Главная страница

Методическая разработка формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской


Скачать 410.9 Kb.
Название Методическая разработка формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской
страница 2/3
Пак Марина Васильевна
Дата 06.03.2016
Размер 410.9 Kb.
Тип Методическая разработка
1   2   3

Первый вариант – парная деятельность учащихся. Учащиеся по желанию разбиваются по парам, каждой паре дается задание по видам практической деятельности. Например, строгание древесины, целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и способы строгания. Учителем выдаются заготовки и инструмент каждой паре. На верстаке учащиеся закрепляют заготовку с помощью зажимов и упоров, приступают к строганию, поочередно меняя друг друга. Парный вариант работы позволяет контролировать действия другого и делать перерывы в работе.

Второй вариант – разделение на группы. Например, в классе 10 учеников, первые 5 учеников заготавливают заготовки для следующего урока, а вторые 5 учеников выполняют строгание заранее приготовленных учителем заготовок. Придя на следующий урок, учащиеся меняются видом деятельности. При использовании данного варианта учитываю следующие особенности разделения учащихся на группы:

  • состав групп постоянен, учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами (дружеские отношения, общие интересы и т.п.).

  • работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно, с целью научиться руководить и подчиняться.

  • группы работают под контролем учителя, который помогает разрешить тупиковые ситуации и оценивает индивидуальные результаты.

  • по окончанию работы учащиеся дают оценку работы группы (сплоченность, взаимовыручка и т.п.).

Третий вариант заключается в совмещении двух процессов. Например, обработка древесины: пиление и строгание. Вначале я (учитель) провожу теоретические занятия по указанным темам. На следующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практических заданий. Учащиеся делятся на две группы: первая выполняет пиление, вторая – строгание и наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковые умения и навыки по выполнению приемов пиления и строгания. Однако в данном варианте мне (учителю) сложнее контролировать работу учащихся, так как выполняется сразу две операции по обработке древесины.
2.3. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся

В учебном процессе с помощью контроля устанавливают, что и как учащиеся усваивают и каково их отношение к занятиям. Контроль знаний, умений и навыков учащихся бывает текущий и итоговый. Контроль дает возможность учителю совершенствовать учебный процесс; повышает обоюдную ответственность учащихся и учителя за выполняемую работу; приучает учащихся к систематическому труду и аккуратности.

Оценка знаний, умений и навыков имеет функцию поощрения и порицания, является средством воспитательного воздействия. Оценка должна быть понятной, ясной для ученика, объективной и справедливой. При оценке знаний, умений и навыков необходимо отмечать сильные и слабые стороны в ответах учащихся, в результатах практической деятельности; показывать возможные пути устранения недочетов в дальнейшей работе. При оценке знаний, умений и навыков я учитываю индивидуальные особенности учащихся, такие как робость, застенчивость, замедленность в мышлении, излишняя самоуверенность, физическое развитие и объективные причины, связанные с недоброкачественным материалом, неисправным инструментом, отсутствием необходимого оборудования и др.

Проверка теоретических знаний учащихся осуществляется путем устного опроса и письменных контрольных работ (контрольные задания, тесты, задачи, кроссворды и т.д.). Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, чаще использую тестовые задания (приложение 6) и кроссворды (приложение 7). Стараюсь, чтобы у каждого учащегося был свой вариант задания.

При этом учитываю целесообразность применения тестов нескольких видов:

  • с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;

  • на соответствие;

  • с требуемым текстовым заполнением;

  • на установление правильной последовательности действий.

Для оценивания результатов этих работ использую методику В.П.Беспалько, где основными критериями эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применять его на практике считается коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов:

Ку = N/ К; где N- количество правильных ответов учащихся на контрольные вопросы; К- общее число вопросов в контрольной работе или тесте.

Если Ку больше или равно 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий, 4 – за 80% -90% правильно выполненных заданий, 5 – за правильное выполнение всех заданий и больше 90% (приложение 8).

