Главная страница

Обобщение опыта работы с родителями воспитателя Виноградовой С. А. От сосуществования к сотрудничеству и партнёрству


Скачать 121.94 Kb.
Название Обобщение опыта работы с родителями воспитателя Виноградовой С. А. От сосуществования к сотрудничеству и партнёрству
Дата 10.02.2016
Размер 121.94 Kb.
Тип Документы

Обобщение опыта работы с родителями воспитателя Виноградовой С.А.

От сосуществования-

к сотрудничеству и партнёрству.

«Чем чаще смеётся в доме ребенок, тем правильнее идет воспитание».

Кей Кузьма

Далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни родители не хотят воспитывать, другие не умеют, а третьи не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь специалистов.

Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом мы создаём оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Наш девиз в работе с родителями воспитанников : от сосуществования к сотрудничеству и партнёрству .

Цель взаимодействия:

  • Создание единого образовательно- воспитательного пространства, в котором всем участникам процесса комфортно, полезно и интересно: и детям, и родителям, и педагогам.

Сотрудничество с родителями опирается на принципы :

  • Целенаправленность и систематичность;

  • Открытость детского сада для семьи; доброжелательность;

  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

  • Дифференцированный подход к каждой семье с учетом специфики семьи, возраста родителей;

  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

  • Мониторинг общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

Сотрудничество с семьёй осуществляется посредством разнообразных, как традиционных, так и нестандартных форм взаимодействия:

  • Коллективные / родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер- классы, ролевые игры, дискуссии, семинары- практикумы, творческие лаборатории, круглые столы, конференции, конкурсы, анкетирование и тестирование /

  • Индивидуальные /консультации, анализ педагогических ситуаций, день вопросов и ответов о проблемах детского развития, посещение родителями образовательной и игровой деятельности, тетрадь «Говорят дети» и пр./

  • Наглядно- информационные / уголок педагогической информации, сменная информация «Тема недели» и «Сегодня», фотоуголок, выставки детского и семейного творчества, уголок коротких новостей «Актуально!» и «Наши успехи», советов специалиста /логопед и ГИБДД/, рекомендации медицинского работника, поздравительный стенд, библиотечка для родителей и т.д./

Расскажу о становлении родительского коллектива нашей группы. Взаимодействие с родителями началось в 2009 году с первой младшей группы. Известно, что ранний возраст- это период маленьких достижений. Участие родителей в жизни малыша в это время наиболее важно для полноценного развития ребенка и его успешной адаптации к ДОУ.

Взаимодействие с семьями начали со знакомства. Изучили взаимоотношения в них, взгляды на воспитание. Использовали следующие методы:

  • анкетирование; индивидуальные беседы с родителями; наблюдения;

  • Выборочное посещение семей;

  • Беседы с ребенком и наблюдение за ним.

По результатам исследования выявилось три группы родителей в зависимости от их позиций:

группа

характеристика

Позиция

Количество

1.

Родители, очень занятые на работе. Детский сад им необходим жизненно. Ожидают от сада не только присмотра и ухода за ребенком, но и развития, оздоровления, обучения и воспитания, интересного досуга.

В силу занятости часто посещать ДОУ не смогут. Но при правильной организации взаимодействия будут активными участниками конкурсов, выставок, субботников и т.п./ в удобное для них время/

12

2.

Родители с удобным рабочим графиком. Имеют неработающих бабушек или дедушек. Дети их могли бы не посещать ДОУ, но родители не хотят лишать детей полноценного общения со сверстниками, развития и обучения.

Могут оставаться на позиции пассивных наблюдателей. Требуется активизация их умений, вовлечение в дела.

7

3.

Семьи с неработающими мамами. Ждут интересного общения для детей со сверстниками, и для себя. Хотят дать детям правила поведения в коллективе, обучение и развитие ребенка.

Энергичны, могут стать членами родительского комитета и помощниками педагога. Опора в подготовке групповых мероприятий.

8

Из наиболее активных родителей был сформирован родительский комитет, который стал опорой для педагогов и проявил себя в позитивной деятельности в течение всех 4 лет существования группы. Родительский комитет :

  • оказывает помощь в оформлении пространства развивающей среды группы; занимается благоустройством территории участка для прогулок детей; участвует в оформлении и подготовке совместных мероприятий и т.п.

Различные формы взаимодействия, которые предлагались родителям в группе, помогли им осознать не только ценность этапа раннего развития ребенка, но и восполнить живое общение с ним в ходе совместной двигательно- игровой деятельности:

Форма взаимодействия в первой младшей группе:

Предлагаемая тема:

Информация в родительском уголке

«Девочки и мальчики адаптируются по- разному» и т.п.

Консультация

«Ваш малыш учится общению» и т.п.

Памятка

«Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада?» и т.п.

Индивидуальные беседы

«Трудности адаптации» и т.п.

День открытых дверей

Совместное /родители и дети/ развлечение в группе

Советы специалиста


«Игры перед сном» и т.п.

Адаптация детей группы прошла успешно у 99% детей:

Степень адаптации:

Количество детей:

Легкая степень /длится 1- 2 недели/

14 детей

Средней тяжести / до 30 дней/

12 детей

Тяжелая степень / более 40 дней с длительными периодами заболеваний/

1 ребенок

Причина тяжелой адаптации - в неподготовленности данного ребенка родителями к посещению детского сада, частые болезни.

Родительский коллектив сложился в группе не сразу. Возникающие между педагогом и родителями разногласия решались, не выходя за рамки группы и д/с. Причинами разногласий становились запачканные на прогулке штанишки или поломанная игрушка, принесенная ребенком из дома. Родители сумели оценить компетентность воспитателей группы. Позитивная атмосфера, доброжелательность и взаимное доверие содействовали процессу сотрудничества. Становлению партнерских отношений способствовала организация совместных мероприятий нестандартных форм:

  • Развлечение с игротекой и элементами рукотворчества «Шарики воздушные, легкие, послушные!»/ присутствовали дети, родители, воспитатели/

  • Выставка родительского творчества «Умелые ручки»;

  • Родительское собрание в середине года в форме творческой лаборатории по теме «Окружающий мир глазами и руками ребенка и взрослого». Родители обучались практическим приемам.

В конце первого года итоговое собрание прошло «За круглым столом». Воспитатели и родители поделились успехами и вспомнили о том, как преодолевали трудности.

С помощью анкетирования были выявлены запросы родителей об информировании :

Родителям необходимы:

% от числа опрошенных:

Максимально полная информация о ребенке

36%

Педагогические советы по общению с ним, психологическую консультацию

28%

Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома

14%

Рекомендации по выбору литературы о воспитании детей

12%

Устраивает объём предоставляемой информации

10%

Для укрепления партнерских отношений планомерно придерживались стратегии сотрудничества. Наиболее активных родителей, бабушек и дедушек поощряли :

  • Благодарственное письмо, грамота или диплом за победу, участие в выставке или конкурсе, в акции;

  • Информация о проявившем себя родителе помещалась на стенде в приемной;

Дети взрослели, а вместе с ними становились мудрее родители. Обогащался новыми знаниями их опыт воспитания собственного ребенка. Отношение к детскому саду становилось всё более позитивным.

На родительских собраниях сегодня всегда полный зал. Нетрадиционные формы проведения, актуальные темы, эмоциональный настрой под тихую инструментальную музыку в начале каждой встречи делают их не похожими друг на друга.

Задачи родительских собраний:

  • Создание атмосферы общности интересов;

  • Оказание помощи родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями по развитию ребенка- дошкольника;

  • Развитие у родителей умения анализировать и критически оценивать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.

Возраст детей

Тематика родительских собраний

Форма проведения

Аудитория

3 – 4 года

1.Возрастные особенности детей. Сохранение здоровья ребенка- забота общая.

2.Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию обстановки комфортного самочувствия ребенка в ДОУ и в семье.

Устный журнал

Круглый стол

Родители. Учитель- логопед.

