Главная страница

Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания на базе мбоу лицей №1 г. Пролетарска


Скачать 246.75 Kb.
НазваниеОбобщение опыта работы по организации экологического воспитания на базе мбоу лицей №1 г. Пролетарска
Дата04.03.2016
Размер246.75 Kb.
ТипЗадача


Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания на базе МБОУ лицей №1 г. Пролетарска.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

В данной работе решаются следующие задачи:


  • расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;

  • углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

  • обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.


Так как наше образовательное учреждение является лицеем, и приоритет отдается естественным наукам, поэтому особое внимание уделяется экологической направленности социализации школьников, приоритет отдается организации и проведению исследовательской деятельности обучающихся.

Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Такая проектная деятельность используется в кружковой работе. На базе нашего лицея в течении 2009-13гг. работает кружок «География родного края» (руководитель Зивенко Н.В.). Основные цели программы кружка направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.

Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.

В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа – выполнение исследовательских проектов.

Позитивными результатами работы кружка являются:

Организация и проведение экологической конференции на базе лицея №1

«Экологическое состояние родного города», на которой были представлены результаты работы за трехлетний период. В работе конференции приняли участие учащиеся 1-10классов.

Целями проекта являлись:

  • воспитание чувства любви к природе;

  • уважение ко всему живому;

  • помощь обучающимся в осознании своей моральной ответственности за судьбу родного города;

  • создание условий для развития экологической культуры и исследовательской деятельности учащихся.

Состав участников (1-10кл.).

  1. Корреспонденты

  2. Социологи

  3. Практики

  4. Эксперты

  5. Мед. работник школы

  6. Директор школы

  7. Экологический патруль (уч-ся 1-х кл.)

Учебные предметы: химия, география, биология, экология и литература;

Этапы проведения:

  1. Подготовительный

  2. Конференция (отчет о проделанной работе групп)

  3. Круглый стол по вопросам экологического состояния в городе Пролетарске

  4. Организация и проведение акции «Чистый город».

На первом этапе шел сбор необходимой информации, был проведен социологический опрос учащихся, родителей и работников лицея по экологическому состоянию города Пролетарка.

Вопросы социологического опроса:

  1. Как изменилось экологическое состояние микрорайона города за последние 3 года? В чем это проявилось?

Результаты:

Диаграмма №1.Результаты социологического опроса по 1 вопросу.



  1. Назовите «экологически грязные » места нашего города.

Результаты:

Таблица №1 . «Экологически» грязные места г.Пролетарска.

Предприятие

%

«ДОН-КАБЕЛЬ»

46

«КАВКАЗ»

13

«ВОДОКАНАЛ»

15

«НЕФТЕПЕРЕГОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»

6

Теплосети

3




Часть города

%

п. Северный (прибрежная зона п. Солонка)

39

р-он Центра

3

Доротдел

14

р-он р.Чепрак

27

р-он ОПХ (поселок Гагарина)

17




  1. Назовите «экологически чистые» места нашего города.

Результаты:

Таблица№2. «Экологически чистые» места нашего города.

Части города

%

Центральная часть

46

Лицей№1

37

Парковая зона

13

Привокзальная площадь

4




  1. Каковы Ваши предложения по улучшению экологического состояния родного города?

Результаты:

1.Продолжение работы по благоустройству и озеленению города;

2.Регулярное проведение общегородского конкурс а «Улица, двор образцового

содержания»;

3.Организация и проведение рейдов, направленных на выявление экологически

грязных мест и жителей города нарушающих правила уборки мусора вблизи своих подворий; Отражение в средствах СМИ результатов рейдов;

4. Проведение акций, направленных на воспитание экологической культуры

среди учащихся нашего лицея;

5.Увеличение количества часов в школьной программе на преподавание

Экологии;

По результатам опроса учащиеся 10 класса, в роли корреспондентов побывали на предприятиях и организациях города («Дон –Кабель», «Водоканал», «Кавказ» ) встретились с руководством (видеосъемка) и собрали информацию о воздействии данного предприятия на экологическое состояние г. Пролетарска.

Обучающиеся 9 –х классов провели исследования питьевой воды в разных частях города, определили ее состав, прозрачность, жесткость, содержание ионов Fе3+; Результаты были представлены на конференции:

Рисунок №1. Исследование донской и чепрачной питьевой воды, используемой жителями города Пролетарска.

Вывод: получив дистиллированную воду, сравнив ее с образцами питьевой воды (донской и чепрачной) пришли к выводу, что эти воды отличаются по составу,

(дистиллированная вода не содержит ни каких солей), по содержанию ионов железа – незначительное количество солей железа содержится в питьевой чепрачной воде и больше их содержится в речной воде. Речная вода имеет низкую степень прозрачности, а питьевая - высокую степень прозрачности. Проанализировав результаты опытов, пришли к выводу, что речная вода имеет самую высокую жесткость, т.к. содержание солей в ней самое высокое. В питьевой чепрачной воде жесткость будет выше, чем в донской воде, т.к. содержание солей будет выше. Итак, питьевая донская вода по составу, вкусовым качествам, жесткости превосходит водопроводную чепрачную.

В работе конференции (обучающимися 8-х классов) был представлен анализ состояния почвенного покрова и лиственного опада в районе предприятия «Дон –Кабель» и лицея №1 (ул. Превомайская), которые находятся в одном микрорайоне:
Рисунок №1.

Схема местоположения предприятия МБОУ лицея №1



Таблица №3. Исследование почвенного покрова

Контрольный участок

Проба №1

Проба №2

Проба №3

Проба №4

Наличие ионов свинца (Pb2+) в почвенной вытяжке









Наличие ионов хлора (СI-) в почвенной вытяжке









Вывод: На исследуемой территории в почвенной вытяжке обнаружены ионы свинца пробы№3,№4, ( в виде желтого хлопьевидного осадка) и хлора пробы№3,№4 (в виде незначительного помутнения белого цвета). Наличие ионов свинца является результатом деятельности предприятия «Дон – Кабель» (отрасль цветной металлургии) и увеличением потока транспортных средств на проезжей части вблизи предприятия(пр.№4) и на проезжей части по ул. Первомайской в близи лицея (пр.№3).

Таблица № 4. Исследование лиственного опада

Проба№1

(школьный двор)

Проба№2

(придор. часть ул. Первомайская)

Проба№3

(проезжая часть по ул. Первомайская)

Проба№4

(двор предприятия «Маныч Кабель»)

-

-+

++

+++














Вывод: На территории предприятия « Дон Кабель» пр.№4 обнаружено наибольшее содержание ионов свинца (Рb2+) в листьях растений.

Данный факт является результатом использования цветных металлов предприятием и увеличением нагрузки на проезжую часть вблизи предприятия. На проезжей части по ул. Первомайской пр.№3, что объясняется увеличением транспортного потока за исследуемый период.

Так же была представлена оценка загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников исследуемого микрорайона за 2010-2012гг :

Таблица №5. Определение степени чистоты воздуха исследуемых объектов

Исследуемый период

Наличие или отсутствие лишайников

накипные

листоватые

кустистые

2009-10гг

+

+

-

2010-11гг

+

+

-

2011-12гг

+

_

-

Степень загрязнения воздуха

слабое

слабое

зона угнетения


Таблица №6. Оценочная таблица

Степень загрязнения

Наличие или отсутствие лишайников

накипные

листоватые

кустистые

Отсутствует

+

+

+

Слабое

+

+

+

Среднее

+

+

+-

Сильное («лишайниковая пустыня»)

2009-10гг

отсутствует

2010-11гг

отсутствует

2011-12гг

слабое


Вывод: В окрестностях предприятия на деревьях были обнаружены накипные и листоватые виды лишайников. За исследуемый период отмечено сокращение занимаемой площади, отсутствие кустистых, а осенью 2012г- листоватых видов лишайников, поэтому можно предположить, что состояние воздушной среды ухудшается.

Таблица №7. Определение степени чистоты воздуха на территории школьного двора.

Исследуемый период

Наличие или отсутствие лишайников

2010г

+

+

+

2011г

+

+

+

2012г

+

+

+-

Степень загрязнения воздуха

2010г.

отсутствует

2011г.

отсутствует

2012г.

