                - Различные фотовыставки, выставки рисунков на различные темы; 
                 
                - Карты животного и растительного мира Донского края, полезные ископаемые; 
                 
                - Книжки-самоделки с народными рецептами «Бабушкины секреты»; 
                 
                - Многообразие методической литературы по данной проблеме; 
                 
                - Мини-библиотека «Донская сторона»; 
                 
                - Красная книга Донского края; 
                 
                - Картотеки: «Игры донских казаков», «Донской фольклор» (колыбельные, заклички, пословицы, сказки, небылицы, скороговорки, потешки); 
                 
                - Куклы – казак, казачка; 
                 
                - Уголки ряженья; 
                 
                - Макет казачьего куреня; 
                 
                - Фотоальбомы: «Мой родной край», «Моя семья», «Пейзажи родного края»; 
                61 
                 
                В комнате краеведения накоплен методический и наглядный материал для: 
                 
                - знакомства детей с жилищем казака - куренем, летней кухней, базом; 
                 
                - знакомства детей с историей образования Донского края, началом жизни на Донской земле, дается понятие о том, кто такие казаки; 
                 
                -знакомства детей с казачьими символами и знаками, с гербом, флагом, гимном Ростовской области, Войска Донского, заповедями казаков; 
                 
                -знакомства детей с трудом людей родной земли, у детей формируются ценности: казаки – трудолюбивые, они обрабатывают землю, выращивают скот, овощи, перерабатывают рыбу. 
                 
                - знакомства детей с легендарными личностями Дона (атаманами); 
                 
                -знакомства детей с неповторимостью казачьей сказки, самобытностью языка; 
                 
                - знакомства детей с Семикаракорской керамикой, с технологией изготовления семикаракорского фаянса, элементами росписи и техникой рисования семикаракорских узоров. 
                 
                - знакомства детей с художниками Донской земли: Дубовским, Грековым, Крыловым, Сарьяном. 
                 
                - знакомства детей с гордостью Донской Земли – Чеховым, Шолоховым; 
                 
                - знакомства детей с городами Ростовской области, их расположением, помогает им в этом карта Ростовской области; 
                 
                - знакомства детей с «Памятниками героям – защитникам Донской Земли»; 
                 
                - знакомства детей с архитектурой родного города; 
                 
                Дети с удовольствием занимаются в комнате краеведения, познают ценности истории и культуры родного края, реализуют свой творческий потенциал в различных видах деятельности. 
                 
                62 
                 
                Усилиями педагогов, при активном участии родителей в нашем детском саду создана “Казачья горница”. В ней собран богатый материал по знакомству детей: 
                 
                - с историей Донского края; 
                 
                - с укладом жизни казаков, с их родом занятий; 
                 
                - с особенностями взаимоотношений в семье казаков; 
                 
                - с обычаями и традициями Донского края; 
                 
                - с бытом казаков в старину, предметами казачьего быта (рубель, скалка, керосиновая лампа, рушник и. т.д.), их назначении; 
                 
                - с традиционной одеждой казаков и казачек; 
                 
                - с казачьей кухней; 
                 
                - с убранством казачьей горницы (печь, сундук, постав, прялка); 
                 
                - с народными инструментами на Дону, с их звучанием, историей их возникновения; 
                 
                - с развлечениями и забавами казаков; 
                 
                - с казачьим фольклором, разнообразием его жанров, многообразием жанров казачьей песни. 
                 
                63 
                 
                3.2.2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по реализации историко-культурного казачьего компонента. 
                 
                1.Агуреева Т. И., Баландина Л. А. «Казачий костюм» (учебно-методическое пособие), Издательский дом «Цветной мир», М: 2011. 
                 
                2.Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, патриотические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий», Волгоград: Учитель, 2007 -203 с. 
                 
                3.Алмазова Б. А. «Казаки», Санк-Петербург «Золотой век», 1999.- 88 с. 
                 
                4.Астапенко М.П. «Атаман Платов». Историко – научное повествование. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2011.- 320с. 
                 
                5.Астапенко Г., «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 18-20 вв.» - Ростов-на – Дону, «Артель», 2011. – 256с. 
                6.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., «Природа и история родного края» учебное пособие для учащихся начальной школы, Ростов-на-Дону, Изд-во БАРО-ПРЕСС, 2007.-170 с. 
                 
                7.Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно-методическое пособие, СПб: Детство-Пресс, 2000.- 304 с. 
                 
                8.Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)», М: ТЦ Сфера, 2003.- 192 с. 
                 
                9.Махненко С. Г., Филипов К. С. «Былинно-песенное творчество Дона» Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2011.- 320 с. 
                 
                10.Мовчан А. С. «Казаки (быт и традиции)», Ростов-на-Дону: НПК «Гефест», 2004.-160с. 
                11.Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.: Линка-Пресс, 2003.- 200 с. 
                12.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 1 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 304 с. 
                 
                13.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 2 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 352 с. 
                 
                14.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 3 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 368 с. 
                 
                64 
                 
                15.Сухоруков В.Д., «Историческое описание Земли Войска Донского; Общежитие донских казаков в 17-18 столетиях» - Ростов-на-Дону, ООО «Терра Принт», 2005. – 168с. 
                16.Сухоруков В.Д., «Историческое описание Земли Войска Донского» - Ростов-на-Дону, ООО «Терра Принт», 2005. – 224с. 
                 
                17.Филипов К. С., «Домоводство на Дону», Ростов-на-Дону: ООО «Издательство Артель», 2010. – 168с. 
                 
                18.Черная А. В. «Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен», Ростов-на-Дону: Издательство Рост. Гос. Пед. Университета, 2003. – 118 с. 
                 
                19.Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А — Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Ростов-на-Дону, 2005 г.-234 с. 
                20.Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А - «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края); Ростов -на- Дону, 2005 г.-311 с. 
                 
                21.Шумов В.В., «Донская станица в старину» Краеведческие очерки - Ростов-на-Дону 
                 
                ООО «КСС», 2011.- 160с. 
                22.Шумов В.В., «История казачества» (справочник казака), Ростов-на-Дону ООО «КСС», 2006.- 176 с.
               | 
             
           
          
          
         
       | 
       |