|
Проектные технологии на уроках русского языка Подготовила: учитель начальных классов мбоу успенской сош
Проектные технологии
на уроках русского языка
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ Успенской СОШ
Чегодайкина Е.Г.
Оглавление
1. Особенности проектной деятельности в начальной школе.
2.Метод проектирования на уроках русского языка.
3. Работа над проектом «Загадочные фразеологизмы».
1. Особенности проектной деятельности в начальной школе.
В последние годы в педагогике возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Современному обществу нужны инициативные личности, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Проектно-исследовательская деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
В начальной школе могут быть организованы в рамках урочной и внеурочной деятельности следующие виды проектов:
- по доминирующей роли учащихся: исследовательские, информационные, творческие, практические;
- по характеру контактов: внутриклассные, внутришкольные, городские, региональные;
- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
- по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые.
Стадии работы над проектом – это «пять П».
Проблема-Планирование-Поиск информации – Продукт -Презентация.
Tребования к учебному проекту – совершенно особые:
- все темы должны быть посильны пониманию ученика
- чем меньше ребенок, тем проще проект
- наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической;
- каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
Введение – часть в которой необходимо указать тему , цель, задачи и гипотезу.
Основная часть- описание поэтапного решения задач. Заключение- часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислить то, что удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Использование метода проектов в начальной школе способствует:
формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;
формированию и развитию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
нацелено на развитие познавательного интереса учащихся;
реализует принцип связи обучения с жизнью.
2.Метод проектирования на уроках русского языка.
Проектная деятельность направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследования – русский язык ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (устная и письменная). А также, конечно, интерес к русскому языку.
В результате проектной деятельности учащиеся имеют возможность исследовать понятия, явления русского языка. Так же позволяет учащимся закрепить и дополнить знания по основным разделам.
Работать над проектами по русскому языку целесообразно начинать во 2 классе. Для каждого класса определена своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.
2 КЛАСС.
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта.
Для направления деятельности учеников можно дать памятки.
Памятка начинающему исследователю. Выбери тему исследования.
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Подумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результат своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Учитывая, что у учащихся этого возраста велик интерес к игровым формам, можно использовать такой дидактический прием как «волшебный цветок» (каждый лепесток которого – это компонент проекта). Для того, чтобы заинтересовать детей можно использовать различные языковые задачки. Во 2 классе для исследования детьми удивительного мира звуков – фонетические задачки, разработанные на основе русских народных сказок: «Колобок», «Морозко» и др.
3 КЛАСС.
В третьем классе работа над проектом более расширена . Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Можно работать по разделам: морфология, морфемика, орфография. Во время занятий можно предложить языковые задачки. Например, морфологическая задачка «Приключения Буратино» и др.
В 3 классе можно вводить обучение азам программы Microsoft Word. Компьютер оказывается электронным помощником при разработке проектов, приближает школьников к реалиям современной жизни.
4 КЛАСС.
В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации и оформить готовый проект самостоятельно.
Возможна работа по разделам: синтаксис, пунктуация, морфология, орфография. На занятиях можно использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг и т.д.
В 4 классе можно продолжить работу на компьютере. Возможно ознакомление с компьютерной программой по созданию презентаций.
3. Работа над проектом «Загадочные фразеологизмы» Наша работа над проектом « Загадочные фразеологизмы» проходила во втором полугодии, когда дети в достаточной степени владеют навыками письма и чтения.
Теме фразеологизмов во 2 классе выделено небольшое количество времени. Изучение этой темы вызвало большой интерес у обучающихся, поэтому мы решили взять эту тему для дополнительного изучения.
Проект был рассчитан на организацию детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи и истории появления фразеологизмов в русском языке.
По характеру контактов – внутришкольный. В реализации проекта участвовали классный руководитель и учащиеся 2 «А» класса, родители, библиотекарь школы. По продолжительности проект был долгосрочным
(5 месяцев). По доминируещей роли учащихся - информационно-творческий.
Работа начиналась с определения проблемы.
Проблема. Фразеологизмы могут сделать речь более выразительной и яркой. Но для того, чтобы ввести в активный словарь фразеологизмы, необходимо знать их значение и ситуации , где их использование будет уместным.
Вместе с учащимися мы определили цель проекта : узнать, что такое фразеологизмы, ознакомиться с наиболее распространенными фразеологизмами русской речи, научиться использовать их в своей речи.
Задачи проекта:
-развивать творческие способности;
-обогащать словарный запас;
- приобрести навыки информационно-поисковой деятельности;
-научиться самостоятельно работать с различной литературой и словарями;
-познакомиться с разнообразием фразеологизмов;
-научиться безошибочному использованию распространенных фразеологических оборотов в разговорной речи и восприятие их в художественном тексте.:
Планирование работы: 1 Этап. Наблюдение за фразеологизмами в литературных произведениях.
2 Этап. Теория о фразеологизмах.
3 Этап. Посещение библиотеки, работа с фразеологическими словарями и справочниками.
4 Этап. Выполнение творческой работы.
5 Этап. Презентация творческих работ.
6 Этап. Создание книги « Страна фразеологизмов»
7 Этап. Презентация проекта.
Поиск
* наблюдение за фразеологизмами, в процессе чтения.
* занесение данных наблюдений в специальную таблицу.
* знакомство и работа с фразеологическими словарями.
* поиск ответа на вопрос: что такое фразеологизм?
* посещение библиотеки с целью узнать о разнообразии фразеологических словарей
* беседа с библиотекарем на тему «Как часто учащиеся обращаются за помощью к фразеологическим словарям»
* работа с фразеологическими словарями.
* иллюстрирование фразеологизмов.
* презентация творческих работ.
* распределение изученных фразеологизмов на группы, которые
характеризуют человека, его действия, характер, психологическое состояние.
Продукт * объединение всей информации в единое целое;
* творческая работа над книгой;
* составление текстов для книги с использованием фразеологизмов.
Презентация * презентация проекта «Загадочные фразеологизмы» на школьной научно-практической конференции.
Заключение.
Работая над темой, мы получили полное представление о фразеологизмах, научились находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также мы научились работать со словарями, использовать информацию из интернета.
Мы пришли к выводу, что знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи. Они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной.
Изучая эту тему, мы узнали много интересного об истории русского народа, его традициях, обычаях.
Поставленная цель и задачи, поставленные перед нами, выполнены.
Результаты:
* научились толковать значение некоторых фразеологизмов;
* узнали значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов; а также правильно употреблять их в речи;
* научились понимать тексты, в которых эти фразеологизмы встречаются.
* получили более полное представление о фразеологизмах русского языка;
* создали книгу самых употребляемых фразеологизмов в картинках, узнали значения разных фразеологизмов и познакомились с историей их появления в нашем языке.
|
|
|