минимальное

Большой интерес вызвал отчет ребята 7-х классов о климатических особенностях г. Пролетарска, особое внимание было уделено анализу «Розы ветров», по которой стало ясно, что на исследуемой территории преобладают ветра восточного направления.

Т.к. предприятие «Дон – Кабель» находится на северо – восточной окраине исследуемого микрорайона, поэтому, при восточном переносе воздуха большая часть поселка Северного, где проживает 1/3 учащихся Лицея№1, и само учебное заведение подвержена воздействию выбросов этого предприятия.

Обучающиеся 6-х кл. определили основные загрязнители и их воздействие на здоровье человека, провели сравнительный анализ динамики заболеваемости жителей микрорайона, учащихся и работников лицея за исследуемый период.

Таблица №8. Динамика заболеваемости жителей г. Пролетарска аллергическими заболеваниями за период с 2009-2012гг..

Заболевание

2009-10гг

2010-11гг

2011-12гг

Бронхиальная астма

26

257

359

Ремит

31

13

27

Вывод: В целом наблюдается рост числа больных, страдающих аллегическими заболеваниями за исследуемый период, среди учащихся Лицея она выросла с 6% до 8%, среди педработников с 12% до 18%.

Таблица №9. Динамика заболеваемости жителей г. Пролетарска раком.

Заболевание

2009-10гг

2010-11гг

2011-12гг

Раковые (по городу

625

631

642

По лицею

1

1

2

Вывод: за исследуемый период отмечен рост раковых заболеваний среди жителей города и обучающихся и работников лицея.

Учащимися 5кл. готовились плакаты и листовки экологического содержания. Начальные классы организовали конкурс поделок и костюмов из бытовых отходов, а также работ экологического содержания по региональной тематике. На конференции были представлены призеры.

Медицинские работники школы подготовили выступление о состоянии здоровья учащихся лицея №1, а эксперты (9-11 классы): разработали предложения по улучшению экологического состояния на основе результатов проделанной работы групп.

В ходе работы конференции были представлены результаты проделанной работы, с использованием видео, фото, презентаций.

На конференции директор лицея выступил с информацией о затратах на оплату водоснабжения и потребления электроэнергии учебного заведения и необходимости экономии. Большой положительный эффект произвело выступление экологического патруля.

Результатом проекта стали регулярные субботники по очистке побережья реки Чепрак и пруда Солонка, участие в акциях «Чистый город», «Пролетарск – город зеленый» и др. Итоги работы экологической конференции были отражены в Экологическом вестнике лицея.

Работа Редько О. «Экологическое состояние родного города», в которой был представлен отчет о проведении общешкольной экологической конференции была признана лучшей среди работ учащихся 10-11кл. Данная работа привлекла внимание и активизировала деятельность учащихся, работников лицея, родителей по улучшению экологического состояния родного города. В 2011г учащимися Журавлевым С. и Субочевым Н. работа «Экологическое исследование микрорайона лицея№1 г. Пролетарска» была представлена на региональный конкурс исследовательских проектов школьников «Устойчивое развитие: инновации и традиции», проходивший на базе ДГТУ и заняла второе место.

В 2010г нашим учебным учреждением было налажено сотрудничество с Ростовским экологическим центром учащихся, в рамках которого начата работа по экологическому исследованию водных объектов Пролетарского района. Субочев Николай, учащийся 10 «А» класса в 2011г принял участие в региональном этапе «Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников 2011» с работой «Географическое исследование реки Чепрак!». На первом этапе - провели географическое исследование реки Чепрак. Были проанализированы различные источники информации, проведены наблюдения за состоянием реки и ее обитателями в течение 2010-2011 учебного года и собраны данные о реке Чепрак. Проведена оценка качества воды реки.

Для того чтобы привлечь внимание учащихся и учителей лицея – жителей города Пролетарска к экологическим проблемам, которые были выявлены в ходе исследования, было решено написать статью в школьную газету «Экологический вестник» «Живи, Чепрак!», ведь защита природы касается всех нас. Эта работа получила высокую оценку участников конкурса и жюри.

