|  | 
          Обобщение опыта работы с родителями воспитателя Виноградовой С. А. От сосуществования к сотрудничеству и партнёрству
            
              | Обобщение опыта работы с родителями воспитателя Виноградовой С.А.
 
 От сосуществования-
 
 к сотрудничеству и партнёрству.
 
 «Чем чаще смеётся в доме ребенок, тем правильнее идет воспитание».
 
 Кей Кузьма
 
 Далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни родители не хотят воспитывать, другие не умеют, а третьи не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь специалистов.
 
 Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом мы создаём оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Наш девиз в работе с родителями воспитанников : от сосуществования к сотрудничеству и партнёрству .
 
 Цель взаимодействия:
 
 
                  Создание единого образовательно- воспитательного пространства, в котором всем участникам процесса комфортно, полезно и интересно: и детям, и родителям, и педагогам.
 
 Сотрудничество с родителями опирается на принципы :
 
 
                  Целенаправленность и систематичность;
 
Открытость детского сада для семьи; доброжелательность;
 
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
 
Дифференцированный подход к каждой семье с учетом специфики семьи, возраста родителей;
 
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
 
Мониторинг общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
 
 Сотрудничество с семьёй осуществляется посредством разнообразных, как традиционных, так и нестандартных форм взаимодействия:
 
 
                  Коллективные / родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер- классы, ролевые игры, дискуссии, семинары- практикумы, творческие лаборатории, круглые столы, конференции, конкурсы, анкетирование и тестирование /
 
Индивидуальные /консультации, анализ педагогических ситуаций, день вопросов и ответов о проблемах детского развития, посещение родителями образовательной и игровой деятельности, тетрадь «Говорят дети» и пр./
 
Наглядно- информационные / уголок педагогической информации, сменная информация «Тема недели» и «Сегодня», фотоуголок, выставки детского и семейного творчества, уголок коротких новостей «Актуально!» и «Наши успехи», советов специалиста /логопед и ГИБДД/, рекомендации медицинского работника, поздравительный стенд, библиотечка для родителей и т.д./
 
 Расскажу о становлении родительского коллектива нашей группы. Взаимодействие с родителями началось в 2009 году с первой младшей группы. Известно, что ранний возраст- это период маленьких достижений. Участие родителей в жизни малыша в это время наиболее важно для полноценного развития ребенка и его успешной адаптации к ДОУ.
 
 Взаимодействие с семьями начали со знакомства. Изучили взаимоотношения в них, взгляды на воспитание. Использовали следующие методы:
 
 
                  анкетирование; индивидуальные беседы с родителями; наблюдения;
 
Выборочное посещение семей;
 
Беседы с ребенком и наблюдение за ним.
 
 По результатам исследования выявилось три группы родителей в зависимости от их позиций:
 
 
                  
                    
                    
                    
                  
                  
                    
                  
                  
                    | группа
 
 | характеристика
 
 | Позиция
 
 | Количество
 
 |  
                    | 1.
 
 | Родители, очень занятые на работе. Детский сад им необходим жизненно. Ожидают от сада не только присмотра и ухода за ребенком, но и развития, оздоровления, обучения и воспитания, интересного досуга.
 
 | В силу занятости часто посещать ДОУ не смогут. Но при правильной организации взаимодействия будут активными участниками конкурсов, выставок, субботников и т.п./ в удобное для них время/
 
 | 12
 
 |  
                    | 2.
 
 | Родители с удобным рабочим графиком. Имеют неработающих бабушек или дедушек. Дети их могли бы не посещать ДОУ, но родители не хотят лишать детей полноценного общения со сверстниками, развития и обучения.
 
 | Могут оставаться на позиции пассивных наблюдателей. Требуется активизация их умений, вовлечение в дела.
 
 | 7
 
 |  
                    | 3.
 
 | Семьи с неработающими мамами. Ждут интересного общения для детей со сверстниками, и для себя. Хотят дать детям правила поведения в коллективе, обучение и развитие ребенка.
 
 | Энергичны, могут стать членами родительского комитета и помощниками педагога. Опора в подготовке групповых мероприятий.
 
 | 8
 
 |  Из наиболее активных родителей был сформирован родительский комитет, который стал опорой для педагогов и проявил себя в позитивной деятельности в течение всех 4 лет существования группы. Родительский комитет :
 
 
                  оказывает помощь в оформлении пространства развивающей среды группы; занимается благоустройством территории участка для прогулок детей; участвует в оформлении и подготовке совместных мероприятий и т.п.
 
