|
Презентация по теме «Инструменты симфонического оркестра» Заключение
Итоговый исследовательский проект
«Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра»
(с использованием компьютерных музыкальных программ)
Григоренко Ирины Григорьевны,
учителя музыки МБОУ СОШ № 4 им. П.И.Климука
г. Щёлково
Москва 2012
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Использование ИКТ на уроках музыки………………………….…………. 4
2. Презентация по теме «Инструменты симфонического оркестра»….…….. 8
Заключение……………………………………………………………………… 9
Литература……………………………………………………………………… 10
Приложение: презентация на тему «Инструменты симфонического оркестра».
Введение
Удивительным свойством наградила природа человека, дав ему возможность выражать свои мысли, чувства и эмоции при помощи звуков. Именно звуковая окраска адресуется непосредственно к чувствам и переживаниям человека. Огромная художественная сила воздействия музыки передаётся слушателю через выразительное исполнение на музыкальных инструментах.
Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Но каждый ли может отчетливо представить себе тембр отдельного инструмента, знает его название. Поэтому необходимо воспитывать культуру слушания музыки, предоставляя информацию об инструментах и составе симфонического оркестра.
Особый смысл приобрела эта проблема в наши дни, когда любовь и интерес к серьёзному академическому искусству угасают. Знакомство с инструментами симфонического оркестра дают возможность детям соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического наследия.
При знакомстве детей с музыкальными инструментами рекомендуется слушать музыку вживую. Для многих такая возможность предоставляется довольно редко. Поэтому возникла необходимость создания мультимедийного пособия «Инструменты симфонического оркестра».
Использование данного пособия в практической музыкальной деятельности помогает решать задачи художественно-эстетического воспитания учащихся.
Таким образом, тема данного проекта является актуальной.
Цель проекта: создать мультимедийное пособие на тему «Инструменты симфонического оркестра» с использованием компьютерных музыкальных программ.
Задачи проекта: 1. Изучить материалы курсов «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», литературу и музыкальные компьютерные программы, соответствующие теме.
2. Подобрать материалы (аудио, видео, иллюстрации) по теме «Инструменты симфонического оркестра».
3. Создать презентацию по проекту.
Использование ИКТ на уроках музыки
Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребёнка меняется, он живёт в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.
Вслед за другими предметами ИКТ начинают проникать и в школьный кабинет музыки. В классе может появиться компьютер со специальными музыкальными программами, специальное устройство ввода звуковой информации: МИДИ-клавиатура, синтезатор (музыкальный компьютер).
Как могут изменить ИКТ привычные виды деятельности на уроке музыки, и какие новые виды деятельности могут возникнуть в связи с их использованием?
На уроке музыки ИКТ играют огромную роль. Внедрение ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие учащихся.
В педагогической среде принято выделять два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к которым относятся компьютерная техника и средства связи, и программные средства, которые могут быть различного назначения. При разработке уроков с компьютерной поддержкой важным является знание функциональных возможностей и условий применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают своё влияние на учебный процесс. Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В этом смысле важно разделить ИКТ по категориям для последующего обоснованного и грамотного применения этого ресурса на уроке. Мультимедийные ресурсы на уроке музыки можно подразделить следующим образом:
справочные, энциклопедические издания;
программные средства для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки;
музыкальные произведения;
зрительный ряд;
музыкальные игры.
На уроках можно использовать следующие компьютерные программы энциклопедической направленности: «Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс».
С точки зрения создания, редактирования и записи музыки интересна программа «Электронный Ди-Джей 7», которая представляет собой виртуальную музыкальную студию. Работу со звуком при домашней подготовке к урокам можно осуществлять с помощью программы «Adobe Audition v 1.0».
Вокально-хоровая работа на уроке музыки может проходить с помощью программ «Windows Media Player», «WinAmp» и т.д. Ребята с творческим задором поют песни с различным аккомпанементом. Готовое сопровождение (минусовки) к огромному количеству песен способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их исполнительских способностей.
Существует ряд профессиональных программ по обработке музыки. С использование программ для записи звука учитель всегда имеет возможность зафиксировать деятельность учеников, и ученики сами могут легко производить звукозапись своего исполнения и корректировать его.
Одним из главных эффектов от этой деятельности является то, что ученики приобретают культуру слушания, начинают слышать и понимать разницу между хорошей и плохой записью, богатым звучанием или бедной акустикой, а также могут не пассивно, а творчески общаться с аудиоматериалом. Традиционным и одним из самых любимых детьми видов деятельности на уроке является музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Компьютерные программы MIDI-секвенсоры позволяют каждому компьютеру звучать целым оркестром тембров: от ударно-шумовых до тембров органа или скрипки. Это означает, что ученик может использовать звучание всех этих инструментов для создания аудиозаписей или реального исполнения. Кроме того, такие программы дают возможность для появления на уроке такого нового вида творческой деятельности ученика, как инструментовки и элементы аранжировки. Следующим видом активной творческой деятельности может стать «музыкальное конструирование», ставшее возможным благодаря так называемым программам-конструкторам (Garage Band, Flexi Music Composer, Acid, eJay). За счёт их использования могут возникнуть на уроке импровизация и композиция. Такое устройство ввода звуковой информации, как MIDI-клавиатура позволит учащемуся легко вводить в компьютер аудиоинформацию. Это устройство даёт ученику возможность стать не только участником группового пения, но и исполнителем-инструменталистом.