Рисунок №3. Статья «Живи, чепрак!» в экологическом вестнике лицея



В 2009-11г.г. обучающимися нашего лицея Колесниченко С. Бухтияровой С. была выполнена проектно - исследовательская работа « Озеро Грузское – жемчужина родного края». Цель проекта: географическое исследование озера Грузского, проведение химического анализа грязей, составление бизнес - плана грязелечебного кабинета, с использованием лечебных грязей исследуемого озера для комплексного лечения.

Задачи проекта: привлечение внимания к уникальным природным объектам, расположенным на границе Пролетарского и Орловского районов для дальнейшего использования.

Подготовительный этап работы содержит сбор и анализ необходимой справочной литературы по теме: посещение районной поликлиники для отслеживания динамики заболеваемости жителей нашего города по определенным видам заболеваний, библиотеки г. Новочеркасска, использование ресурсов сети интернет;

Таблица №10. Динамика заболеваний жителей г.Пролетарска и Пролетарского района за 2009-11гг.

Заболевания

2009г.(чел)

2010г.(чел)

2011г.(чел)

Анемия

129

133

144

Кожные заболевания

294

292

463

Костные заболевания

375

377

405

Органы пищеварения

984

982

1088

Остеохондроз

194

190

207

Диаграмма №2. Рост численности заболеваний за 2009-11гг.



Как видно из диаграммы по всем видам заболеваний наблюдается рост. Представленные данные подтверждают востребованность лечебных грязей озера Грузского и использования для лечения жителей нашего города.

Исследовательский: посещение озера Грузского, пробоотбор грязей и рапы, минеральной воды источника «Маныч», проведение лабораторных экспериментов, географическое исследование территории вблизи озера.

Опыт №1 «Проверить наличие хлорид ионов»

Оборудование: ил, вода, р-р AgNO3, набор лабораторной посуды, фильтр.

Методика: растворили ил в воде, полученный раствор отфильтровали. К 2мл фильтрата добавили несколько капель AgNO3. Образовался белый творожестый осадок.

Вывод: образование осадка черного цвета свидетельствует о наличии сульфидов в иле Грузского озера (см.Приложение №8)..

Cu2+ + S2- = CuS(черный осадок)

Опыт №2 Обнаружение сульфид ионов

Оборудование: ил, вода, р-р CuSO4, набор лабораторной посуды, фильтр.

Методика: растворили ил в воде, полученный раствор отфильтровали. Добавили 1мл CuSO4 .Раствор приобрел мутно-серый цвет. Далее отфильтровали черный осадок (см.Приложение №9).

Вывод: образование осадка черного цвета свидетельствует о наличии сульфидов в иле Грузского озера.

Cu2+ + S2- = CuS(черный осадок)

Результаты:

• В озере высоко минирализованная вода – рапа или тузлук с высоким содержанием хлористого натрия.

• Уникальные сульфидо-иловые грязи обладают целебными свойствами.

• С помощью грязи и воды озера можно излечиться от многих костных и кожных заболеваний, анемии, болезней спинного и головного мозга, хронических заболеваний пищеварительной системы, нарушения обмена веществ.

Практический: подготовка бизнес плана по организации оздоровительного грязелечебного комплекса.

Таблица №11. Бизнес план водогрязелечебницы.


Основные расходы

Текущие расходы ( в мес.)

Доходы ( в мес.)

Белье: 10000руб.

Комунальные:

Газ (зима-100м3, лето – 100-200м3) – 4100руб

1 чел – 150руб

Минимальный курс- 10 дней;

В сутки-20 чел; В месяц – 22 раб. дня -70000руб.

Мебель: 40000руб.

Транспортные расходы: 1000руб

Оборудование: 5000руб.

Арендная плата 7000-10000руб




Установка душевых кабин:90000руб.

Зарплата (3 чел) -18000руб




Ремонт:55000руб.

Моющие средства – 500руб







Платеж по кредиту-6000руб




Итог:200000руб

36400руб

33600руб (чистая прибыль)

Итоги: открытие водогрязелечебницы на территории нашего города при поддержке органов местного самоуправления, позитивно скажется на здоровье населения, демографической обстановке, формировании здорового образа жизни.

