Главная страница

Пояснительная записка к уроку " Ритмы и формы двух тысячелетий"


Скачать 68.58 Kb.
Название Пояснительная записка к уроку " Ритмы и формы двух тысячелетий"
Дата 27.02.2016
Размер 68.58 Kb.
Тип Пояснительная записка

92 гимназия

Администрации Выборгского района

Ритмы и формы двух тысячелетий

Автор: учитель ИЗО гимназии №92

Савин Александр Михайлович


Санкт-Петербург

2000 -2013год

Пояснительная записка к уроку

Ритмы и формы двух тысячелетий”
Урок может проводиться в любом году третьего тысячелетия, то есть две тысячи…(…ого) года. достаточно проговаривать на уроке точный год – уточняя, от какой точки мы ведём своё летосчисление

Урок расчитан на учащихся 7 класса в IV четверти, как обощающий пройденный материал и перспектива дальнейшей учебы.
План урока:

  1. Теоретическая или информационная часть - 18 мин.

    1. Словестное вступление

    2. Тема “Раннее христианство” (слайды, музыка и обсуждение).

    3. Тема “Готика” (слайды, музыка и обсуждение).

    4. Раннее Возрождение (музыка обсуждение)

    5. Новое время (музыка слайды, обсуждение)

    6. Современность (музыка, обсуждение).

  2. Практическая работа учащихся. - 18 мин.

    1. Задание

    2. Отдых игра.

    3. Выбор задания, подписи на листках.

    4. Работа карандашом.

    5. Работа красками или фломастером.

  3. Выводы и перспективы - 4 мин.

    1. Вывод: абстракция - дух картины. XX век и раннее христианство пришли к абстрации в поисках совершенства. Абстракция прячется в любой реалистической картине - тема следующего урока.


Воспитательные цели:

  1. Выбор каждым учащимся своей позиции перед творчеством.

  2. Осознание земного значения того, что верующие называют Богом.

  3. Осознание 2-х тысячелетий как эпохи Христианства.


Учебные цели

  1. Повторение и применение простейших основных средств художественной выразительности (цвет, тон, сближение, контраст, абстрактная интонация схемы пятен, темпоритм).

  2. Анализ предлагаемых музыкальных тем и изображений по общим признакам художественной выразительности, выявление ассоциативных связей.

  3. Сжатое повторение пройденного (раннее христианство, готика), сжатый обзор нового материала (раннее Возрождение, Просвещение - до XX века; начало и конец XX века). Суть работы - уловить в музыке и изображении дух эпохи, ее начало (земное, человеческое или неземное, божественное).


Материалы для работы учащихся:

Простой карандаш, акварель или гуашь, кисти, фломастеры, лист 297х210 мм с заранее очерченным форматом размером с почтовую открытку - прямоугольным или круглым, или овальным, или квадратным (домашняя заготовка - любимый формат).
Оборудование и пособия для учителя.

  1. Набор слайдов, указанных в тексте плана-конспекта урока.

  2. Набор репродукций, указанных там же.

  3. Диапроектор и экран.

  4. Магнитофон с записью фрагментов музыкальных тем (обязательное условие записи - плавное снижение звучания в конце записи фрагмента, чтобы не возникало ощущение вырванности музыкального фрагмента).

  5. Плакат определений характера эпохи.

  6. Плакат - 5 вариантов личной позиции.

  7. Плакаты с определениями музыкальных терминов и подобных по смыслу художественных изобразительных терминов, известных учащимся.

  8. Плакат с перечислениями характеров и настроений для помощи в быстром определении общего настроения у музыкальной темы и изображения.

Музыкальный и зрительный ряд подбирался не с тем, чтобы подробно и полно охарактеризовать рассматриваемые культурно-исторические эпохи, но с тем, чтобы выразить их суть как можно более сжато и емко. Критерий отбора - идеал эпохи. Для раннего христианства и готики - это преобладание духовного над телесным, устремление к Богу, вера. Для раннего Возрождения - краткий миг гармоничного равновесия души и тела. Для последующего времени идеал - человек-деятель; духовное стремление к Богу отступает перед стремлением к познанию и преобразованию мира. Начало и конец XX века характерны поисками выхода из нарастающей бездуховности. Именно для яркого, краткого выражения этих идеалов достаточно предлагаемых для музыкальных тем и изобразительных материалов. Учитывается и то, что учащимся 7-х классов известны общественные идеалы христианского средневековья и Возрождения (в сравнении с античным). Таким образом, к работе над выводами на уроке они будут подготовлены, несмотря на то, что конкретные предлагаемые произведения им могут быть неизвестны. Задачей работы с изобразительным рядом, достаточно длинным, является ни в коем случае не попытка навязать или даже предложить учащимся запомнить все изображения. Для каких-то вещей даже не сообщается названий, например, для готических соборов. Задача урока - выявление на примерах групп изображений их мамих общих качеств, а через них - духа культурно-исторических эпох в обобщенном виде.