Медицинская сестра ДОУ.

Воспитатели группы.

Родители и педагоги группы.

4 – 5 лет


1.Развивающая среда группы как фактор успешности воспитательно- образовательного процесса.

2.Законодательное обеспечение системы образования в РФ. Введение новых ФГТ.

3.Значение трудовых поручений. Возрастные особенности детей 4- 5 лет.

4.Мониторинг интеллектуального, творческого и физического развития детей.

Информационная корзина с элементами круглого стола.

Собрание- совещание.

Устный журнал с просмотром видеоклипов о трудовой деятельности детей в группе.

Собрание- выставка.

Педагоги и родители.

Педагоги и родители. Заместитель директора по ОВД.

Педагоги группы и родители.

Совместно дети, педагоги и родители.

5 – 6 лет

1.Старший дошкольник в детском саду. Взаимоотношения со сверстниками.

2.Ребенок входит в мир социальных отношений.

3.Мониторинг развития детей старшего возраста.

Информационная корзина с элементами деловой игры.

Устный журнал с элементами игрового тренинга.

Собрание –выставка.

Присутствует логопед ДОУ.

Родители и педагоги группы.

Педагоги, дети и родители группы.

Совместно дети, педагоги, родители.

В.А.Сухомлинский:
« Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени и труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».


Общение с коллективом родителей осуществляем с опорой на конструктивные правила:

  • Говорим только о том, судить о чем мы имеем право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

  • Планируя серьезный разговор с родителями, никогда не начинаем его утром, на улице, на ходу, в детской приемной при скоплении других родителей; приглашаем пройти в группу и присесть . Это дает гарантию того, что нас услышат и дослушают до конца.

  • Никогда не начинаем разговор со слов «Ой, извините, вы не уделите мне несколько минут для беседы?» или «Вы не понимаете всей важности разговора…», «Вы должны меня выслушать…» . Начинаем беседу со слов: «Хочу с Вами посоветоваться» или «Сегодня Тимоша меня приятно удивил».

  • Не сравниваем неумения ребенка с успехами других детей, чтобы не создавать ситуацию неловкости, каждый день находим маленький успех.

  • Научились говорить строго по делу и приводить конкретные факты, предлагать пути решения сложной ситуации.

  • Не стремимся демонстрировать родителям свое интеллектуальное превосходство в педагогических знаниях, говорим доступным языком.

  • В формировании общественного мнения по актуальному вопросу опираемся на родителей- единомышленников, имеющих авторитет в группе.

  • При общении, убеждении родителей в чем- либо стараемся помнить поговорку : «К каждому замку найдется свой ключ». Результат не всегда оправдывает ожидания.

  • Содержание выставляемой для ознакомления информации четко структурируем, обязательно обращая на свежую информацию внимание фразой: «Вас это обязательно заинтересует!»

  • Выкладываем на подоконник в приемной периодически литературу на актуальные педагогические темы.

  • Напоминаем, что всегда рады видеть их в группе на любом мероприятии.

  • Не скупимся на благодарности, помещаем хвалебную информацию в приемной на всеобщее обозрение в качестве стимула для других, менее активных родителей, а также для детей, чтобы учились гордиться друг другом.

  • Систематически обновляем фотографии в фотоуголке.

Применение этих простых правил позволило нам увидеть эффективность вложенных усилий. По результатам опроса:

Показатели эффективности

Результативность

Проявление интереса к образовательной и воспитательной деятельности в ДОУ

На высоком уровне- 74% родителей

На достаточном- 26%

На низком уровне- 0 %

Проявления активности

Высокий уровень- 56%

Средний- 42%

Низкий- 2%

Посещение родительских собраний и других просветительских мероприятий

82- 98%

Поведение на родительских собраниях

*участники дискуссий на собрании;

*увеличение вопросов педагогу и их усложнение по вопросам воспитания, педагогического процесса, игровой деятельности детей и т.п.;

*доброжелательные взаимоотношения друг с другом, сопереживание;

Авторитет педагога и сотрудников ДОУ

Повышение авторитета

Количество претензий и агрессивность по отношению к педагогам и друг другу

Агрессивность отсутствует, претензии минимальны, обоснованны , не выходят за пределы группы.