Школьники, участвующие в работе кружка "География родного края " стали участниками и призерами в конкурсах «Славен, Дон!», конкурса «Водных проектов старшеклассников- 2011», научно – практических конференций на базе лицея, ДГТУ Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях.

В соответствии с региональным образованием в школьный курс географии (6, 8-9, 10 классы) введено изучение географии своего края, области, района, региона. Включение этого содержания в федеральный компонент объясняется тем, что изучение малой Родины, ее географических особенностей позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал географии.

Итогом трехлетней работы в использовании информационных технологий в преподавании географии Ростовской области и Пролетарского района является создание учителем Зивенко Н.В. электронного учебного пособия «Природа Ростовской области и Пролетарского района» и рабочей тетради к нему «Пролетарская земля – мой родной край» (Ростов – на – Дону, Издательство РИПК и ППРО, 2012г.), где один из разделов посвящен охране природы, изучению экологического состояния природных объектов Ростовской области и Пролетарского района, для этого в рабочей тетради помещен «Полевой дневник» с практическими заданиями по построению розы ветров, графиков годового хода температур, составлению календаря погоды, зеленого паспорта школьного двора с инструкциями, паспорта родника, определение качества воды в ближайшем водоеме, механического состава почв, составление описания водоемов, обследований родника, изменений природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоенности территории своей местности и др.

Рисунок №4. ЭУП «Природа Ростовской области и Пролетарского района», рабочая тетрадь «Пролетарская земля – мой родной край».



Таким образом, разработанный мною УМК является не только методологической основой основ экологических исследований, но и способствует развитию практических навыков в экологическом воспитании школьников.

В 22 апреля 2011г. в рамках дня защиты Земли была организована экскурсия в Ростовский степной заповедник (участок Орловский), в ходе, которой ребята познакомились с флорой и фауной территории родного края.

Стало традиционным празднование Дня птиц, в рамках которого ранней осенью ребята начальных классов с помощью родителей мастерят кормушки для птиц, а весной скворечники. Проводится конкурс, в ходе которого определяются победители. По лицею проводятся классные часы о птицах, выставка работ.

На базе лицея №1 ежегодно активно работает школьный «Центр здоровья и развития учащихся». Одним из направлений его работы является организация клубов по интересам на базе летнего оздоровительного лагеря «Солнышко», где в период с 2008-2012гг действует клуб «Край родной люби и знай и здоровье сберегай», целями работы которого являются:

1. Сохранение и коррекция физического и психического здоровья детей, гармонизация отношения к природе, воспитание ответственности за сохранение окружающей среды, развитие способности выделять экологические проблемы, способствовать их преодолению.

2. Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала детей.

3. Развитие практических умений и навыков детей: памяти, логического мышления и творческих способностей.

4. Создание социальной ситуации развития детей, среды общения в микросоциуме, обучение модулированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.

Участниками клуба являются учащиеся 1-6 классов. В работе клуба выделены три взаимосвязанных направления: образовательное, развивающее, оздоровительное. В рамках 1-го направления ведется работа по изучению истории и природы родного края (изучение лекарственных растений, животных, водных объектов, работа с архивными и справочными материалами, ресурсами сети Интернет ) ; в рамках 2-го – проводятся практические занятия и коллективные творческие мероприятия, викторины, турниры, диспуты, экскурсии ( «Экологический экспресс», «На степных тропинках», Фестиваль «Юные знатоки природы», экскурсии по г. Пролетарску, на озеро Казинка и др.). Ребята участвуют в рейдах по уборке территории, охране окружающей среды.

3 направление – проведение здоровьесберегающих мероприятий, которые предусматривают проведение физкультминуток и минуток здоровья, точечного массажа, водных процедур, дыхательной гимнастики («Думаем на природе!», « Природная лаборатория», «Экология и здоровье» и др.).

Главным направление работы клуба в летний период 2012г. стало комплексное исследование пришкольного участка с целью улучшения экологического состояния и его благоустройства.

Работу начали с изучения местности лицея и составления плана пришкольного участка и близлежащих объектов (дорог, парков, домов, учреждений). Всю лагерную смену участники клуба Шмелева Анастасия, Дворцова Ангелина вели дневник наблюдений за погодой, с помощью которого за исследуемый период была определена средняя, максимальная и минимальная температура воздуха, количество ясных, пасмурных и дождливых дней, составлена «Роза ветров».