Проверка практических умений и навыков осуществляется путем контроля и оценки выполненного практического задания. Это могут быть не сложные изделия, детали к изделиям, отдельные трудовые операции. Например, практическими заданиями по обработке древесины может быть изготовление полуфабрикатов в виде пластин из фанеры, брусков, дощечек, реек и др. Контрольными заданиями при работе с металлом могут быть развертки из листового металла правильной формы (прямоугольник, треугольник, круг). При этом объектом контроля является размеченная заготовка или готовая деталь.

При проверке практических умений при выполнении отдельных операций обращаю внимание на качество выполненной работы, соблюдение техники безопасности в процессе работы и организацию рабочего места, соблюдение правильности приемов и способов работы. Основными критериями качества изделия являются величина отклонения от номинальных размеров и отделка поверхностей изделия. Качество изделий оцениваю совместно с коллективом учащихся. Например, критерии оценки практической работы по теме «нарезание наружной резьбы» (приложение 9).

Также использую основные показатели качества умений и навыков на уроках технологии:

  • правильность приемов работы;

  • рациональность организации труда и рабочего места;

  • соблюдение технических требований и других качественных показателей при выполнении практического задания;

  • соблюдение правил безопасности;

  • степень самостоятельности выполнения задания (приложение 10).

Значение этих показателей может изменяться в зависимости от учебно-воспитательных задач, отдельного задания и периода обучения. Все параметры контроля и оценки качества умений и навыков обязательно довожу до учащихся.

Текущие и итоговые знания, умения и навыки учащихся оцениваются по пятибалльной системе.

Итоговая отметка учащегося за четверть или за учебный год отражает фактический уровень знаний, умений и навыков, которые учащийся приобрел в процессы обучения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При всем многообразии поставленных перед образовательной областью «Технология» задач главная из них состоит в том, чтобы научить учащихся трудиться с помощью ручных инструментов, приспособлений и на некоторых станках, Это значит, что учащихся нужно прежде всего вооружить практическими умениями и навыками.

«Навык» - это способность на безошибочное (после многократного повторения), доведенное до автоматизма выполнение отдельных действий.

«Умение» - это способность обучаемого, точно и сознательно применять в познавательной созидательной или преобразующей деятельности усвоенные

знания и навыки.

Формирование умений и навыков – специальная педагогическая задача. Процесс формирования умений и навыков является длительным, а многие из них формируются в течении всей жизни человека. В своей деятельности учащиеся перерабатывают и трансформируют те способы учебной работы, которые ему дает учитель. Вспомним два главных момента деятельности учителя по формированию необходимых умений и навыков: 1 – постановка цели; 2 – организация практической деятельности.

Ведущую роль на занятиях по технологии играют практические методы обучения (упражнения, практический опыт, лабораторно-практическая работа, учебно-практическая работа), обеспечивающие познавательно-трудовую деятельность учащихся. В технологии под методом обучения понимают способ работы учителя и руководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения. Основное место на уроках технологии занимает практическая деятельность, ей отводится не менее 70% всего учебного времени.

Сегодня без полной комплектации школьной мастерской учителю затруднительно полноценно проводить уроки. В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности снижается за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся. В своей работе я применяю следующие варианты организации практической деятельности учащихся (приемы разделения трудовых операций): первый вариант- это парня деятельность учащихся; второй вариант – это разделение на две группы; третий вариант – это совмещение двух процессов. Проверка трудовых умений и навыков осуществляется путем контроля и оценки выполненного практического задания. Применение разнообразных методов контроля и оценки знаний, умений и навыков приучает учащихся к систематическому труду и аккуратности. Оценивая знания, умения и навыки, надо руководствоваться общепринятыми критериями, применяемыми при оценке знаний общеобразовательным предметам.

