Главная страница

Могильницкая С. Ю. Зам. Директора по воспитательной


Скачать 75.24 Kb.
Название Могильницкая С. Ю. Зам. Директора по воспитательной
Дата 28.02.2016
Размер 75.24 Kb.
Тип Документы

Могильницкая С.Ю.

Зам. Директора по воспитательной

Работе ГБОУ СОШ № 228

кафедра развития

Образовательных систем

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Начало третьего тысячелетия характеризуется кардинальными

изменениями: происходит ускорение темпов жизни, формируется непредсказуемая

модель общества, однако, не означает его неуправляемости. Это значит, что

современным школьникам придется жить в мире, существенно отличающимся от

мира взрослых, что потребует от них соответствующих умений – самостоятельно

анализировать ситуации и свои возможности, ставить цели, организовывать

свою деятельность, корректировать ее результат. Им необходимо уметь

адаптироваться в новой социальной среде, обладать гражданской

ответственностью, социальной активностью, иметь организаторские и

коммуникативные способности.

Современные школьники не могут оставаться в стороне от

закладки нового правового государства. Идеи согласия и толерантности в

обществе, гуманистическая культура межнационального общения, любви к Родине

имеют особое значение для сегодняшней России. Они глубоко связаны с

историческим прошлым нашего народа. Незнание истории своей страны,

непонимание сегодняшних процессов, происходящих в обществе в последние

годы, привели к социальному безразличию молодежи.

На мой взгляд, необходимо создать условия для

формирования личности школьника, готового к достойной самореализации в

сложнейших условиях 21 века, для формирования социального компетентного,

активного, ответственного, высоконравственного, духовно богатого гражданина

и патриота России.

Для достижения этой цели, учащиеся, помимо овладения

знаниями, должны иметь реальную возможность практических действий, ведущих

к овладению социальными отношениями людей. Наиболее удачной формой,

позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, являются

школьное самоуправление и разнообразные формы внутришкольной социальной

активности.

О важности организации школьного самоуправления

было много сказано в отечественной и зарубежной педагогике, у школ в

прошлом был богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими

организациями, которые были разрушены с распадом СССР. Сейчас возникает

масса молодежных объединений, но ни одно из них не получило массовой

поддержки. На мой взгляд, проблема заключается в том, что иногда слепо

переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися,

подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся

социально-экономических условий в обществе. Педагоги оказываются не

готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов,

связанных с управлением, а учащиеся не имеют возможности в полной мере

использовать свои права на самоуправление на практике, из-за отсутствия

механизма их реализации.

Прежде чем задумываться о создании ученического

самоуправления в конкретном образовательном учреждении, необходимо ответить

на вопрос о необходимости вовлечения детей в этот процесс.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций –

подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей

развития ребенка.

С точки зрения возрастных психологических

особенностей для подросткового возраста характерна повышенная

восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание,

должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к

изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем

самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в школьном

ученическом самоуправлении или в деятельности общественной организации

способствует формированию гражданской позиции ценностного отношения к себе

и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать

социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения

социальных проблемных ситуаций. Из педагогики мы знаем, что в условиях

групповой деятельности поведение человека становиться более плодотворным,

чем в условиях индивидуального поведения. На поведение подростков влияют

требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения

и моральных норм.

Важность и необходимость создания эффективного

школьного ученического самоуправления для педагогов понятна. Но точка

зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей на эту

проблему.

Для определения позиции детей в отношении

ученического самоуправления мною был проведен опрос среди учащихся школ №

228 и 1275 г. Москвы.

По результатам опроса выявлено, что учащиеся

осознают необходимость создания ученического самоуправления. Они считают,

что в этой работе именно они должны стать реформаторами, учителя –

помощниками и связующим звеном, а администрация – координатором и спонсором

(85%), что отношения между учителями и учащимися должны строиться на

взаимоуважении, взаимопонимании и взаимопомощи (92%),

что для успешной работы необходим лидер, который должен быть умной

личностью, обладающей организаторскими способностями, ответственностью,

доброжелательностью, чувством юмора (87%), что ученическое самоуправление

должно объединить все возрастные группы через совместную деятельность

(91%).

Создавая модель школьного ученического

самоуправления в школе № 228 г. Москвы мы определили главной целью своей

работы развитие патриотизма, гражданственности и правового сознания

учащихся.

Исходя из цели работы, были поставлены задачи:

- Развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и

национальных духовных ценностей;

- Формирование активной жизненной позиции личности, приобретение опыта

гражданских действий, демократичного поведения в обществе;

- Развитие умений и навыков конструктивно-критического мышления,

инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности и принятие

коллективных решений;

- Воспитание уважения к народным традициям и культуре, уважительного и

толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

- Формирование понимания принципов и ценностей демократичного гражданского

общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, возможности

граждан влиять на политику и жизнь своего города и государства в целом.

Но все эти цели ученического самоуправления не

могут быть достигнуты, если самоуправление учащихся есть только игра.

Необходимо твердо установить, что ребенок, и особенно, подросток не только

готовится к жизни, но и сейчас живет своей большой настоящей жизнью, тем

самым проявляет гражданскую активность.

«Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному

населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное

совокупностью прав и обязанностей» (словарь русского языка под рук. Ожегова

С.И., 16 стр. 147). Поэтому именно в системе школьного самоуправления

ребенок впервые познает, что такое права и что такое обязанности в

соответствии с этими правами. Именно школьное самоуправление дает первые

азы гражданственности, так как поступать в системе ученического

самоуправления школьник должен с позиции гражданина, с позиции того

государства, в котором он живет.

Проведение экспериментального исследования на примере одной

из моделей школьного ученического самоуправления в 9 А классе показало,

что

система самоуправления в классе повышает гражданскую активность учащихся,

дети включаются в преобразования коллектива, вносят рациональные

предложения по ведению той или иной деятельности класса (45% от 4), умеют

вести дискуссию (30% от 2% ), оценивают общественные явления отстаивают

свои убеждения (35% от 5%) .

В работе органов ученического самоуправления необходимо

использовать традиции, ритуалы, соревнования, игры, формы коллективного,

группового и индивидуального поощрения общественной активности

школьников. Также необходимо активно использовать теорию социального

управления, введение в действие управленческого цикла, обеспечивающего

единый ритм жизнедеятельности школьного коллектива. Необходимо создавать

благоприятный психологический климат в школе, в том числе – в ученическом

коллективе, формировать и развивать этические ориентиры учащихся –

добросовестное творческое отношение к труду и общественной работе, уметь

ценить общественное мнение.

Каждому учащемуся должна быть представлена такая роль в

органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям

и интересам, дает возможность для самореализации. Необходимо развитие

делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия,

уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления.

В этом случае организационная структура ученического

коллектива будет представлять целостную, взаимосвязанную систему

коллективных и выборных, постоянных и временных, одновозрастных и

разновозрастных органов самоуправления, которые смогли бы повлиять на

жизненные ценности и развитие активной гражданской позиции молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и

проблемы Под общ. Ред. И.А.Зимней М.,Агентство «Издательский сервис» 2004

г.

2.Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном

учреждении Под общ. ред. А.С. Прутченкова – М.: Изд.дом «Новый учебник»,

2003г.

3. В.М. Лизинский Директор школы и общественно-педагогическое управление

учебно-воспитательным процессом в школе М.: Центр «Педагогический поиск»,

2004 г.

4.Бочкарев В.И. Делиться властью – трудная наука Народное образование. –

2000.- № 3

5. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т.- М.,1984.