Главная страница

Педагогический проект учителя русского языка и литературы Мановицкого филиала мбоу новоникольская сош «Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности»


Скачать 69.37 Kb.
Название Педагогический проект учителя русского языка и литературы Мановицкого филиала мбоу новоникольская сош «Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности»
Дата 28.02.2016
Размер 69.37 Kb.
Тип Документы

Педагогический проект

учителя русского языка и литературы Мановицкого филиала

МБОУ Новоникольская СОШ
«Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности»
Актуальность проекта
Не плоть, а дух растлился в наши дни

И человек отчаянно тоскует,

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Ф.И.Тютчев

  • Характеристики состояния современного общества и человека…свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности

Никитина Н.Н.,доктор педагогических наук

  • Знакомство с лучшими образцами мирового искусства и… самостоятельное творчество должны стать частью образовательного процесса. 

Послание Федеральному собранию 2011 года

  • Духовно-нравственное воспитание – та единственная основа, на которой может быть построено крепкое государство, стабильное общество, счастливая семья

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Противоречия


  • между потребностью общества в поколении порядочных людей и недостаточным нравственным уровнем современного человека

  • между высоким уровнем творческой активности школьников и дефицитом той среды, которая способствует духовно-нравственному росту личности

  • между воспитательным воздействием на ребенка и нравственным развитием в зависимости от имеющегося у него опыта, его психических особенностей.


Проблема
Система ценностей духовно-нравственного становления растущего человека зависит от нравственности среды, которая его окружает.

Гипотеза

При целенаправленном создании эмоционально-интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей, осуществляется нравственное совершенствование личности.

Анализ опыта


  • Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: переживание высоких чувств – формирование сознания - поступок.

  • Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни.

И.Г. Песталоцци

  • Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс … накопления и осмысления нравственных фактов, ситуаций, их анализ, оценка, осуществление ответственных выборов.

Никитина Н.Н., доктор пед. наук (Ульяновский университет)



  • Базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений.

Б.Т.Лихачев

Цель проекта
Создание условий для воспитания нравственных чувств и сознания

как путь к нравственному совершенствованию личности
Задачи проекта


  • Изучить информационные источники по вопросу нравственного воспитания школьников.

  • Выявить уровень ценностных ориентаций обучающихся с применением диагностических методик.

  • Осуществить подбор произведений литературы и других видов искусства, методов и приемов, способствующих воспитанию нравственности.

  • Разработать и использовать на практике дидактический материал, конспекты уроков, бесед, мероприятий, воспитывающих нравственные чувства и нравственное сознание школьника.


Целевые группы
Творческая группа

Учитель

Осуществляет практическую реализацию проекта, организует уроки и мероприятия, обеспечивает условия для создания ситуации успеха, самореализации, раскрытия индивидуальности учащихся.

Психолог

Оказывает помощь при проведении диагностических процедур.

Ученики 5-11 классов

Участвуют в урочной и внеурочной деятельности, олимпиадах и конкурсах различного уровня, осуществляют проектную и исследовательскую деятельность.

Родители учащихся

Оказывают помощь в реализации проекта.
Этапы проекта


  1. Диагностико –организационный этап (сентябрь 2011 – ноябрь 2011):

  • анализ информационных источников по теме проекта

  • разработка проекта

  • информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе

  • диагностика нравственности.

  1. Организационно-практический этап (декабрь 2011 – ноябрь 2012):

  1. Итогово-аналитический (декабрь 2012 - январь 2013):

  • мониторинг эффективности проекта

  • подведение итогов, рефлексия

распространение опыта.
Ожидаемые результаты
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

  • Вовлечение школьников в духовно-практическую деятельность, направленную на формирование нравственного стержня личности

  • Формирование ценностных ориентаций как фактора повышения нравственности

  • Положительная динамика участия в олимпиадах и конкурсах


Теоретико – методологическая основа проекта


  • Метод творческого чтения( метод Н.И.Кудряшова)

  • Индивидуализация процесса развития творческой активности учащихся (И.Э. Унт)

  • Диагностические методики («Ценностные ориентации», «Нравственная воспитанность» С.М.Петровой)

  • Различные современные технологии


Критерии эффективности


  • Положительная динамика уровней нравственной воспитанности и ценностных ориентаций

  • Участие в олимпиадах и конкурсах

  • Участие в мероприятиях нравственного характера


Диагностический этап
А)Уровень ценностных ориентаций
Диагностические категории — показатели теста (качественный анализ)

В соответствии с установленными ценностями были определены и основные диагностические шкалы.

  • Шкала «Познание как ценность»

  • Шкала « Я – ценность»

  • Шкала « Другой – ценность»

  • Шкала « Общественно-полезная деятельность»

  • Шкала « Ответственность»

По результатам устанавливается 3 уровня: высокий, средний и низкий.
Б) «Проверка уровня нравственной воспитанности» (методика С.М.Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в пословицах.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже. (Низкий, средний, высокий).
В)Участие в олимпиадах, конкурсах
Основной этап
1.Формы и методы организации учебной деятельности


  • Исследовательская деятельность

  • Тексты

  • Инсценирование

  • Медиаресурсы

  • Разработки уроков

  • Тесты

  • Проблемные вопросы

  • Словари


2. Внеклассная работа


  • Творческое объединение «Под сенью дружных муз»

  • Конкурсы

  • Работа с родителями

  • Школьный лагерь

  • Мероприятия


Заключительный этап
А)Уровень ценностных ориентаций
Б)«Проверка уровня нравственной воспитанности» (методика С.М.Петровой)
В)Участие в олимпиадах, конкурсах
Выводы

  • Разработанный проект обусловлен объективными причинами и имеет положительный результаты.

  • Опыт переживания высоких духовных состояний влияет на формирование нравственного сознания.

  • Опыт определения учащимися своих ценностных приоритетов, формирующихся в духовно-практической деятельности, свидетельствующих о нравственном росте, зависит от окружающей среды.

  • Культурообразующая среда должна создаваться во всей школе.

  • От степени готовности педагогов к методам, апеллирующим не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающим проблемные ситуации ценностного выбора, диалога, во многом зависит успешность нравственного воспитания молодого поколения.


Информационные ресурсы


  • Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: 2001.

  • Никитина Н.Н. Социально-педагогическая основа ценностного самоопределения в ранней юности. Методическ. пособие. – Ульяновск, УлГПУ, 2006.

  • Бабаян А.В., И.В.Сикорский. О нравственном воспитании. //Педагогика. – 2004 - №10.

  • Кудряшов Н.И.Взаимосвязь методов обучения на уроках лит-ры.-М.:1962

  • Аудиолекции доктора филологических наук Т.Мироновой. 2011г.

  • Монахиня Нектария. Дивный свет – М.: Русский Паломник, 2009.

  • Урусова Н.В. Материнский Плач Святой Руси. – М.: Русский Паломник, 2007.

  • Алленов М. Мастера русской живописи. – М.:Белый город, 2007.

  • http://metodisty.ru

  • http://festival.1september.ru

  • http://pedsovet.edu.ru