Для такого вида деятельности, как слушание музыки и обучение музыкальной грамотности, могут использоваться программы-нотаторы (Finale, Sibelius). Они помогут ученику увидеть «звучащую» партитуру и перейти от пассивного восприятия нотного текста и соответствующего аудиоматериала к активному пониманию соответствия нотных обозначений и звучания.
Зрительный ряд, рассказывающий о творчестве композиторов, музыкальной культуре разных стран, можно создавать с помощью программы «Microsoft PowerPoint». В виде презентаций также можно представлять ряд тестов и проверочных заданий по предмету.
Действительно, учитель перестаёт быть единственным источником знаний, а становится организатором учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся. И, конечно же, следует учитывать, что степень эффективности применения информационных технологий зависит от системности применения ИКТ: от урока к уроку, от темы к теме, от первого класса и до выпускного! Перед учителем встают дополнительные задачи – научить детей ориентироваться в информационной среде, находить, перерабатывать и анализировать информацию. Технологии, оснащённые всеми необходимыми компонентами, с правильно отобранными методами и приёмами обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности и индивидуализации обучения и воспитания. Речь идёт о личностном росте ребёнка: о развитии мышления, об эстетическом воспитании, о формировании надпредметных умений и навыков, о становлении информационной культуры. В системе развивающих занятий ИКТ, как уже было сказано выше, можно применять для активизации познавательной и творческой деятельности школьников, для реализации творческого потенциала каждого ребёнка, для воспитания интереса к музыкальной культуре и для формирования духовного мира современного человека.
Презентация по теме «Инструменты симфонического оркестра»
Слайд 1. Титульный лист. Название презентации «Инструменты симфонического оркестра»
Слайд 2. Зрительный ряд: симфонический оркестр на фоне звучащей музыки (Бизе. Увертюра к опере «Кармен». исп. симфонический оркестр)
Слайд 3. Текст: Симфонический оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.
Слайд 4. Заглавие: Группы инструментов симфонического оркестра.
Слайд 5. Струнно-смычковая группа. Иллюстрации инструментов и их звучание.
Слайд 6. Деревянные духовые. Иллюстрации инструментов и их звучание.
Слайд 7. Медные духовые. Иллюстрации инструментов и их звучание.
Слайд 8. Ударные. Иллюстрации инструментов и их звучание.
Слайд 9. Видеоролик. Чайковский. «Вальс цветов».
Слайд 10. Поэтический текст о симфоническом оркестре.
Слайд 11. Диагностический тест: какая группа музыкальных инструментов самая многочисленная в оркестре?
Слайд 12. Диагностический тест: какой инструмент называют «королевой оркестра»?
Слайд 13. Диагностический тест: название какого инструмента в переводе с латинского означает «вязанка дров».
Слайд 14. Диагностический тест: как называют человека, который руководит оркестром.
Слайд 15. Правильные ответы.
Слайд 16. Заставка: «До встречи с музыкой» . Звучит муз. Рубинштейна «Мелодия» в исп. симфонического оркестра.
Слайд 17. Литература.
Заключение
«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Тема «Инструменты симфонического оркестра» в программе «Музыка» является одной из самых объемных и сложных для усвоения детьми. Она очень актуальна для формирования знаний по предмету, объемна по содержанию учебного материала, с большим набором терминов и понятий. Данный проект знакомит детей с составом симфонического оркестра, дает представление о роли дирижера в нем, знакомит с музыкальными инструментами оркестра и их звучанием.
Я создала мультимедийное пособие для уроков музыки «Инструменты симфонического оркестра», с использованием компьютерных программ «Adobe Audition v 1.0», «Lucky Video Converter».
Были использованы аудио материалы (Бизе. Увертюра к опере «Кармен», Рубинштейн. «Мелодия»), фрагменты звучания инструментов симфонического оркестра, видео материал (Чайковский. «Вальс цветов» в исполнении симфонического оркестра), иллюстрации (симфонический оркестр, инструменты симфонического оркестра), диагностический тест для учащихся.
Вывод: цель моей работы достигнута.
Рекомендация: данное пособие может быть рекомендовано для работы учителям музыки как методическое пособие на уроках музыки и внеурочной деятельности.
Литература и интернет-ресурсы
Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100–ФЗ). – С. 5-6.
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. –
http://pedsovet.org/
«Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел
«Музыкальная электроника».
Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием
возможностей ИКТ» http://pedsovet.org/
Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области
«Искусство». Материалы сайта www.it-n.ru «Сеть творческих учителей».
http://festival.1september.ru/
http://musicants.ucoz.ru/
Приложение 1. Презентация «Инструменты симфонического оркестра».
|
|
|