Главная страница

План-конспект урока в 5 классе с применением икт технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?», Тема урока: Красота жизни, красота человеческой души в единении


Скачать 70.63 Kb.
Название План-конспект урока в 5 классе с применением икт технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?», Тема урока: Красота жизни, красота человеческой души в единении
Дата 29.02.2016
Размер 70.63 Kb.
Тип План-конспект

План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий

Тема четверти: «В чем сила музыки?»,

Тема урока: Красота жизни, красота человеческой души в единении

народного и композиторского творчества

Цель: на материале урока показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.


  • Задачи:

  • познакомить с жанром хорового концерта

  • познакомить с понятием «речевая декламация»;

  • закрепить знания учащихся о жанре «концерт», «полифонии

  • развивать способность анализировать музыкальные произведения

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, к живой природе;

  • развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, проигрыватель DVD.

Музыкальный материал:

1. «Хорошо, что есть каникулы» Д.Львов – Компанеец, С.Богомазов.

2. «Увели нашу подружку» - IV часть концерта для смешанного хора «Лебедушка» В.Салманова.

3. «Лебедушка» русский народный танец (фрагмент).

4. «Лебединая верность» Е.Мартынова, А.Дементьев.

Технологии, используемые на уроке:

Личностно-ориентированная.

Технология развивающего обучения.

Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Технология ассоциативно-образного мышления.

ИКТ.

Структура урока

Организационный момент

2 мин

Вокально-хоровая работа

12 мин

Изучение нового материала

22 мин

Закрепление

4 мин

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит песня «Хорошо, что есть каникулы» Д.Львова - Компанейца.

Приветствие учащихся,

Постановка целей и задач урока

II. Вокально-хоровая работа над песней «Хорошо, что есть каникулы» Д.Львова - Компанейца.

III. Изучение нового материала

- Вспомните, пожалуйста, что такое концерт. (Ученики дают определение концерта).

- Давайте обратимся для проверки к «Музыкальному словарю».

Слайд 2

- Сегодня хочу познакомить вас с фрагментом из хорового концерта современного композитора В.Салманова «Лебедушка».

Слайд 3

- В. Н. Салманов (1912, Петербург – 1978, Ленинград) – выдающийся советский композитор. С детства учился играть на фортепиано под руководством отца. В 1941г. он окончил Ленинградскую Государственную консерваторию им. Н.Римского – Корсакова и почти сразу же отправился на фронт. Пройдя всю войну, он вернулся к творческой деятельности, создав Первый струнный квартет, скрипичную сонату, песни и романсы на слова Блока и Есенина. В сочинениях этого периода проявляется влияние военных впечатлений. В 1950-е он пишет ряд крупных сочинений, в том числе сюиту «Поэтические картинки» по Андерсену и поэму-ораторию «Двенадцать» на текст Блока.

Наибольшую известность получили поздние сочинения Салманова - Вторая, Третья и Четвёртая симфонии, Скрипичный концерт, струнные квартеты.

Важное место в творчестве композитора также принадлежит вокальной музыке. Широкое признание получили хоровые сочинения Салманова, в которых гармонично претворяются элементы русского фольклора. Салманов - один из композиторов, возродивших жанр хорового концерта и наполнивших его новым содержанием.

Сегодня вам предстоит самостоятельно разобраться, что представляет собой хоровой концерт. А пока подумайте, почему композитор назвал свое произведение «Лебедушка»? (Ему нравились эти птицы и пр.).

- Лебедь птица необыкновенная.

Слайд 4

- Она не может не нравиться. Живут они обычно дружными семьями. Существует древнее поверье, что лебедь поет один раз в жизни – перед смертью («лебединая песня»). Стая окружает умирающего лебедя и плывет вокруг него до последней минуты. Когда умирает лебедушка, от тоски по ней умирает ее лебедь. По этому поводу хочется прочитать вам стихотворение «Белые лебеди», фамилия автора, к сожалению, не известна.

Слайд 5

Белые лебеди

Нет любви нежнее и вернее,

Чем у диких белых лебедей.

Нет сердец ранимей, горячее,

Не найти любви похожей у людей.

Пара лебедей все время вместе,

Не изменят, не уйдут, не предадут,

В белом оба, будто – бы жених с невестой,

Счастье лебединое хранят и берегут.

Ну, а если, вдруг один погибнет,

То другому тоже не прожить,

В высоту поднимется, застынет,

Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…

И о землю лебедь разобьется,

А душа и сердце в небеса скорей,

Там на небесах, я слышу, льется,

Плачем тихим песня лебедей.
- Лебедь – красивейшая, царственно величавая птица. Недаром в народе говорят про красивую, стройную девушку: «плывет, словно лебедь».

