|
«Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни»
«Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни»
Многие выпускники колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают поддерживать связь с педагогическими работниками после окончания обучения. Они приходят, делятся впечатлениями, достижениями, проблемами. Анализ их самостоятельной жизни, трудностей, с которыми они сталкиваются, помогает нам лучше понять, на что следует больше обращать внимание при обучении и воспитании учащихся данной категории при подготовке их к самостоятельной жизни. Анализ их проблем показывает, что еще до окончания учебного заведения выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае.
К сожалению, воспитание в изолированной среде детского дома ведет к формированию групповой специфической субкультуры низкого уровня. Ее представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он несамостоятелен и нуждается в опоре при принятии решений.
Очень важно подготовить воспитанника к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение разрешать возникающие проблемы. Ведь большинство выпускников детских сиротских учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После окончания учреждения выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Выпускники испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, оформлением пособий и субсидий, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.
Вопрос о подготовке к жизни детей из этих учреждений волнует многих. Но наиболее точные ориентиры дают сами учащиеся после двух-трех лет самостоятельной жизни. Наша задача здесь – помогать выпускникам, наблюдать за устройством их жизни, помогать советом и делом в их дальнейшем трудоустройстве, обеспечении жильем, защите их личных и имущественных прав.
Анализ результатов наблюдений за судьбой выпускников колледжа показывает, что каждого воспитанника нужно готовить к самостоятельной жизни не за несколько месяцев до окончания колледжа, а в течение всего периода нахождения в образовательном учреждении.
Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни и трудовой деятельности может быть осуществлена только при совместной работе всего педагогического состава, включая социальных педагогов, психологов, воспитателей, преподавателей и мастеров производственного обучения, медицинских работников, юриста и др.
Мероприятия, направленные на свободную ориентацию детей этой категории в обществе после окончания колледжа, должны включать в себя различные направления:
- юридические, экономические, финансовые вопросы, знакомство с кодексами Российской Федерации, с правами и обязанностями гражданина РФ (с привлечением юриста),
- знакомство с государственными учреждениями, которое дает возможность определить, куда необходимо обращаться в нужный момент, как заполнить ту или иную квитанцию, бланк, где и как оплатить счета, как восстановить утерянные документы и т.д.,
- рекомендации, как найти работу, как вести себя на собеседовании, как составить резюме, как избежать «лохотрона», где и какое можно получить второе образование или продолжить обучение и т.д. (с привлечением специалиста по кадрам и мастеров производственного обучения),
- учить приспосабливаться к социальному окружению, учитывать мнение других людей, искать компромиссы, бороться с трудностями в общении со взрослыми и сверстниками и т.д. (с привлечением психолога),
- знакомить детей, где и как получить необходимую медицинскую помощь, какие могут быть специалисты, как оформить полис ОМС (для работающих и неработающих граждан), профилактика простудных заболеваний, первая медицинская помощь, оформление (продление) инвалидности, борьба с вредными привычками и т.д. (с привлечением медицинского работника),
- решение жилищных вопросов, вопросы приватизации, своевременной оплаты коммунальных услуг, оформление льгот и субсидий, полезная информация при пользовании бытовыми приборами и др.,
- вопросы домоводства, усвоение санитарно-гигиенических норм и правил, вопросы семейных, половых отношений, формирование положительного образа семьи, представления о собственной будущей семье, уход за ребенком, расчет бюджета и т.д. (совместно с воспитателями),
Целесообразно приглашать на подобные мероприятия выпускников прошлых лет, у которых возникали или имеются определенные трудности и проблемы, осуществлять совместный поиск решений.
Основная цель такой работы – не просто передача полезной информации, особое внимание уделяется:
- выработке у воспитанников умения самостоятельно решать жизненные проблемы;
- осуществлению учебно-воспитательной деятельности, способствующей формированию у подростка устойчивой тенденции ориентирования на универсальные общечеловеческие ценности;
- воспитанию целостной личности, способной к саморазвитию и саморегуляции;
- подготовке сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в новых для него условиях.
Реализации намеченных задач способствует созданное в детском доме тесное сотрудничество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью и гуманными отношениями.
|
|
|