Сценарий
мастер – класса
«Обучение игре на ложках»

Воронковой Юлии Викторовны
учителя музыки
2 квалификационной категории
Аннотация
на мастер-класс «Обучение игре на ложках»
Автор: учитель музыки Воронкова Юлия Викторовна.
Актуальность.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Именно музыка помогает детям изображать волшебный музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений.
Цель:
освоение и отработка практических умений по методике обучения игре на ложках.
Новизна.
В данном мастер-классе происходит интеграция: музыка, коммуникация, умение и познание.
Практическая значимость.
Опыт работы может использоваться на занятиях музыкальных руководителей, учителей-музыки, учителей дополнительного образования.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Участники: члены жюри и участники конкурса.
Оборудование:
Цель:
освоение и отработка практических умений по методике обучения игре на ложках.
Задачи:
- обучить участников мастер-класса конкретным навыкам игры на ложках;
- развивать творческую инициативу, фантазию, воображение;
- оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач их
профессионального самосовершенствования;
- воспитывать интерес к популяризации инновационных идей, авторских
находок.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- понимание его участниками сути работы педагога-мастера;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса и роста мотивации к формированию собственного интереса к народному творчеству.
Ход мастер-класса
1. Вводная часть
Добрый день, ребята!
Скажите, любите ли вы чудеса и сюрпризы? Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Для того чтобы оно произошло …
– Вы три раза должен хлопнуть
И пять раз ногами топнуть,
Рядом другу улыбнитесь:
Дружно за руки возьмитесь,
Устремите взгляды ввысь
«Чудо, чудо появись!»
Посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. А как вы думаете, что находится в моем волшебном сундучке? А какие именно музыкальные инструменты лежат, вам поможет моя загадка.
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
Проблемы сегодняшнего дня зачастую соприкасаются с проблемами нравственного воспитания детей, поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения. Обращения к истокам народной педагогики, на мой взгляд, является очень важным и своевременным воспитательным методом, потому что утраченные традиции мы сегодня пытаемся сохранить, возвращаясь к народной культуре.
Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики. И хотя люди с давних времен играли на ложках, первое упоминание о них относится к 18 веку. Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком.
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом.
Ложки по внешнему виду ничем не отличались от обычных столовых деревянных ложек, только выделывались они из наиболее твердых пород дерева. Игровой комплект обычно состоял из 3-5 ложек.
Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.
2. Этап обучения игре на ложках.
И так: сегодня мы будем учиться играть на 3 ложках. Чтобы играть на 3 ложках надо их правильно взять в руки. Кладем ложку в левую руку в центр ладони и прижимаем большим пальцем. Следующую ложку вставляем между среднем и указательным пальцем. Какие ошибки бывают руку выгибают вниз, движения пальцев скованны. Нужно следить за тем, чтобы рука была выгнута вверх. Когда ложка находится в таком положении уже можно, что- то сыграть. если мы сгибаем пальцы резко, получается что ложка встречается с соседней ложкой. Этот прием называется хлопок.

Третья ложка вкладывается в другую руку, обжимаем пальцами. Нужно делать так, чтобы ложка стала продолжением руки. Кистевые упражнение полезно делать с детьми. Теперь соединив хлопок и прямой удар у нас получился самый постой прием. (удар, хлопок) Самое главное, чтобы удар приходился на центр ложки. То, что я сейчас вам показала это основа основ. На базе этого можно сочинять самые разнообразные приемы. Сейчас мы это продемонстрируем.

Итак, прием «Маленькая лошадка».
Удар, удар, хлопок.
Прием «Часики».
Помимо прямого удара есть еще скользящий.
Когда мы скользим по ложке, то ложка играет, скользя вдоль соседний ложки сначала по одной, а потом по второй.
Следующий прием круговые скользящие удары.
(Сверху вниз, и снизу вверх).
Приготовились, начали.
Это и есть основные приемы. Если мы начинаем их комбинировать, то можем получить новые приемы. В этом и прелесть ложечной игры.
Давайте вместе с вами попробуем сыграть под музыку «Маленькая полечка».
Сначала играем
4 раза «Маленькая лошадка»,
8 раз «Часики»,
4 раза «Маленькая лошадка»,
8 раз «Часики».
16 раз «Скользящие» круговые удары.
Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.
А сейчас я вам предлагаю творческую работу. На песню ах, вы сени. Вам нужно из выученных приемов придумать свою композицию.
В моём волшебном сундучке, есть не только ложки, но и другие народные инструмента
Вы знаете. Что это за инструмент, а кто знает, как на нём играть? (Колокольчик, рубель, трещотка)
А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать оркестр народных инструментов. Слушайте музыку и друг друга, и всё у нас получится!
Итак, выступает оркестр народных инструментов «Погремушки».
Музыка.
Теоретическая основа мастер класса.
Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание , помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Также позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Итог:
Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях.
Самый простой и распространённый инструмент русского народа. Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго!

Используемая методическая литература:
В.Б.Попонов, «Русская народная инструментальная музыка», Москва, «Знание», 1984, стр. 35-36.
Веретенников, И. И. Белгородские карагоды. - Белгород: Издательство Везелица, 1993.-114с.
Григорьев, В. М. Народные игры и традиции в России. -М., 1991. -126с.
Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. -Белгород., 1998.
Науменко, Г. М. Раз, два, три, четыре, пять – мы идем с тобой играть. –М., 1995. -186 с.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;
Источник: http://www.medn.ru/semiy/statyi/Igranalozhkax.html
МКОУ СОШ №9 Воронкова Ю.В.
с.Воздвиженское «Учитель года 2014»
|