 Различные формы взаимодействия, которые предлагались родителям в группе, помогли им осознать не только ценность этапа раннего развития ребенка, но и восполнить живое общение с ним в ходе совместной двигательно- игровой деятельности:
 
 
                  
                  
                  
                    | Форма взаимодействия в первой младшей группе:
 
 | Предлагаемая тема:
 
 |  
                    | Информация в родительском уголке
 
 | «Девочки и мальчики адаптируются по- разному» и т.п.
 
 |  
                    | Консультация
 
 | «Ваш малыш учится общению» и т.п.
 
 |  
                    | Памятка
 
 | «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада?» и т.п.
 
 |  
                    | Индивидуальные беседы
 
 | «Трудности адаптации» и т.п.
 
 |  
                    | День открытых дверей
 
 | Совместное /родители и дети/ развлечение в группе
 
 |  
                    | Советы специалиста
 
 
 | «Игры перед сном» и т.п.
 
 |  Адаптация детей группы прошла успешно у 99% детей:
 
 
                  
                  
                  
                    | Степень адаптации:
 
 | Количество детей:
 
 |  
                    | Легкая степень /длится 1- 2 недели/
 
 | 14 детей
 
 |  
                    | Средней тяжести / до 30 дней/
 
 | 12 детей
 
 |  
                    | Тяжелая степень / более 40 дней с длительными периодами заболеваний/
 
 | 1 ребенок
 
 |  Причина тяжелой адаптации - в неподготовленности данного ребенка родителями к посещению детского сада, частые болезни.
 
 Родительский коллектив сложился в группе не сразу. Возникающие между педагогом и родителями разногласия решались, не выходя за рамки группы и д/с. Причинами разногласий становились запачканные на прогулке штанишки или поломанная игрушка, принесенная ребенком из дома. Родители сумели оценить компетентность воспитателей группы. Позитивная атмосфера, доброжелательность и взаимное доверие содействовали процессу сотрудничества. Становлению партнерских отношений способствовала организация совместных мероприятий нестандартных форм:
 
 
                  Развлечение с игротекой и элементами рукотворчества «Шарики воздушные, легкие, послушные!»/ присутствовали дети, родители, воспитатели/
 
Выставка родительского творчества «Умелые ручки»;
 
Родительское собрание в середине года в форме творческой лаборатории по теме «Окружающий мир глазами и руками ребенка и взрослого». Родители обучались практическим приемам.
 
 В конце первого года итоговое собрание прошло «За круглым столом». Воспитатели и родители поделились успехами и вспомнили о том, как преодолевали трудности.
 
 С помощью анкетирования были выявлены запросы родителей об информировании :
 
 
                  
                  
                  
                    | Родителям необходимы:
 
 | % от числа опрошенных:
 
 |  
                    | Максимально полная информация о ребенке
 
 | 36%
 
 |  
                    | Педагогические советы по общению с ним, психологическую консультацию
 
 | 28%
 
 |  
                    | Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома
 
 | 14%
 
 |  
                    | Рекомендации по выбору литературы о воспитании детей
 
 | 12%
 
 |  
                    | Устраивает объём предоставляемой информации
 
 | 10%
 
 |  Для укрепления партнерских отношений планомерно придерживались стратегии сотрудничества. Наиболее активных родителей, бабушек и дедушек поощряли :
 
 
                  Благодарственное письмо, грамота или диплом за победу, участие в выставке или конкурсе, в акции;
 
Информация о проявившем себя родителе помещалась на стенде в приемной;
 
 Дети взрослели, а вместе с ними становились мудрее родители. Обогащался новыми знаниями их опыт воспитания собственного ребенка. Отношение к детскому саду становилось всё более позитивным.
 
 На родительских собраниях сегодня всегда полный зал. Нетрадиционные формы проведения, актуальные темы, эмоциональный настрой под тихую инструментальную музыку в начале каждой встречи делают их не похожими друг на друга.
 
 Задачи родительских собраний:
 
 
                  Создание атмосферы общности интересов;
 
Оказание помощи родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями по развитию ребенка- дошкольника;
 
Развитие у родителей умения анализировать и критически оценивать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
 
 
                  
                  
                  
                  
                  
                    | Возраст детей
 
 | Тематика родительских собраний
 
 | Форма проведения
 
 | Аудитория
 
 |  
                    | 3 – 4 года
 
 | 1.Возрастные особенности детей. Сохранение здоровья ребенка- забота общая.
 
