Главная страница

«Особенности детского голоса. Мутация»


Скачать 47.48 Kb.
Название «Особенности детского голоса. Мутация»
Фимина Ольга Ивановна
Дата 24.02.2016
Размер 47.48 Kb.
Тип Методическая разработка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

« Детская школа искусств»

Республика Коми город Инта

Методическая разработка

Тема:

«Особенности детского голоса. Мутация»

Автор: Фимина Ольга Ивановна

преподаватель ДШИ
Республика Коми

город Инта

декабрь 2012

Что необходимо знать о детском голосе и мутации.

Детский голос – это сложное понятие. Вообще голос- это уникальное явление, это особое эмоциональное понятие, это чувства, это особая интонация. Все живое в природе общается с помощью звуков, а значит связок. Кстати, единственное в мире животное – жираф не имеет связок.

Связки ( это две маленькие складки) начинают работать с первым криком ребенка. Постепенно с возрастом возрастает их активность. Связки новорожденного и трехлетнего ребенка одинаковы. С девяти лет они начинают крепнуть. Но дети начинают петь в детских садах и поют много.

Пение положительно влияет на развитие ребенка. В основном, они начинают петь подражая взрослым. Тут надо проявлять осторожность. Мария Калласс, Тоти даль Монте рано начали петь и это хорошо. Пение повышает круг интересов. Но нельзя утомлять голос. Дети внимательны, наблюдательны, они все впитывают и из них можно все лепить. Их надо только изучить, особенно их психологическое состояние. Если ребенок здоров, то петь надо обязательно. У маленьких детей (с 7 лет) верхний регистр имеет тембр свистковой флейты. Есть очень одаренные дети – обладатели врожденного музыкального слуха и певческого голоса, имеющие абсолютную память, природную способность подражать и полную музыкальную координацию. Но даже такие одаренные дети (личности) нуждаются в профессиональных советах педагога по вокалу.

Сегодня существует множество эстрадных конкурсов разных уровней в нашей республике. Огромное количество детей выступает, много чистых голосов, но были и певцы с низкой интонацией и нездоровыми голосами. Это говорит о том, что руководители зачастую эксплуатируют детей конкурсами, бесчисленными репетициями и, в результате – несмыкания, сипы, нечистая интонация. Эстрада привлекает ярким, громким пением в микрофон, яркостью костюмов, аранжировками, танцами и т.д. Она дает раскрепощение. Тут важно следить, что бы дети не копировали плохих певцов, а старались найти свою манеру исполнения. Необходимо укреплять веру детей в себя. Судя по количеству конкурсов, которые проходят в последнее время, становится ясно, что энтузиазма у руководителей и юных певцов не занимать и многие достигают отличных результатов. Если ребенок поет естественно, то пусть поет и так. Не надо акцентировать его внимание на работе гортани, дыхания и т.д. Не зацикливать его внимание вокальными премудростями. Но ухо педагога все должно держать под контролем, слышать и знать, как помочь певцу.

-1-

Нельзя давать большую нагрузку голосу ( не более 45 минут). Нельзя давать завышенную программу! От этого связки утомляются, что грозит не смыканием и даже узлами на связках. Нельзя громко петь, громко разговаривать, кричать. Разрешается петь только в тесситуре, соответствующей данному возрасту. За связками необходимо следить, они замене не подлежат!

У детей до 10 лет головной резонатор не развит и бывает поверхностное дыхание. После 10 лет развивается грудной резонатор. К 12-16 годам развивается микстовый (смешанный) регистр с грудью. Это и есть мутационный период. Если в голосе появилась хрипота, необходимо быть внимательней, возможно у ученика началась мутация.

Девочки в 11,12,13,14 лет опережают физиологическое развитие мальчиков. Мутация проходит у девочек в целом легче, чего не скажешь о мальчиках. У них мутация проходит сложнее. Но бывает, когда в 11,12 лет голос звучит как у взрослого. У мальчиков мутация происходит остро. Меняется резко голос, хрип, сип. После мутации у мальчиков голос может стать любой и никто не знает, какой будет и почему. Т.е. тембральная окраска голоса может не сохраниться ( как у Робертино Лоретти).

У девочек голос меняется мало, почти всегда остается таким же, каким и был. Нельзя нарушать природу, надо правильно определить голос. До мутации заниматься осторожно. После мутации такие певцы быстрее восстанавливаются, т.к. срабатывает « мышечная память», т.е. рефлекс. При мутации не петь высоко, а в более низкой тесситуре. Не ускорять процесс формирования голоса у мальчиков. НЕТ сложному репертуару. Лучше недопеть, чем перепеть! Необходимо следить за состоянием миндалин, бронхов, эндокринной системы. Дети бывают разные. Из-за различных заболеваний они, бывает, падают в обмороки. У них бывают дистонии, которые с возрастом проходят.

Не всегда большой диапазон голоса говорит, что это сопрано. Надо учитывать тембр, переходный регистр. Из-за физиологических и психологических причин могут возникать проблемы музыкального слуха и голоса. Бывают случаи неординарного размера связок – они очень большие, или очень маленькие. Причиной проблем может стать и особая чувствительность барабанных перепонок к некоторым отдельным звуковым частотам: кто-то лучше улавливает более низкие частоты, а кто- то более высокие. У человека может быть неправильное дыхание, ослабленная мышечная деятельность и др. Детям рекомендуется распеваться с «ми» первой октавы. Расстояние между детскими складками и диафрагмой меньше, чем у взрослого. Меньше и столб воздуха, поэтому естественное колебание связок более частое и естественный звук более высокий. Взрослым можно распеваться с «до» первой октавы. Есть от природы «большие» голоса, но они не сразу открываются.

-2-

Кроме голоса нужен труд и не помешает интеллект. Анна Нетребко – результат труда и интеллекта. После окончания Санкт – Петербургской консерватории продолжила учебу в Англии и Италии. Певцу необходим интеллект. Он должен думать, анализировать, фиксировать. Что касается детей, то кроме голоса необходимо обращать внимание ребенка на его состояние, т.е. о чем он поет, что он переживает. Главное – глубина, содержание, что он чувствует, что бы была органика. Не все дети это чувствуют. В большинстве, им надо объяснять, показывать.

Часто качества голоса зависят от языка, национальности, фонетики. Например, в Англии в языке мало гласных, мало и певцов. Наоборот, в Италии и в Украине, где много гласных, много певцов.

Очень важно для педагога пройти весь путь обучения с учеником в правильном общении с ним. Основа любого пения – это внутреннее состояние психического равновесия, состояние удовлетворенности, даже радости, душевного комфорта.

Если человек чувствует себя дискомфортно, он будет петь плохо, потому, что попадать во время пения нужно не только в ноты, но и в душу того, кто слушает это пение.

-3-