Главная страница

Отчет подготовлен сотрудниками цпприК: Педагогом-психологом, методистом Климась Д. Г., Педагогом-психологом Адмиральской И. С


Скачать 94.49 Kb.
НазваниеОтчет подготовлен сотрудниками цпприК: Педагогом-психологом, методистом Климась Д. Г., Педагогом-психологом Адмиральской И. С
Дата03.03.2016
Размер94.49 Kb.
ТипОтчет

ГОУ ЦППРиК «На Снежной» СВОУО г. Москвы

Аналитический ответ

по результатам проведения конкурса

детского рисунка семьи.

Отчет подготовлен сотрудниками ЦППРиК:

Педагогом-психологом, методистом Климась Д.Г.,

Педагогом-психологом Адмиральской И.С.

Москва -2011 г.

По инициативе КДН и ЗП района Свиблово в соответствии с «Комплексной программой по выявлению раннего семейного неблагополучия и преодоления социального сиротства во внутригородском муниципальном образовании Свиблово в г.Москве на 2009-2012 г.г.» сотрудниками ЦППРиК «На Снежной» было организовано пилотажное исследование признаков семейного неблагополучия на базе детский садов района Свиблово. Исследование проводилось педагогами-психологами детских садов в подготовительных группах, в рамках конкурса детского рисунка «Моя семья в выходной день».

С целью организации и методической подготовки к проведению исследования педагогов-психологов детских садов на базе Центра «На Снежной» было проведено 2 методических семинара продолжительностью 2 часа (7.02.2011 и 28.02.2011). Семинары были подготовлены и проведены педагогом-психологом, методистом Климась Д.Г. и педагогом-психологом Адмиральской И.С. Первый, установочный семинар был посвящен ознакомлению психологов д/с с целями исследования, предлагаемым методом и процедурой проведения, обсуждению организационных вопросов и планированию дальнейшего сотрудничества со специалистами Центра «На Снежной». Общие задачи мероприятия были изложены во вступительном сообщении директора Центра Шаровой Н.П. В рамках второго семинара с информационным сообщением выступила Данилич Т.М. Далее методистом Центра были даны рекомендации о процедуре интерпретации материалов исследования, рассмотрены примеры анализа полученных данных. Психологи д/с получили сводные таблицы по интерпретации результатов исследования, бланки для их фиксации, а также были ознакомлены со схемой составления итоговых отчетов по каждому детскому саду.

В проведении исследования и обработке результатов приняли участие:

1) педагог-психолог Просверлина А.В. (ГОУ ЦРР – д/с № 2659)

2) педагог-психолог Ковченкова А.В. (ГОУ д/с № 471)

3)педагог-психолог Макаров А.Ю. (ГОУ НШДС №1707)

Методы исследования.

Для диагностической оценки семейной ситуации воспитанников детских садов был выбран тест «Кинестетический рисунок семьи». Выбор метода был обусловлен задачами исследования и возрастными особенностями контингента исследуемых детей. Ввиду преобладания образного мышления и незрелости средств вербального выражения своих переживаний и сознательной рефлексии, рисунок является наиболее естественным и наиболее доступным средством самовыражения для детей дошкольного возраста. В настоящее время рисунок широко используется в диагностике когнитивного, моторного и эмоционально-личностного развития детей, изучении эмоционального отношения ребенка к себе и ближайшему социальному окружению (Гудинаф Ф, 1926, Д.Харрис, 1963; Маховер К., 1949; Кох К., 1957; Бук Д., 1948; Вульф В., 1947; Хьюлс В., 1951; Бернс Р.К., 1972, Кауфман С.К., 1972, Аллан Дж., 1997, Ферс Г., 2000 и др.). Как и при использовании других проективных методов, исследователь получает более полную картину как сознательных, так и не осознанных эмоциональных установок человека, так как техника проведения рисуночных методов провоцируют большую свободу самовыражения и позволяет ослабить влияние сознательной критической оценки.

Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Использование этого метода предполагает, что ребенок изображает членов своей семьи, делающими что-либо. Обнаружено, что такие рисунки более информативны с точки зрения оценки динамики семейного взаимодействия (Бернс Р.С., Кауфман С.Х., 2000). Обычно дети 5-6 лет изображают людей в динамике, поэтому данный метод оказался подходящим для проведения исследования семейных отношений воспитанников подготовительных групп детских садов.
Процедура проведения исследования.

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Сотрудникам д/с было предложено провести первую часть теста в условиях групповой работы с детьми. Однако обсуждение рисунков и дополнительных вопросов к ним в дальнейшем проходило индивидуально.