Музыкальная разминка

- Давайте, и мы попробуем изобразить «лебединую походку». Тихо встаем. Начинают первое предложение мелким шагом на носочках девочки. Руки движутся синхронно вверх, потом вниз (смена направления движений на каждую долю). Как только мелодия зазвучит в нижнем регистре (второе предложение), выступают мальчики с теми же движениями. Третье музыкальное предложение танцуем все вместе.

Слайд 6

- Свою «Лебедушку» В.Салманов написал на народные слова о том, как увел лебедь лебедушку из одной стаи в другую, и как тоскливо стало без лебедушки в родной ее стае. Сегодня вы услышите IV часть этого концерта – «Увели нашу подружку».

Слайд 7

(Звучит IV часть хорового концерта - «Увели нашу подружку».)

У: - Кто исполнял эту музыку?

Д: - Смешанный хор без сопровождения – a capella.

У: - Были ли солисты?

Д: - Да. Был один солист – тенор (высокий мужской голос).

У: - Какую новую особенность услышали в исполнении?

Д: - Большую часть сочинения хор не поет, а говорит – то тише, то громче, то шепотом, но всегда в определенном ритме.

У: - Такой прием исполнения называется «речевая декламация»

Слайд 8

У: - Очень часто он встречается в современной музыке.

У: - Есть ли в музыке изобразительные моменты?

Д: - Да. Шепот хоровых голосов не только выражает растревоженность лебединой стаи, но и изображает журчание воды.

У: - Есть ли в музыке контрасты?

Д: - Есть постоянный контраст между хором и солистом: хор тихо, быстро проговаривает слова, мелодия солиста распевная, плавная.

У: - Послушайте эту музыку ещё раз. Удалось ли композитору создать произведение в народном духе?

Слайд 9

(Повторное слушание IV части хорового концерта - «Увели нашу подружку».).

Д: - Композитору удалось создать произведение в народном духе. В музыке, как и в поэтическом тексте, присутствуют распевы, повторение фраз, одновременное звучание солиста – тенора и хора создает своеобразную полифонию – все это характерно для русской народной музыки.

У: - Удалось ли композитору правдиво воссоздать жизненную ситуацию, отраженную в этой части концерта?

Д: - Удалось.

У: - Понравилась ли вам музыка IV части хорового концерта В.Салманова?

В: - Да.

У: - Что представляет собой хоровой концерт? (Ответы учащихся.)

У: - Давайте посмотрим в «Музыкальный словарик» и проверим правильность ваших ответов.

Слайд 10

У: - Предлагаю сделать тест – экспресс. Готовы?

Д: - Готовы!

У: - Удачи!

Слайд 11

(Учащиеся выполняют задание.)

У: - Молодцы! Вы хорошо постарались. Мне очень хочется сделать вам подарок. Это очень красивая, трогательная, нежная песня - «Лебединая верность» композитора, певца Е.Мартынова.

Слайд 12

(Звучит песня «Лебединая верность» Е.Мартынова.)

У: - Вам понравилась песня? (Да.)

У: - У писателя Б.Васильева есть произведение под названием «Не стреляйте в белых лебедей!», т.е. берегите красоту жизни, красоту человеческой души… Пусть эти слова станут для вас неким девизом.

Слайд 13

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Использованные материалы:

1. Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. «Советский композитор», 1988г.

2. Программа по музыке 1 – 8 классы под руководством Д.Кабалевского, «Просвещение», 2006г.

3. Музыка в 4 – 7 классах, «Просвещение», 1986г.

4. Хрестоматия музыкального материала для 6 класса.

Интернет-ресурсы:

Биография и портрет Салманова В. - http://www.belcanto.ru/salmanov.html

Биткин Е.П. Картина «Хоровод» - http://bitkin.ru/products_pictures/Khorovod.jpg

Мартынов Е. Песня «Лебединая верность» - http://musicmp3spb.org/song/lebedinaya_vernostj.html

Русский народный танец «Лебедушка» - http://music.tonnel.ru/musblog.php?uid=460477

Салманов В. «Увели нашу подружку» - http://onlinemusic.org.ua/download-563078.html

Стихотворение «Белые лебеди» - http://lovestih.ru/?p=4724

Фото «Лебеди» - http://img-fotki.yandex.ru/get/4712/83915072.0/0_79237_d9140d07_XL

Фото «Пара лебедей» - http://www.clipart.net.ua/showimg.php?id=1519

Фото «Стая» - http://www.photome.ru/index.php?s=bd27fb5128dca7726a4c73b1c48d2f18&act=attach&type=post&id=1302