Предполагается, что учащимся известны записанные на плакатах музыкальные и художественно-изобразительные термины, а также простейшие широко распространенные символы (круг, квадрат, ромб, треугольник).

Предполагается также продолжение темы духа (эпохи, картины, музыки) на следующем уроке, где будет обсуждение детских работ. При этом рассматривается некое единое начало (выражаясь высоким языком Дух Святой) - начало, дающее свое выражение, интонацию картине, музыке, эпохе. Интонация как таковая может быть вопросительной, отрицающей, утверждающей, радостной, печальной и т.д. В речи человека любое отдельное слово может иметь любую интонацию, которая меняет выражение слова, его значение для слушателя. Подобно этому при изображении одного и того же сюжета изменяется дух всей картины, если изменить цветовой строй или темпоритм пятен композиции, то есть самые общие, сводимые к абстракции качества картины. Таким образом, абстракция связана с духом; то, что на языке христианства называют Бог Дух Святой на языке искусства называется выразительность характера, настроения, интонации, передаваемая через общие, абстрактные качества произведения. Так на одну и ту же абстрактную схему пятен можно наложить разные сюжеты. При этом настроение, дух картин будет очень близок (есть примеры таких композиций, авторских пособий). Таким образом, абстрактное становиттся духовным. Непонимание этого губительно для художников, механически производящих, бездушные, абстракции. Печально и то, что зрители зачастую считают все абстракции чем-то непонятным, попросту ерундой не отличая в них выразительное от халтуры, между тем, как талантливая абстракция - это выраженное настроение (иначе Дух), а иногда еще и символ духовного.
Содержание плакатов

(термины и определения)


Музыка

Изобразительное искусство

темпоритм, пульсация (метр)

темпоритм пятен, линий

восходящие звуки, возвышенность

яркие вертикали

нисходящие звуки

темные тона, темный верх

из тьмы к свету

светлый верх

мощность

мощные цвета, линии, светотени

полная контрастная светотень

горизонтальность, протяженность




многослойность, многогласие (полифония)

многоплановость, многоступенчатость

сложность, богатство ритма

сложный ритм пятен и линий

простота ритма

простой ритм пятен и линий

легато, стаккато

плавное и дробное

сочетание легато и стаккато,

мягкого и дробного

сочетание протяженного и дробного

кристаллически ясное

мелкое дробное, геометрическое

мажор-минор

радостное, грустное

бурное,

размеренное,

яркость,

радость,

ликование,

любовь,

светлая печаль,

игра чувств,

смятениеразума,

борьба страстей,

земное начало,

музыка “без теней” - светлая

музыка с тенями - контраст мощного звучания




кульминация

центр композиции


Общая характеристика эпохи

Борьба страстей

Одухотворенность

Игра разума

Игра чувств

Устремления души

Земное начало

Небесное начало

Телесное начало

Духовное начало

Равновесие

Согласное устремление

Бог

Человек

Вера

Наука, знание

Соборность

Индивидуализм

Личное

Общее
Плакат “Выбор позиции”

  1. Мир прекрасен, я хочу в нем жить и радоваться

  2. Мир плох, я покажу все недостатки

  3. Мир плох, от того, что я делаю, в нем ничего не меняется, мне все равно

  4. Мир будет таким, каким мы его будем делать. Я рад тому, что могу делать хорошее и радоваться вместе с другими.

  5. В мире есть хорошее и плохое, я буду умножать хорошее и радоваться хизни и людям.


Заключительное пояснение

Может показаться, что урок слишком насыщен материалами. Но рисование, синтезирующая деятельность, дает детям отдых от аналитической деятельности и потока информации. На уроке изобразительная работа направлена не столько результат, сколько на осознание выбора авторской позиции. Планируется впоследствии оговорить, оценить достоинства и недостатки каждой позиции во временной перстпективе жизни не отдельного человека и народа. Эта работа может быть проделана как на уроке изобразительного искусства, так и на уроке литературы либо истории, наконец, выбрана для диалога классного руководителя и класса.