 2.Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию обстановки комфортного самочувствия ребенка в ДОУ и в семье.
 
 | Устный журнал
 
 Круглый стол
 
 | Родители. Учитель- логопед.
 
 Медицинская сестра ДОУ.
 
 Воспитатели группы.
 
 Родители и педагоги группы.
 
 |  
                    | 4 – 5 лет
 
 
 | 1.Развивающая среда группы как фактор успешности воспитательно- образовательного процесса.
 
 2.Законодательное обеспечение системы образования в РФ. Введение новых ФГТ.
 
 3.Значение трудовых поручений. Возрастные особенности детей 4- 5 лет.
 
 4.Мониторинг интеллектуального, творческого и физического развития детей.
 
 | Информационная корзина с элементами круглого стола.
 
 Собрание- совещание.
 
 Устный журнал с просмотром видеоклипов о трудовой деятельности детей в группе.
 
 Собрание- выставка.
 
 | Педагоги и родители.
 
 Педагоги и родители. Заместитель директора по ОВД.
 
 Педагоги группы и родители.
 
 Совместно дети, педагоги и родители.
 
 |  
                    | 5 – 6 лет
 
 | 1.Старший дошкольник в детском саду. Взаимоотношения со сверстниками.
 
 2.Ребенок входит в мир социальных отношений.
 
 3.Мониторинг развития детей старшего возраста.
 
 | Информационная корзина с элементами деловой игры.
 
 Устный журнал с элементами игрового тренинга.
 
 Собрание –выставка.
 
 | Присутствует логопед ДОУ.
 
 Родители и педагоги группы.
 
 Педагоги, дети и родители группы.
 
 Совместно дети, педагоги, родители.
 
 |  В.А.Сухомлинский:
 « Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени и труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
 
 Общение с коллективом родителей осуществляем с опорой на конструктивные правила:
 
 
                  Говорим только о том, судить о чем мы имеем право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
 
Планируя серьезный разговор с родителями, никогда не начинаем его утром, на улице, на ходу, в детской приемной при скоплении других родителей; приглашаем пройти в группу и присесть . Это дает гарантию того, что нас услышат и дослушают до конца.
 
Никогда не начинаем разговор со слов «Ой, извините, вы не уделите мне несколько минут для беседы?» или «Вы не понимаете всей важности разговора…», «Вы должны меня выслушать…» . Начинаем беседу со слов: «Хочу с Вами посоветоваться» или «Сегодня Тимоша меня приятно удивил».
 
Не сравниваем неумения ребенка с успехами других детей, чтобы не создавать ситуацию неловкости, каждый день находим маленький успех.
 
Научились говорить строго по делу и приводить конкретные факты, предлагать пути решения сложной ситуации.
 
Не стремимся демонстрировать родителям свое интеллектуальное превосходство в педагогических знаниях, говорим доступным языком.
 
В формировании общественного мнения по актуальному вопросу опираемся на родителей- единомышленников, имеющих авторитет в группе.
 
При общении, убеждении родителей в чем- либо стараемся помнить поговорку : «К каждому замку найдется свой ключ». Результат не всегда оправдывает ожидания.
 
                    Содержание выставляемой для ознакомления информации четко структурируем, обязательно обращая на свежую информацию внимание фразой: «Вас это обязательно заинтересует!»
 
Выкладываем на подоконник в приемной периодически литературу на актуальные педагогические темы.
 
Напоминаем, что всегда рады видеть их в группе на любом мероприятии.
 
Не скупимся на благодарности, помещаем хвалебную информацию в приемной на всеобщее обозрение в качестве стимула для других, менее активных родителей, а также для детей, чтобы учились гордиться друг другом.
 
Систематически обновляем фотографии в фотоуголке.
 
 Применение этих простых правил позволило нам увидеть эффективность вложенных усилий. По результатам опроса:
 
 
                  
                  
                  
                    | Показатели эффективности
 
 | Результативность
 
 |  
                    | Проявление интереса к образовательной и воспитательной деятельности в ДОУ
 
 | На высоком уровне- 74% родителей
 
 На достаточном- 26%
 
 На низком уровне- 0 %
 
 |  
                    | Проявления активности
 
 | Высокий уровень- 56%
 
 Средний- 42%
 
 Низкий- 2%
 
 |  
                    | Посещение родительских собраний и других просветительских мероприятий
 
 | 82- 98%
 
 |  
                    | Поведение на родительских собраниях
 
 | *участники дискуссий на собрании;
 