В ходе своей работы я пришла к выводу, что при недостаточной материальной базе школьной мастерской применяемые мною приемы разделения трудовых операций практической деятельности учащихся обеспечивают эффективное формирование практических умений и навыков на уроках технологии (технический труд) в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования. Данная методика обеспечивает активное и осознанное усвоение учащимся практических умений и навыков. предусматривает использование в процессе обучения метода проекта и поэтому обеспечивает получение учащимися технологического образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов.- М.:Книжный дом « Университет»,2000.-112 с.

2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. пособие для учащихся 5 - 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995. - 191 с.: ил.

3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

4. Обучение технологии в средней школе:5-11кл.:Метод.Пособие-М.:Гуманит.изд.Центр ВЛАДОС,2003.-208с.-(Б-ка учителя технологии)

5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.

6. Столярное дело: Учеб. пособие для 7 и 8 кл. вспом. шк. / Б.А.Журавлев, - М.: Просвещение, 1989 - 223 с.

7. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для мальчиков) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2003. - 256 с.

18. Технология. Содержание и образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 304с. - (Современное образование).

10. Технология. Методика обучения технологии. 5-9кл.:метод.пособие

А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич, С.Э.Маркуцкая.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2004. – 220, «4»с.: ил.

11. Тхоржевский Д.А. Практикум по курсу «Методика трудового обучения»: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2008 «Преподавание труда и черчения в 4-8 классах общеобр. школы». - М.: Просвещение, 1980. - 112с.

12. Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей.- М.: Ин-т практ. психологии, 1997.

Приложение 1.
Фрагмент учебной карты при изучении темы

«Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки».
Учебная цель: научиться пользоваться инструментами и приспособлениями, применяемыми при правке тонколистового металла и проволоки, приемам правки тонколистового металла и проволоки.

Объекты работ: заготовки для угольников, заготовки из тонколистового металла и проволоки.

Инструменты, оборудование, приспособления и материалы: молотки, киянки, правильная плита, деревянные бруски, протяжка для проволоки.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Отработка приемов точности нанесения ударов.

  1. Взять отрезок металла и обозначить на нем мелом условные места для нанесения ударов – кружочки разных диаметров (рис. а).

  2. Надеть на левую руку рукавицу, взять в правую руку молоток, а в левую – полосу и принять рабочее положение; стоять при правке прямо, свободно и устойчиво (рис.б).

  3. Обрабатываемый конец полосы положить на плиту так, чтобы все условные метки находились в пределах плоскости плиты (рис.б); особое внимание уделять плотности прилегания полосы к плите, так как при неплотном прилегании в момент удара молотком возможна сильная отдача в левую руку и даже выбивание полосы из рук.

  4. Выполнить тренировочное упражнение на точность нанесения ударов. Для этого боек молотка ставят в центр большого условного круга, затем отводят молоток и наносят локтевой удар по намеченному месту; во время нанесения ударов необходимо смотреть только на место удара и правильно и точно наносить удары в пределах круга (рис. в).

  5. По мере овладения первичными навыками нанесения ударов на одном круге переходить к нанесению ударов по следующим кругам-меткам меньшей площади.




Приложение 2.

ТЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ

ПОДСТАВКИ ДЛЯ ПАЯЛЬНИКА


Приложение 3.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ:

«Определение диаметра сверла у различных его видов»
Цель: научиться определять диаметр сверла.

Оборудование и инструменты: сверла разных видов и диаметров, шаблоны просверленных отверстий.

Ход работы:

  1. Внимательно рассмотреть виды сверл.

  2. Определить, отверстие какого диаметра получится сверлением каждого вида.

  3. На хвостовике сверла выбиты цифры и буквы; верхнее число обозначает диаметр сверла в миллиметрах. Если оно стерлось, аккуратно зажмите хвостовик в тисках, измерьте расстояние между губками: это и будет диаметр сверла.

  4. На тех сверлах, где хвостовик имеет меньший диаметр, чем тело сверла, или наоборот и выбитых цифр уже не видно, возможно определение его диаметра путем измерения диаметра просверленного отверстия.