Проявления солидарности и ответственности

Родители ощущают свою общность не только с детьми, но и с педагогами группы, оказывают им действенную помощь по многим вопросам.



Семья- одна из величайших ценностей, созданная человечеством за всю историю его существования. Современное общество заинтересовано в её сохранении и позитивном развитии. В надежной семье нуждается каждый человек и государство. В группе сложилась традиция семейных праздников:

  • «Пусть бабушки и дедушки улыбаются!»

  • «День Материнской славы»

  • «Новогодняя сказка»

  • «Зимние посиделки» для родителей

  • «Колядки» для детей

  • «Папа, мама, я- здоровая семья!»

  • «Мой папа – защитник Отечества!»

  • «Весенний мамин день!»

  • «Мы немного подросли, в группу старшую пошли»

Здесь всегда царит атмосфера эмоциональной доброжелательности, творчества и удивления друг другом. Связь поколений- важный аспект воспитания дошкольников. Сегодня близким людям не всегда хватает времени на полноценное общение друг с другом. В группе мы стараемся объединить старших членов семьи, детей и внуков, подарить им минуты радости. Бабушки и дедушки- частые гости на групповых мероприятиях. К Дню Победы дети вели поисковую деятельность, выявляли интересные факты из жизни бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. По итогам поиска была оформлена фотовыставка, состоялась встреча с чествованием старшего поколения. Пользу этого мероприятия трудно переоценить.

На праздниках родители не только гости, они с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев:

  • Кукла Лена на развлечении «День игрушки»,

  • Веселый клоун с заданиями в сюжетной игре «Умники и умницы»,

  • Баба Яга или Зайка, Солнышко или Пугало огородное,

  • Зимушка или Дед Мороз со Снегурочкой.

Для нормального развития ребенка необходима не только материнская, но и отцовская любовь. Отсутствие внимания со стороны отца может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. А если нет отца, его заменяет дедушка или дядя.

Папы в нашей группе очень активны и отзывчивы: умеют не только отремонтировать или прикрутить, но и посоревноваться в перетягивании каната.

На городском конкурсе по ПДД родители поддержали детей и с достоинством показали свои умения.

В нашей группе очень любят пешие экскурсии. Дети систематически посещают промышленные и продуктовые магазины, Отделение связи, АЗС и Автомагазин, СТО, водоем по ул.Марчука. В некоторых экскурсиях нас сопровождают родители или бабушки.

Весной родители помогли организовать в нашей группе проведение велосипедного заезда в автогородке детского сада.

Дети еще раз закрепили знание правил безопасного движения.

В.А.Сухомлинский
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Родители нашей группы приняли активнейшее участие в двух городских выставках в рамках мамонтовских фестивалей и в ежегодных выставках внутри ДОУ и группы.

Реализуя задачу педагогического просвещения родителей нашей группы, мы помогаем им получать такие знания, которые они используют теперь, как руководство к действию, а не как оторванную от жизни абстракцию.

По нашим наблюдениям более, чем у 58% родителей сформированы элементы педагогической рефлексии. Они научились самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребенка, не стесняются обратиться за советом к педагогу. Мы сделали вывод:

  • партнерские отношения с коллективом родителей в нашей группе сформированы на достаточно высоком уровне .

Выиграли в этом процессе наши воспитанники. «Дети- это россыпи алмазов на земле, требующие тщательной огранки мастера». Так писала в своей книге английский психолог Кей Кузьма.

Родительский коллектив нашей группы, педагоги, дети - это коллектив единомышленников. И пусть не всегда всё получается так, как задумывается, но все вместе взрослые мы стремимся личным примером, полезной и нестандартной деятельностью помочь детям научиться уважать и беречь семейные традиции, хотеть стать достойными членами современного общества, неравнодушными, инициативными гражданами своей страны.