Перед началом работы детям раздавались чистые листы формата А4, простые карандаши и ластики. Предлагалась следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый делает что-либо в выходной день». При этом было рекомендовано на все уточняющие вопросы не давать конкретных указаний и отвечать в неопределенной форме, поддерживая инициативу ребенка.

При выполнении задания психологам необходимо было обращать внимание на:

а) последовательность рисования членов семьи, деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как работа с рисунком была завершена, психолог просил подписать членов семьи и переходил к индивидуальной беседе с ребенком.

В беседе можно было использовать следующие уточняющие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе психологу следовало максимально полно выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). В дополнение могли быть использованы провокационные вопросы, позволявшие выявить эмоциональные отношения к членам семьи, например:

Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?
Для интерпретации полученных данных психологам необходимо было знать реальный состав семьи ребенка, а также сопоставлять свои результаты со сведениями о качестве его социализации в д/с, особенностями поведения, собственными наблюдениями и другими рисунками ребенка.

Процедура интерпретации результатов.
Интерпретация рисунков детей была разделена на три части:

  1. анализ структуры рисунка;

  2. анализ особенностей графических презентаций членов семьи;

  3. анализ процесса рисования.

При изложении возможных способов интерпретации психологам д/с использовались данные следующих авторов: В. Хьюлс (Hulse W., 1951), Дж. Дилео (Di Leo J» 1973), Л. Корман (Corman L., 1964), P. Бернс, С. Кауфман (Bums R., Kaufinan S., 1972), К. Маховер (Machover К., 1949), А. И. Захаров (1982), А.Л. Венгер (2003) и др.

Для оценки характера семейного взаимодействия и признаков неблагополучия была использована система количественной оценки, разработанная Бернс Р., Кауфман С. (приложение 1). В рамках данной системы выделено пять симптомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация;

2) тревожность;

3) конфликтность в семье;

4) чувство неполноценности;

5) враждебность в семейной ситуации.

Каждому из этих комплексов соответствуют определенные диагностические признаки в рисунке. Психологам д/с необходимо было оценить выраженность этих признаков (бланк см. приложение 2) в каждом рисунке, выделить преобладающий симптомокомплекс, обобщить полученные результаты по группе в целом и представить его в процентном соотношении.
Результаты исследования.

В ходе исследования признаков неблагополучия в семьях воспитанников подготовительных групп детских садов района Свиблово получены следующие результаты:

№ д/с

Кол-во детей

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность

Неполноценность

Враждебность

2659

38

70%

50%

30%

20%

20%

1707

10

90%

10%




10%

10%

471

1




100%










Приложение 1.
Таблица

Симптомокомплексы Кинетического рисунка семьи

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

  1. Благоприятная

семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи

2. Преобладание людей на рисунке

3. Изображение всех членов семьи

4. Отсутствие изолированных членов семьи

5. Отсутствие штриховки

6. Хорошее качество линии

7. Отсутствие показателей враждебности

8. Адекватное распределение людей на листе

9. Подчеркивание отдельных деталей

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

2.Тревожность

1. Штриховка

2. Линия основания - пол

3. Линия над рисунком

4. Линия с сильным нажимом

5. Стирание

6. Преувеличенное внимание к деталям

7. Преобладание вещей

8. Двойные или прерывистые линии

9. Подчеркивание отдельных деталей

10. Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0,1

0,1

0,1

0,1; 2

0,1

0,1

0,1

0,1

3. Конфликтность

в семье

1. Барьеры между фигурами

2. Стирание отдельных фигур

3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

4. Выделение отдельных фигур

5. Изоляция отдельных фигур

6. Неадекватная величина отдельных фигур

7. Несоответствие вербального описания и рисунка

8. Преобладание вещей

9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

10. Член семьи, стоящий за спиной

11. Другие возможные признаки

0,2

0,1; 2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

4. Чувство

неполноценности

в семейной

ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький

2. Расположение фигур на нижней части листа

3. Линия слабая, прерывистая

4. Изоляция автора от других

5. Маленькие фигуры

6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора

7. Отсутствие автора

8. Автор стоит спиной

9. Другие возможные признаки

0,2

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

5. Враждебность

в семейной

ситуации

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

2. Агрессивная позиция фигуры

3. Зачеркнутая фигура

4. Деформированная фигура

5. Обратный профиль

6. Руки раскинуты в стороны

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

8. Другие возможные признаки

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1



Приложение 2.

Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия, имя ребенка _________________________________________

Дата рождения ________________ Дата эксперимента _______________
Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

















Анализ результатов:___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________