Главная страница

«Мотивы выбора профессии»


Скачать 107.08 Kb.
Название «Мотивы выбора профессии»
Дата 08.03.2016
Размер 107.08 Kb.
Тип План-конспект

ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

План - конспект

факультативного занятия по профессиональному самоопределению

на тему:

«Мотивы выбора профессии»

(по программе предпрофильной подготовки разработанной Г.В. Резапкиной)

Провела: социальный педагог

Медведева Н.В.

2014 г.

Предлагаемый план - конспект занятия является составной частью программы факультативного занятия по профессиональному самоопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Урок проводился социальным педагогом с участием воспитанников 9 класса в течение 45 минут.

Цели: развитие представлений о мотивации, знакомство с понятием «профессиональная и внепрофессиональная мотивация»; определение профессиональной мотивации.
Материалы: бланки к упражнениям «За двумя зайцами», «Я-Другой, Карьера-Дело».

Ход занятия.


  1. Приветствие.

  2. Тема занятия.

У рабочих, возводящих Шартрский собор, однажды спросили, что они делают. Один ответил: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий сказал: «Я строю храм». В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности.

Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы ….» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Осознание мотивов поведения — дело важное, но трудное. Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются. Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников). Могу давать уроки английского, немецкого, французского. Но не хочу.


  1. Упражнение «За двумя зайцами» (по мотивам методики Е. И. Головахи)


Инструкция. Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из

них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.

5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.

3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.

6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.

4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в сейчас важнее - профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Соответствуют ли полученные результаты вашим представлениям о себе?

Если цели определены - подумайте о средствах их достижения. Это, прежде всего, внутренние ресурсы: профессиональные интересы и склонности, способности, профессионально важные качества, образование, опыт.

К внешним средствам можно отнести деньги, связи, случай, ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие друзей и единомышленников и т.д. Внешние ресурсы могут быть хорошим дополнением к ресурсам внутренним. Но не больше!
Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, — говорит одна девица,

Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».

«Если б я была царица, — говорит ее сестрица,

Я б на целый мир одна наткала бы полотна».

«Если б я была царица, — третья молвила девица,

Я б для батюшки-царя родила богатыря».
Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее

мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, вторую поварихой. У третьей сестры была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация: она хотела не работать, а быть царской женой. Именно ее царь взял в жены.

Многие, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады, разрываясь между противоречивыми мотивами.

Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?


  1. Методика «Я-Другой, Карьера-Дело» (методика Г. В. Резапкиной)



Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что – второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы от нуля за вариант, который вам безразличен до трех баллов за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!




II

III

IV

1. Мне нравится

иметь много свободного времени

добиваться успеха во всех делах

делать подарки своим друзьям

находить красивое решение трудной задачи

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

2. Мой девиз

"Работа не волк, в лес не убежит"

"Хочешь жить - умей вертеться"

"Что отдал, то твое"

"Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать"

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

3. Лучшая работа для меня - та, которая

не мешает мне жить своей жизнью

дает возможность быстрого продвижения по службе

нужна людям

интересна

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

4. Счастье для меня - это

возможность жить в свое удовольствие

высокая должность и хорошая зарплата

благополучие моих друзей и близких

возможность заниматься любимым делом

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

Итого сумма баллов по каждому из столбцов I ... IV:

 
 

 
 

 
 

 
 

Обработка результатов.

Подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (I,II,III,IV):

9-12 баллов - ярко выраженная направленность личности;
5-8 баллов - умеренно выраженная направленность;
0-4 балла - направленность не выражена.

I. "Я". Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.

II. "Карьера". Вероятно, вам близки и понятны законы "рынка". В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании - это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни - карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.

III. "Другой". Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы не занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.

IV. "Дело". Какую бы деятельность вы не выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не закрывала от вас смысл жизни, не сводимый к работе.

Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.

http://metodkabi.net.ru/img/tren_3_.gif

Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности важна мотивация. В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека.

Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: «Что для вас в жизни главное?», мы получим примерно одни и те же ответы:

1. Здоровье

2. Благополучие семьи и близких

3. Материальная обеспеченность

4. Хорошая работа

5. Любовь

6. Карьера

7. Слава

Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями?

Здоровье. Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.

Благополучие семьи. Ругаются, тиранят, родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени. Материальная обеспеченность. Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а

тяжелый час идут по миру.

Хорошая работа. Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске.

Занимаются черной поденщиной — ради денег, которые в таком количестве е

являются для них строго необходимыми.

Любовь. Если все люди хотят любить и быть любимыми — то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь

убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта «главная

ценность» связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и

всяческих несчастий? Карьера. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей — и на это ты хочешь потратить свою жизнь?

Слава. Разоренные страны и два миллиона трупов – вот непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках — и попадете в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава — угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? «Что ты делал в жизни?» — «Я прыгал в длину».

(Веллер М. И. Все о жизни, М., АСТ, 2009).

  1. Заключение.

Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности — главные в жизни? Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями?