Главная страница

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука


Скачать 39.72 Kb.
Название Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука
Дата 07.03.2016
Размер 39.72 Kb.
Тип Документы

Основное назначение музыкально-дидактических игр — фор­мировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Музыкально-дидактические игры помогают в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального вос­приятия. Игровое действие должно помочь ребенку в интерес­ной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей.

Для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально - ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае, будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма), координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и до­ступны, интересны и привлекательны. И тогда они станут своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей.

На занятиях можно использовать различные виды игр, например:

Для развития чувства ритма музыкально-дидактическая игра «Три медведя» Детям раздаются карточки с изображением Михайла Потапыча, Настасьи Петровны и Мишутки. Дети слушают музыку и определяют, кто же вернулся домой?

Для развития памяти и музыкального слуха музыкально-дидактическая игра «Цветик-семицветик». Большой цветок, состоящий из 7 лепестков разного цвета. На обратной стороне лепестка - рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений. Дети, прослушав произведение, выбирают соответствующий сюжет.
Детям старшего возраста для закрепления пройденного материала очень нравятся занимательные задания. Дети с удовольствием отгадывают, что же спрятано в картинках.

Для развития памяти и музыкального слуха музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?». Предлагается детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель исполняет например, «Детскую польку» М. Глинки, «Марш» Д. Шостаковича или мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла». По музыке дети узнают, что делают в домике – поют, маршируют или танцуют. Для проверки разрешается повернуть домик, с обратной стороны которого соответствующий рисунок.

Для развития чувства ритма игра «Зайцы». Предложить детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку». Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют и вставляют соответствующую картинку

Игра для развития музыкального слуха «Теремок»

Дети слушают музыку и определяют по звучанию, какому персонажу сказки музыка. Ребёнок правильно угадавший, чья музыка, выходит к игровому полю и вставляют в прорезь перед домиком соответствующую фигуру героя сказки.

Игра на развитие чувства ритма «Солнышко и тучка». Детям раздаются карточки и предлагается прослушать три музыкальных произведения. Дети по очереди определяют характер каждого из них и показывают карточку с изображением, соответствующим характеру музыки.

Игра для развития музыкального слуха «Кого встретил колобок?»

Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют ее персонажей, которые встречаются Колобку. Предлагается детям послушать и отгадать музыкальные загадки. Поочерёдно исполняется четыре пьесы, каждая из которых рисует образ одного из персонажей сказки, дети вставляют в окошечко картинку с персонажем, образ которого передан в музыке.

Для развития звуковысотного слуха используется игра «Угадай-ка!»

Игра поводится с группой детей за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поёт на ре первой октавы). Дети у кого на карточке изображён гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель поёт: «Га-га-га» (на ля первой октавы), дети закрывают картинку с гусёнком.

Следующая игра для развития звуковысотного слуха «Лесенка». Движение мелодии вверх, вниз можно проиллюстрировать на музыкальной лесенке с пятью ступеньками. Ребенок показывает всем как звучит мелодия, передвигает матрешку по лесенке вверх или вниз. После этого детям можно предложить другую попевку, и обратить их внимание, что здесь, помимо движения мелодии вверх, есть два звука, которые находятся на одной высоте.

Развитие певческих навыков является одной из задач му­зыкального воспитания в детском саду.

Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает мно­гие игры, танцы, хороводы, она — один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

В детском саду дошкольники поют песни различного харак­тера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие — легко или напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами или с солистом окажет в этом действенную помощь.