|
Могильницкая С. Ю. Зам. Директора по воспитательной
Могильницкая С.Ю.
Зам. Директора по воспитательной
Работе ГБОУ СОШ № 228
кафедра развития
Образовательных систем
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Начало третьего тысячелетия характеризуется кардинальными
изменениями: происходит ускорение темпов жизни, формируется непредсказуемая
модель общества, однако, не означает его неуправляемости. Это значит, что
современным школьникам придется жить в мире, существенно отличающимся от
мира взрослых, что потребует от них соответствующих умений – самостоятельно
анализировать ситуации и свои возможности, ставить цели, организовывать
свою деятельность, корректировать ее результат. Им необходимо уметь
адаптироваться в новой социальной среде, обладать гражданской
ответственностью, социальной активностью, иметь организаторские и
коммуникативные способности.
Современные школьники не могут оставаться в стороне от
закладки нового правового государства. Идеи согласия и толерантности в
обществе, гуманистическая культура межнационального общения, любви к Родине
имеют особое значение для сегодняшней России. Они глубоко связаны с
историческим прошлым нашего народа. Незнание истории своей страны,
непонимание сегодняшних процессов, происходящих в обществе в последние
годы, привели к социальному безразличию молодежи.
На мой взгляд, необходимо создать условия для
формирования личности школьника, готового к достойной самореализации в
сложнейших условиях 21 века, для формирования социального компетентного,
активного, ответственного, высоконравственного, духовно богатого гражданина
и патриота России.
Для достижения этой цели, учащиеся, помимо овладения
знаниями, должны иметь реальную возможность практических действий, ведущих
к овладению социальными отношениями людей. Наиболее удачной формой,
позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, являются
школьное самоуправление и разнообразные формы внутришкольной социальной
активности.
О важности организации школьного самоуправления
было много сказано в отечественной и зарубежной педагогике, у школ в
прошлом был богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими
организациями, которые были разрушены с распадом СССР. Сейчас возникает
масса молодежных объединений, но ни одно из них не получило массовой
поддержки. На мой взгляд, проблема заключается в том, что иногда слепо
переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися,
подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся
социально-экономических условий в обществе. Педагоги оказываются не
готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов,
связанных с управлением, а учащиеся не имеют возможности в полной мере
использовать свои права на самоуправление на практике, из-за отсутствия
механизма их реализации.
Прежде чем задумываться о создании ученического
самоуправления в конкретном образовательном учреждении, необходимо ответить
на вопрос о необходимости вовлечения детей в этот процесс.
Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций –
подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей
развития ребенка.
С точки зрения возрастных психологических
особенностей для подросткового возраста характерна повышенная
восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание,
должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к
изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем
самоопределении.
С точки зрения педагогов, участие в школьном
ученическом самоуправлении или в деятельности общественной организации
способствует формированию гражданской позиции ценностного отношения к себе
и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать
социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения
социальных проблемных ситуаций. Из педагогики мы знаем, что в условиях
групповой деятельности поведение человека становиться более плодотворным,
чем в условиях индивидуального поведения. На поведение подростков влияют
требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения
и моральных норм.
Важность и необходимость создания эффективного
школьного ученического самоуправления для педагогов понятна. Но точка
зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей на эту
проблему.
Для определения позиции детей в отношении
ученического самоуправления мною был проведен опрос среди учащихся школ №
228 и 1275 г. Москвы.
По результатам опроса выявлено, что учащиеся
осознают необходимость создания ученического самоуправления. Они считают,
что в этой работе именно они должны стать реформаторами, учителя –
помощниками и связующим звеном, а администрация – координатором и спонсором
(85%), что отношения между учителями и учащимися должны строиться на
взаимоуважении, взаимопонимании и взаимопомощи (92%),
что для успешной работы необходим лидер, который должен быть умной
личностью, обладающей организаторскими способностями, ответственностью,
доброжелательностью, чувством юмора (87%), что ученическое самоуправление
должно объединить все возрастные группы через совместную деятельность
(91%).
Создавая модель школьного ученического
самоуправления в школе № 228 г. Москвы мы определили главной целью своей
работы развитие патриотизма, гражданственности и правового сознания
учащихся.
Исходя из цели работы, были поставлены задачи:
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и
национальных духовных ценностей;
- Формирование активной жизненной позиции личности, приобретение опыта
гражданских действий, демократичного поведения в обществе;
- Развитие умений и навыков конструктивно-критического мышления,
инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности и принятие
коллективных решений;
- Воспитание уважения к народным традициям и культуре, уважительного и
толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
- Формирование понимания принципов и ценностей демократичного гражданского
общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, возможности
граждан влиять на политику и жизнь своего города и государства в целом.
Но все эти цели ученического самоуправления не
могут быть достигнуты, если самоуправление учащихся есть только игра.
Необходимо твердо установить, что ребенок, и особенно, подросток не только
готовится к жизни, но и сейчас живет своей большой настоящей жизнью, тем
самым проявляет гражданскую активность.
«Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному
населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное
совокупностью прав и обязанностей» (словарь русского языка под рук. Ожегова
С.И., 16 стр. 147). Поэтому именно в системе школьного самоуправления
ребенок впервые познает, что такое права и что такое обязанности в
соответствии с этими правами. Именно школьное самоуправление дает первые
азы гражданственности, так как поступать в системе ученического
самоуправления школьник должен с позиции гражданина, с позиции того
государства, в котором он живет.
Проведение экспериментального исследования на примере одной
из моделей школьного ученического самоуправления в 9 А классе показало,
что
система самоуправления в классе повышает гражданскую активность учащихся,
дети включаются в преобразования коллектива, вносят рациональные
предложения по ведению той или иной деятельности класса (45% от 4), умеют
вести дискуссию (30% от 2% ), оценивают общественные явления отстаивают
свои убеждения (35% от 5%) .
В работе органов ученического самоуправления необходимо
использовать традиции, ритуалы, соревнования, игры, формы коллективного,
группового и индивидуального поощрения общественной активности
школьников. Также необходимо активно использовать теорию социального
управления, введение в действие управленческого цикла, обеспечивающего
единый ритм жизнедеятельности школьного коллектива. Необходимо создавать
благоприятный психологический климат в школе, в том числе – в ученическом
коллективе, формировать и развивать этические ориентиры учащихся –
добросовестное творческое отношение к труду и общественной работе, уметь
ценить общественное мнение.
Каждому учащемуся должна быть представлена такая роль в
органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям
и интересам, дает возможность для самореализации. Необходимо развитие
делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия,
уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления.
В этом случае организационная структура ученического
коллектива будет представлять целостную, взаимосвязанную систему
коллективных и выборных, постоянных и временных, одновозрастных и
разновозрастных органов самоуправления, которые смогли бы повлиять на
жизненные ценности и развитие активной гражданской позиции молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и
проблемы Под общ. Ред. И.А.Зимней М.,Агентство «Издательский сервис» 2004
г.
2.Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном
учреждении Под общ. ред. А.С. Прутченкова – М.: Изд.дом «Новый учебник»,
2003г.
3. В.М. Лизинский Директор школы и общественно-педагогическое управление
учебно-воспитательным процессом в школе М.: Центр «Педагогический поиск»,
2004 г.
4.Бочкарев В.И. Делиться властью – трудная наука Народное образование. –
2000.- № 3
5. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т.- М.,1984.
|
|
|