Главная страница

Патриотизм как средство формирования гражданской позиции школьников


Скачать 48.26 Kb.
Название Патриотизм как средство формирования гражданской позиции школьников
Дата 11.03.2016
Размер 48.26 Kb.
Тип Документы

ПАТРИОТИЗМ  КАК   СРЕДСТВО   ФОРМИРОВАНИЯ   ГРАЖДАНСКОЙ   ПОЗИЦИИ   ШКОЛЬНИКОВ

Изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, а для десятков поколений людей, т. е. искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Важная роль комплексного изучения своей малой Родины была осознана в России давно. В начале ХХ в. такое изучение стали называть краеведением. В работе академика Д. С. Лихачева «Краеведение как наука и как деятельность» очень четко сформулировано: «Мы не храним старину «Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, мало патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной «отдачи», не верим в медленные целители души. А ведь памятники старины воспитывают, как ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе».

История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. В 90-е гг. ХХ в. мы часто слышали такие суждения, что-де служение только России для российского гражданина должно уйти в прошлое. Его нужно заменить служением всему человечеству. Понятие « патриотизм » у многих вызывало ироническую усмешку. Но ведь именно благодаря любви к Родине нашему народу удавалось выходить из самых сложных ситуаций в тяжелые периоды истории. Поэтому нам необходимо возрождение высоких  гражданских  чувств. И начинать эту работу лучше всего с родного порога, с малой Родины.

Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно уже стало органической частью отечественной науки, культуры и образования. Многие педагоги по-разному видят и оценивают роль и место краеведения в образовательно-воспитательном процессе школы, в результате чего сложились две основные формы школьного краеведения: программное и внеклассное. Они не противоречат друг другу, часто взаимосвязаны, позволяя  школьникам  получать краеведческие знания не только на уроке, но и при желании участвовать в практической краеведческой деятельности в процессе дополнительных занятий в школьных краеведческих кружках, музеях, научных обществах. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.

Особенно важно и ценно, если изучением родного края занимается подрастающее поколение — граждане нашей страны, в чьих руках находится будущее России.

В чем же педагогическая значимость краеведческой работы среди школьников? Основные ее достоинства следующие:

1. В ходе изучения истории города, района, области или края в распоряжение школы предоставляется собранный ребятами краеведческий материал, который найдет применение в учебной работе. На его основе, например, учитель может подготовить раздаточный материал (отрывки из газет, воспоминания ветеранов, письма и пр.). Предметы из школьного музея могут использоваться учителями истории, ИЗО, МХК, географии, иностранного языка.

2. Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе. На основе собранного материала ребята пишут заметки в газету, готовят учебно-исследовательские работы для городских, областных и всероссийских конференций.

З. Принимая участие в изучении истории района, города, области во всех его формах (работа в библиотеках, архивах, походах, оформление экспозиций музея, встречи и др.), школьники развивают уже имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной работы, учатся ответственности. Таким образом, краеведческая работа позволяет создавать ситуации развития личности ребенка, способствует реализации его личной активности.

4. Необходимо отметить, что краеведческая деятельность оказывает положительное влияние на выбор профессии ученика и на профессиональное совершенствование учителя. Кто-то из ребят поступает на исторический факультет, кто-то выбирает профессию археолога, музейного работника и др.

5. Применение краеведческого материала помогает осуществлять творческий подход к разработке уроков и внеклассных мероприятий, что позволяет, в свою очередь, повышать их эффективность и интерес к предмету.

В педагогической деятельности краеведческая работа носит системный характер. При этом решатся следующие задачи:

• расширение и углубление знаний по истории школы, района, города, области;

• подготовка школьников к творческому труду в различных сферах жизнедеятельности, формирование умений и навыков общения, подготовки и проведения внеклассных мероприятий и выступлений перед аудиторией;

• формирование внутренней готовности ребенка использовать полученные знания на пользу общества;

• воспитание уважения к традициям своего народа, чувства гордости за его многовековую историю, патриотических чувств.

Большую роль по данной теме играет школьный историко-краеведческий музей. Он является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры, природы. Музей является центром поисково-исследовательских работ.

Очень ценно, что юные краеведы находят темы исследований совсем близко, в окружающей жизни. Ведь хорошо известно, что труднее всего найти что-то значительное и интересное в привычном и доступном. Исследователи погружаются в проблемы истории, геральдики, архитектуры, хозяйствования, культурной жизни и т. д., причем путем поиска и деятельного проживания, а не пассивного заучивания информации. Работая в школьном музее, научном исследовательском обществе, ребята получают допрофессиональную подготовку экскурсовода, историка-краеведа; практические навыки по сбору и систематизации краеведческого материала; умение написать и оформить учебно-исследовательскую работу; умение анализировать и сопоставлять краеведческий материал о малой Родине с историческими событиями России; приобретают практический опыт работы с краеведческой литературой и архивными документами.

Есть очень хорошие слова А. С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Чтобы иметь моральное право присоединиться к этим словам поэта, нужно знать не только историю своего Отечества, но и историю своей малой Родины, того места, где родился, вырос и живешь, откуда твои родословные корни. В этом очень хорошим помощником в воспитательной работе является школьный музей.

Школьный музей, как семейный альбом, сохраняет моменты жизни своих учеников. Как летопись, он ведет повествование о событиях, оставивших свой след в истории школы и в памяти ее учеников. В свою очередь дети, приходя в школу, во время экскурсий с интересом слушают о том, как учились их родители, чем занимались. Ребятам всегда интересно сравнить, понять, просто узнать о том, как жили в школе до них. Поэтому главной целью школьных музеев является возможность сохранить страницы истории школы, которые всегда связаны с историей страны.

Школьный краеведческий музей — это отражение коллективных духовных и материальных достижений народа, поэтому роль музейной экспозиции в сохранении традиционных базовых ценностей старшего поколения и осознании их новыми поколениями незаменима. В условиях туристско-краеведческого движения «Отечество», когда проявляется всеобщий интерес к самым разнообразным краеведческим исследованиям, школьный музей находит новые формы изучения родного края.

В заключение подчеркну, что краеведение помогает сформировать нравственные понятия и чувства школьников на основе живого восприятия окружающей деятельности, воспитывает у ребят сознательную любовь к родному краю.