  5. Сделайте вывод о соответствии маркировки сверла с просверленным отверстиям.

Вывод запишите в своих рабочих тетрадях.

6. Назовите виды и элементы сверла.


а - ____________ б-____________в-______________ г - _______________
1 - ___________________ 2 - __________________3-_________________

Приложение 4.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

«Ознакомление с типовыми деталями и механизмами».

Цель: ознакомиться с назначением и конструкцией наиболее распространенных в технике типовых деталей и механизмов.

Оборудование: детали из учебных наборов (болты, винты, шпильки, гайки, шайбы, валы, оси, подшипники), ключ гаечный, отвертка, учебная таблица «Типовые детали и узлы».

Порядок выполнения работы:

Задание 1.

  1. Подготовить в тетради рабочую таблицу по прилагаемой форме.



Название детали

Назначение

Устройства в мастерской, в которых применяется подобная деталь
















  1. Ознакомиться у устройством деталей и определить их название (для соединения, передачи вращения и т.д.).

  2. Назвать механические устройства в учебной мастерской, в которых применяется данная деталь.

  3. Все данные, относящиеся к деталям, занести в соответствующие графы таблицы.

Задание 2.

  1. Подготовить в тетради рабочую таблицу.



Наименование

соединения

Название деталей

соединения

Вид соединения:

Разъемное или неразъемное

Устройства в мастерской, в которых применяется подобное соединение



















  1. Ознакомиться с устройством образцов соединения.

  2. Определить и указать в таблице наименования соединений.

  3. Определить и записать в таблице название деталей, входящих в данное соединение.

  4. Определить вид соединения (разъемное, неразъемное).

  5. Начертить в таблице условные обозначения соединений.

  6. Назвать механические устройства в мастерской, в которых применяется данный вид соединения.


Приложение 5.
Перечень знаний и умений учащихся 5 класса по разделу программы

« Технологии обработки конструкционных материалов

и элементы машиноведения».

Учащиеся должны:

Иметь общее представление о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей ; понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

Иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали: форме и размерах каждой элементарной поверхности и их взаимном расположении; уметь осуществлять их контроль;

Знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

Знать, общее устройство столярного, слесарного верстака; уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;

Знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструмента) и приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь пользоваться им при выполнении соответствующих операций;

Знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

Владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим картам;

Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;

Иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровья человека;

Знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую информацию;

Иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов.

Приложение 6.
ТЕСТ. Древесина – природный конструкционный материал.

Пиломатериалы и древесные материалы.

  1. Как называется тонкий слой клеток, расположенный между корой и древесиной?

А- камбий;

Б- кора;

В- заболонь;

Г- ядро.

2. Какой слой древесины проводит соки, питающие дерево?

А- пробковый;

Б- лубяной;

В- сердцевина;

Г- сердцевинные лучи.

3. Каким способом выполняется тангенциальный разрез ствола дерева?

А- поперек оси ствола;

Б- вдоль оси ствола, через сердцевину;

В- параллельно сердцевине с удалением на некоторое расстояние.

4. Какая из пород древесины не является хвойной?

А- сосна;

Б- кедр;

В- пихта;

Г- ольха

5. Какая из пород древесины имеет белый с красноватым оттенком цвет и слабо

выраженную текстуру? Она твердая и вязкая, но быстро загнивает.

А- береза;

Б- дуб;

В- осина;

Г- лиственница.

6. Какой из видов пиломатериалов называется брус?

А- пиломатериал толщиной до 100мм и шириной более двойной толщины;

Б- пиломатериал толщиной и шириной более 100мм;

В- боковые части бревна, оставшиеся после его распиловки.

7. Что такое торец?

А- широкая плоскость материала;

Б- поперечная плоскость пиломатериала;

В- линия, образованная пересечением плоскостей.
1   2   3