Натарова Юлия дала характеристику поверхностных горизонтов почвы на исследуемой территории, определила ее механический состав и водопроницаемость.

Наиболее интересным этапом работы стало исследование чистоты воздуха школьного двора, в ходе наблюдений Бахмацкая Яна и Ведерников Игорь провели расчет количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта, проезжающего по улице Первомайской, по специальным методикам определили степень запыленности воздуха в различных точках пришкольной территории.

Диаграмма № 3. Изменение загазованности территории вблизи лицея за период с 2010-2012гг.



Средний показатель за дневное время суток:

За час было зафиксировано 74 проезжающих автомобилей (2010.) 81(2011г.) 87 (2012г.). Следовательно, за сутки.

При выполнении алгебраических вычислений мы получили следующие данные 79,86,91 угарного газа; 14.4, 17,6, 20,8 кг оксида азота.

Вывод: за исследуемый период наблюдается рост загазованности территории

вблизи лицея. Это связано с ростом числа автомобилей в городе. Сравнивая

результаты с другими участками города был отмечен невысокий уровень

загазованности.

Как известно, одними из главных пылеуловителей, а также поглотителями шума болезнетворных микроорганизмов являются растения. Поэтому Дулимова Наталья и Чепурной Дмитрий составили «зеленый паспорт школьного двора», в котором подсчитали количество деревьев (100), их пород (16) и кустарников(7). Их количество на территории двора лицея с 2009г уменьшилось, в связи с вырубкой фруктового сада для строительства плавательного бассейна.
Таблица №12. Зеленый паспорт школьного двора.




Название

Количество деревьев

Средняя толщина

Средняя высота

Дендропарк

Тополь, сосна, ель, пихта, дикий каштан, клен, ясень, берест, береза ,ива, шиповник.

68 (7 кустарников)

50см



Аллея

Акация, пихта, клен, ясень, берест, липа

32

85см

5-6м

Диаграмма №4. Динамика изменения количества деревьев и кустарниковна территории лицея №1.


1

2010г 2011г 2012г

Таблица №13. Расчет количества деревьев на количество учащихся лицея.

Учебный год

Количество

учащихся

Количество

деревьев на

1 человека

Площадь двора

школы

2009-10гг.

440 чел.

0,35

200м2

2010-11гг

434 чел.

0,25

150м2

2011-12гг

451 чел.

0,23

150м2

После несложных расчетов определили, что на одного учащегося приходится менее 1 дерева (по данным Всемирной организации здравоохранения необходимо не менее 1-2), что является недостаточным. В ходе исследования было выявлено, что более 60% деревьев (в основном растущие по пер. Красный) имеют возраст более 50 лет, а значит, требуется посадка новых зелёных насаждений. В результате начавшего строительства плавательного бассейна уничтожена одна из немногих клумб, украшавших школьный двор.

Итог работы участников клуба «Край родной люби и знай и здоровье сберегай» - проект озеленения пришкольной территории. Основой его стали результаты анкетирование среди участников лагеря « Солнышко», работников лицея, родителей:

  1. для озеленения пришкольной территории надо учесть конвейер цветения растений, сочетание окраски цветов, высоту и фактуру кустарников, посадку деревьев определенным образом, т.е. формировать композиции из деревьев и кустарников;

  2. увеличить количество цветников (клумб, рабаток, бордюров) ;

  3. вырубить деревья по переулку Красный, начать посадку «Аллеи выпускников»;

  4. создать уютные беседки со скамейками, вьющимися растениями по периметру школьного двора;

  5. прибавить посадки из вечнозеленых растений: туи, голубой ели, кипариса;

Эти пункты проекта мы собираемся осуществить с весны следующего года.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:


  • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;

  • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;

  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.


ФИО

Название организации

Должность

Контактный телефон

Зивенко Наталья Валентиновна

МБОУ лицей №1 г. Пролетарска

Руководитель творческой группы учителей лицея по экологическому воспитанию обучающихся.

8-918-529-12-06