 *увеличение вопросов педагогу и их усложнение по вопросам воспитания, педагогического процесса, игровой деятельности детей и т.п.;
 
 *доброжелательные взаимоотношения друг с другом, сопереживание;
 
 |  
                    | Авторитет педагога и сотрудников ДОУ
 
 | Повышение авторитета
 
 |  
                    | Количество претензий и агрессивность по отношению к педагогам и друг другу
 
 | Агрессивность отсутствует, претензии минимальны, обоснованны , не выходят за пределы группы.
 
 |  
                    | Проявления солидарности и ответственности
 
 | Родители ощущают свою общность не только с детьми, но и с педагогами группы, оказывают им действенную помощь по многим вопросам.
 
 |  
 
 Семья- одна из величайших ценностей, созданная человечеством за всю историю его существования. Современное общество заинтересовано в её сохранении и позитивном развитии. В надежной семье нуждается каждый человек и государство. В группе сложилась традиция семейных праздников:
 
 
                  «Пусть бабушки и дедушки улыбаются!»
 
«День Материнской славы»
 
«Новогодняя сказка»
 
«Зимние посиделки» для родителей
 
«Колядки» для детей
 
«Папа, мама, я- здоровая семья!»
 
«Мой папа – защитник Отечества!»
 
«Весенний мамин день!»
 
«Мы немного подросли, в группу старшую пошли»
 
 Здесь всегда царит атмосфера эмоциональной доброжелательности, творчества и удивления друг другом. Связь поколений- важный аспект воспитания дошкольников. Сегодня близким людям не всегда хватает времени на полноценное общение друг с другом. В группе мы стараемся объединить старших членов семьи, детей и внуков, подарить им минуты радости. Бабушки и дедушки- частые гости на групповых мероприятиях. К Дню Победы дети вели поисковую деятельность, выявляли интересные факты из жизни бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. По итогам поиска была оформлена фотовыставка, состоялась встреча с чествованием старшего поколения. Пользу этого мероприятия трудно переоценить.
 
 На праздниках родители не только гости, они с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев:
 
 
                  Кукла Лена на развлечении «День игрушки»,
 
Веселый клоун с заданиями в сюжетной игре «Умники и умницы»,
 
Баба Яга или Зайка, Солнышко или Пугало огородное,
 
Зимушка или Дед Мороз со Снегурочкой.
 
 Для нормального развития ребенка необходима не только материнская, но и отцовская любовь. Отсутствие внимания со стороны отца может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. А если нет отца, его заменяет дедушка или дядя.
 
 Папы в нашей группе очень активны и отзывчивы: умеют не только отремонтировать или прикрутить, но и посоревноваться в перетягивании каната.
 
 На городском конкурсе по ПДД родители поддержали детей и с достоинством показали свои умения.
 
 В нашей группе очень любят пешие экскурсии. Дети систематически посещают промышленные и продуктовые магазины, Отделение связи, АЗС и Автомагазин, СТО, водоем по ул.Марчука. В некоторых экскурсиях нас сопровождают родители или бабушки.
 
 Весной родители помогли организовать в нашей группе проведение велосипедного заезда в автогородке детского сада.
 
 Дети еще раз закрепили знание правил безопасного движения.
 
 В.А.Сухомлинский
 «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
 Родители нашей группы приняли активнейшее участие в двух городских выставках в рамках мамонтовских фестивалей и в ежегодных выставках внутри ДОУ и группы.
 
 Реализуя задачу педагогического просвещения родителей нашей группы, мы помогаем им получать такие знания, которые они используют теперь, как руководство к действию, а не как оторванную от жизни абстракцию.
 
 По нашим наблюдениям более, чем у 58% родителей сформированы элементы педагогической рефлексии. Они научились самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребенка, не стесняются обратиться за советом к педагогу. Мы сделали вывод:
 
 
                  партнерские отношения с коллективом родителей в нашей группе сформированы на достаточно высоком уровне .
 
 Выиграли в этом процессе наши воспитанники. «Дети- это россыпи алмазов на земле, требующие тщательной огранки мастера». Так писала в своей книге английский психолог Кей Кузьма.
 
 Родительский коллектив нашей группы, педагоги, дети - это коллектив единомышленников. И пусть не всегда всё получается так, как задумывается, но все вместе взрослые мы стремимся личным примером, полезной и нестандартной деятельностью помочь детям научиться уважать и беречь семейные традиции, хотеть стать достойными членами современного общества, неравнодушными, инициативными гражданами своей страны.
 |  |  |