Главная страница

«Образ древнерусского дома»; ознакомление учащихся с работами рязанских художников на есенинскую тематику


Скачать 70.66 Kb.
Название «Образ древнерусского дома»; ознакомление учащихся с работами рязанских художников на есенинскую тематику
Дата 27.02.2016
Размер 70.66 Kb.
Тип Урок

Урок изобразительного искусства в 7 классе.

Педагог: Рожнов Александр Сергеевич


Образ дома в изобразительном искусстве

( на примере дома С.А.Есенина).
Цели урока:

- воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на явления народной архитектуры как искусства;

- развитие умения учащихся анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения.


Задачи урока:

- закрепление пройденного материала на тему «Образ древнерусского дома»; - ознакомление учащихся с работами рязанских художников на есенинскую тематику;

- отработка навыков выполнения графических эскизов, по памяти, воображению с зарисовкой различных архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора.

Тип урока:

- урок закрепление ранее пройденного материала.
Материалы:

- графические материалы, стихи поэта, компьютерная презентация.
Зрительный ряд:

- фотография дома поэта, репродукции картин С.Якушевского, А.Титова, А.Шарлемань.

Ход урока.


  1. Оргмомент.


2. Восприятие действительности.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, с чем ассоциируется у Вас слово

Родина?
Дети: Родной город, деревня, семья, поля и леса, дом.
Учитель: У каждого из нас есть свой дом, где нам так тепло и уютно, где нас

всегда понимают. Мы тоскуем и скучаем по родителям, по своим

вещам и всякий раз стремимся туда после длительных разлук. Наш земляк С.А.Есенин (фотография на экране), 120 летие которого мы отметили в этом году, так писал про свой дом:
Вот и опять у лежанки я греюсь,

Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.

Снова я ожил и снова надеюсь

Так же, как в детстве, на лучший удел.


Туда он постоянно стремился из любой страны или города, будь то Америка, Москва или Санкт – Петербург. Напомните, где это место находится?
Дети: Село Константиново, которое находится на берегу реки Оки в Рыбновском районе (фотография села).
Учитель: Молодцы. Поднимите руку, кто был там хотя бы однажды.
Жизнь входит в берега.

Села давнишний житель,

Я вспоминаю то,

Что видел я в краю.

Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою (фотография дома поэта)
Изба крестьянская.

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет.

Как хорошо

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.
Учитель: О чем хочет рассказать в этом стихотворении поэт?

Дети: Он хочет рассказать нам о своих воспоминаниях, связанных с

детством и тем местом, где его провел, о своем доме.
Учитель: Да ребята, я с вами согласен. Давайте ещё раз все вместе побываем в этом доме, а поможет нам стихотворение С.Есенина «В хате». Оно, отпечатанное на бумаге, лежит у вас на столах. Давайте его прочитаем и попробуем представить те предметы, что изображены в стихотворении. Обратите внимание на то, что поэт это стихотворение написал в 19 лет, посмотрите, как он помнит всё в мельчайших деталях. По своей сути это стихотворение- иллюстрация.
Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дёжке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз
Вьётся сажа над заслонкою,

В печке нитки пепелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.
А в окне на сени скатные

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.
Проводится краткий анализ стихотворения.
Учитель: Ребята, у вас, как у настоящих профессиональных художников, когда зачитывали стихотворение, наверняка возникали какие – то образы, вы все представляли то, о чем говорилось в этом стихотворении. Вот если говорить о цвете, то какие краски в своих работах вы использовали бы?
Дети: Теплые, золотистые, передающие уют этого дома.
Учитель: А сейчас давайте сделаем небольшой графический эскиз на тему прочитанного стихотворения, используя наиболее понравившейся вам отрывок.

На разработку эскиза отводится не более 5 – 10 минут. По окончании этого времени проводится небольшой просмотр, где отмечаются положительные стороны работ и недостатки.
Учитель: Ну что ребята, мы побывали с вами во внутренней части дома, а теперь давайте посмотрим на него с улицы (фото дома). Мы постоянно говорим дом, а как такие дома назывались в деревне, селе, хуторе?
Дети: Изба или хата.
Учитель: Давайте вспомним, как и из чего строили избы.
Дети: Чаще всего их строили из древесины (осина, дуб, сосна) потому

что она была доступна, чем камень и легка в обработке. Такие избы строились бригадой плотников. Могли построить дом за одни сутки.
Учитель: Почему говорили «срубить дом»?
Дети: Потому что работали топором.
Учитель: Посмотрите ещё раз на эту фотографию и скажите, какая, по вашему мнению, часть избы самая красивая и почему?
Дети: Наверное, эта та часть избы, которая выходит на улицу, с тремя окнами.
Учитель: Да, конечно. Посмотрите на эти удивительные окна с наличниками.

Ведь само слово наличник произошло от слова ЛИЦО, на ЛИЦЕ, украшение на ЛИЦЕ. Их сделали когда-то руки плотника, которые украшали их различными символами. Не просто символами, а чем?
Дети: Символами – оберегами, которые должны были защитить дом от

зла, нечистой силы.
Учитель: Посмотрите, даже число окон (3) имеет символическое значение

для простого крестьянина. Что означает число 3?
Дети: Символ небесной троицы.
3. Восприятие искусства.
Учитель: Давайте посмотрим теперь на то, как профессиональные

художники могут изобразить обыкновенный дом (фото работы

А.Титова «На заре. Константиново»).

Я предлагаю Вам внимательно посмотреть на эту

картину и высказать свое впечатление, используя алгоритм

анализа живописной картины.

-Что мы видим на экране?
Дети: Перед нами живописная картина, которая создана при помощи красок. Художник использует в основном теплые и темные краски для того, чтобы показать тихий летний вечер. Мы чувствуем, что даже притих ветер.
Учитель: Хорошо ребята, вот так увидел дом Есенина А.Титов, а теперь давайте посмотрим на работу С.Якушевского, ещё одного рязанского художника (фото работы Якушевского «Низкий дом с голубыми ставнями»).

- Нравится вам эта картина или нет? Почему?

- Что мы видим на экране?

- Чем привлекает нас эта работа, что в ней такого необычного?
Дети: Необычная композиция…
Учитель: Почему художник выбирает именно такую композицию?

Что является здесь композиционным центром?

Какие краски использует художник в своей работе?

Дети: Главное место в картине - открытое окно…

Художник использует теплые краски…

4.Собственное творчество учащихся.

Учитель: Сейчас мы, как профессиональные художники, попытаемся изобразить дом С.Есенина. Но не будем уподобляться художникам – они взрослые, у них свой взгляд на мир. А мы постараемся посмотреть на дом глазами Есенина. Здесь Сергей родился, рос, взрослел, сюда приезжал в зрелые годы, спасаясь от бед и невзгод.

Вы получили домашнее задание подобрать отрывки из поэзии Есенина, говорящих о доме. Я надеюсь, что вам это было легко сделать, так как вы занимаетесь есениноведением. Итак, попробуйте сейчас выполнить еще один эскиз, основанный на стихах поэта.

Не забудьте о композиционном построении вашей работы.

После выполнения работы проводится импровизированная выставка- просмотр, где определяются положительные стороны работ и недоработки. Определяются те эскизы, на основании которых учащиеся выполнят работу на большем формате бумаги в цвете.

5. Подведение итогов урока.