Главная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Выступление на гмо: «Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения фгос»


Скачать 40.96 Kb.
Название Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Выступление на гмо: «Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения фгос»
Дата 23.02.2016
Размер 40.96 Kb.
Тип Документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Выступление на ГМО:

«Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС»

Подготовила

Афанасьева Е.А.

учитель нач. классов

г. Лыткарино

ноябрь, 2014 год
Организация групповой работы.

Мы с Вами прекрасно знаем, что групповая работа на уроке – это очень интересная и любимая учениками форма работы. Почему ученики любят работать в группе? Очень часто, ученик , оказавшись наедине с каким-либо заданием чувствует неуверенность в себе. Но когда он член команды, неуверенность отступает, а интерес, подогреваемый соседями служит отличным «топливом» для поездки за пониманием ! Групповая работа – это способ совместного решения проблем, это путешествие, во время которого каждый находит себя.

«Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех. Генри Форд»

Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

Но работа в группе требует очень большой организации от учителя! И перед ним сразу

возникает множество «как?» и «каким образом?» Чаще всего мы начинаем групповую работу с работы в парах, это удобно и нам, и ученикам. Но мне было интересно рассмотреть и начать работу в группах по пять - шесть человек уже с первого класса. Сразу возник вопрос: как начать, если мои малыши еще мало что могут сами? Было просмотрено множество литературы и решено было остановиться на ключевых моментах, некоторые из которых мы с ребятами приняли за правила поведения в группах:

Характерными признаками работы в группе

  • Позитивные взаимоотношения участников.




  • Индивидуальная ответственность каждого за проделанную работу в группе.

  • Взаимное общение учащихся.




  • Развитие коммуникативных умений.




  • Постепенное формирование практических навыков.


Вторым вопросом стал вопрос комплектования рабочих групп. Я решила , что прежде чем отправлять корабль в свободное плавание, нужно дать команде определенные навыки, а значит деление групп на первом этапе планирует учитель, при этом обязательно формирует их таким образом, чтобы в группе были и сильные, и средние, и слабые ученики. Следующим этапом было смена обязанностей, а потом и перемешивание состава групп. В этом году я планирую свободное формирование групп по желанию.

Как комплектовать группы?

  • По желанию.

  • По уровням!

  • Лидер набирает группу.

  • Разнородные.

Никто не может ограничить фантазию учителя в выборе ролей в группах, но я решила остановится на пяти основных, при этом роль командиров попытаться отдать на первоначальном этапе более скромным учащимся, а сильных учеников поставить на менее кричащие роли.

Как распределить обязанности в группах?

  • Посыльный

  • Командир

  • Секретарь

  • Докладчик

  • Наблюдатель

  • Посыльный

Роль посыльного ученикам кажется простой, так как ему нужно только подойти, взять и принести задание для группы. А на самом деле посыльному надо понять инструкцию, запомнить её и объяснить другим.

  • Командир

Поддерживает порядок. Организует работу в группе, следит за временем обсуждения, собирает идеи, даёт возможность высказаться каждому.

  • Секретарь

Записывает основные идеи при обсуждении; выполняет работу группы, если она письменная. Четкий почерк, навыки грамотного переписывания, способность к оформительству.

  • Докладчик

«Золотой голос» группы, сообразительность, грамотная речь; представляет во время общего обсуждения ответ группы, отвечает на дополнительные вопросы аудитории.

  • Наблюдатель

Участвует в обсуждении наравне с другими, критически оценивает идеи. Выполняет роль рефери, наблюдает за эффективностью общения в группе и выставляет оценку своей группе (первоначально мы наметили три позиции оценивания: с заданием справились полностью, были недочеты в работе группы, с заданием не справились и отмечали это флажками в таблице групп). С каждым разом ребята относились к своей должности более ответственно и внимательно, но надо сказать и более критично.

Какие «подводные камни» ждут учителя? Конечно, без проблемных ситуаций не обошлось и у нас. Все из перечисленных ниже случаев мы пережили на собственном опыте, учились выходить из сложных ситуаций вместе.


  • Один ученик «подмял» под себя всю группу и не дает работать другим.

  • Некоторые члены группы не выполняют своих обязанностей

  • По ходу обсуждения в группе произошла ссора.

  • Группа расстроена. Поскольку не получается выполнить задание.


Каковы действия учителя?


  • Следить за деятельностью учащихся. Учитель переходит от группы к группе и видит. Кто что делает. Это требует ответственности от учеников и позволяет учителю вмешиваться в действия группы, если это необходимо.

  • Учитель помогает, если нужно объяснить требования, умения, вопросы, ответы на вопросы. Если есть необходимость направляет группу на решение задачи. Но вмешательство возможно только в крайнем случае!

  • Учитель оценивает последствия исследования и процесс занятия в группах, ученики – сами себя и друг друга




  • ОБОБЩЕНИЕ – учитель формулирует выводы.


Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам четкую конкретную задачу, каждый из них должен четко понимать и выполнять свои действия для совместного решения этой задачи.

А я очень надеюсь, что эта презентация поможет Вам, уважаемые коллеги, более четко спланировать подобную работу